МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Экономика»

 

 

Профиль подготовки

Экономическая безопасность

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Екатеринбург 2015 г.


1 ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Целями учебной практики являются овладение на основе полученных теоретических знаний практическими приемами решения производственных, организационно-экономических и управленческих задач.

 

2 ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Задачами учебной практики
являются:

- закрепление полученных теоретических знаний по экономическим дисциплинам, укрепление связи обучения с практической деятельностью;

- знакомство с основными видами организаций, обеспечивающих экономическую безопасность региона, муниципального образования, их деятельностью, структурой;

- ознакомление студентов со структурными подразделениями организаций, основной задачей которых является обеспечения экономической безопасности;

- ознакомление студентов с экономическими документами, нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность организаций, принимающих студентов на практику;

- ознакомление с ведением общего делопроизводства;

- выработка умений по составлению экономических документов, консультированию по вопросам экономики, обеспечения экономической безопасности, работы с нормативно-правовыми актами и иными документами;

- выполнение индивидуальных заданий кафедры.

 

3 МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

 

Учебная практика базируется на дисциплинах профессионального цикла базовой и вариативной части: макроэкономика; микроэкономика; статистика; бухгалтерский учет и анализ; экономический анализ деятельности предприятия и др.

До прохождения учебной практики студент должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

знать:

основные экономические законы;

факторы и условия, определяющие развития социально-экономических процессов;

уметь:

- применять понятийно-категорийный аппарат экономических дисциплин в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в экономических и социальных процессах, протекающих на глобальном, национальном, региональном и микро- уровнях;

владеть:

- навыками мышления, ориентированного на предопределение картины прошлого, настоящего и будущего, для выработки системного, целостного взгляда на проблемы экономической и социальной динамики, обеспечения экономической безопасности;

- навыками научного обоснования развития экономики страны, региона, отдельных ее секторов (видов экономической деятельности), организации (фирмы).

Прохождение учебной практики необходимо для изучения дисциплин профессионального цикла и прохождения в дальнейшем производственной практики.

4 ФОРМЫПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Формы проведения практики - лабораторная, заводская, архивная.

5 МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Базой практики являются структурные подразделения организаций любой формы собственности, основной сферой деятельности которых является обеспечение экономической безопасности на общенациональном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне хозяйствующего субъекта.

Учебная практика проводится на 1 курсе. Практика проводится, как самостоятельная работа студента.

6 КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения данной учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Умения:

- владение методами экономической работы, сбора, обработки и обобщения статистических данных и аналитических материалов;

- анализа экономических и социальных процессов, обобщения факторов и условия их вызывающие;

- составление аналитических записок, экономических обобщений и обоснований.

Навыки:

- работы с экономическими документами;

- анализа экономических процессов и явлений.

Студент по результатам учебной практики должен обладать следующими компетенциями:

 

Компетенции Коды
Общекультурные (ОК) компетенции, определенные ФГОС ВПО
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК–1- 080100 - 00
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК-4 - 080100 - 00
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК-5 - 080100 - 00
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе ОК-7 - 080100 - 00
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность ОК-8 - 080100 - 00
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК-9 - 080100 - 00
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ОК-11- 080100 - 00
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны ОК-12 - 080100 - 00
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК-13 - 080100 - 00
Профессиональные (ПК) компетенции, определенные ФГОС ВПО
расчетно-экономическая деятельность  
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов ПК-1 - 080100 - 00
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов ПК-2 - 080100 – 00
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами ПК-3 - 080100 - 00
аналитическая, научно-исследовательская деятельность  
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач ПК-4 - 080100 - 00
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы ПК-5 - 080100 - 00
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты ПК-6 - 080100 - 00
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений ПК-7 - 080100 - 00
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет ПК-9 - 080100 - 00
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии ПК-10 - 080100 - 00
организационно-управленческая деятельность  
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии ПК-12 - 080100 - 00
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий ПК-13 - 080100 - 00
Профессионально-специализированные (ПСК) компетенции, дополнительно определенные вузом в соответствии с профилем
способен правильно оценить глобальную международную безопасность, экономическую безопасность государства в целом, его регионов, предприятия и личности, а также разработать меры и мероприятия по ее повышению и механизм реализации ПК- 17 - 080100 - …
способен идентифицировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, уметь их распознавать под влиянием изменяющихся геополитических и геоэкономических факторов, а также российского бизнес-климата ПК- 21 - 080100 - …
способен обосновать выбор методики расчета экономических показателей, характеризующих пороговые значения индикаторов экономической безопасности ПК- 24 - 080100 - …
способен разрабатывать с учетом маркетинговых и прогнозных данных соответствующие разделы текущих и перспективных планов развития компаний и корпораций, составлять статистические отчеты ПК- 25 - 080100 - …

 


7 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

Учебная и производственная практика проводится, как самостоятельная работа студента с использованием предыдущих знаний студента на базе средне - профессионального или высшего образования и места работы.

 

 

8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

На подготовительном этапе в целях лучшей подготовки к практике студент должен ознакомиться с программой и содержанием предстоящих работ, собрать и изучить рекомендуемую литературу. Результатом подготовительного этапа является написание первого раздела итогового отчета «Краткая характеристика организации – базы практики» с анализом организационной структуры на момент прохождения практики, системы управления и общих социально-экономических показателей деятельности.

На рабочем этапе практики студент выполняет работу в соответствии со своей должностной инструкцией. На этом этапе главное – овладение методами экономической работы и сбора статистических и аналитических данных для выполнения аналитических частей будущих курсовых работ.

Результатом этого этапа является второй – аналитический – раздел итогового отчета, в котором отражается собранная статистическая информация по теме будущей курсовой работы. Статистические данные должны быть проанализированы и снабжены аналитической запиской..

Итоговый этап практики включает в себя подготовку отчета, систематизацию материалов для будущих курсовых работ и дипломных работ.

9 ФОРМЫАТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

По результатам учебной практики студент обязан предоставить:

отчет о прохождении учебной практики;

Отчет должен иметь четкое построение, логическую последовательность, конкретность изложения материала, убедительность аргументации; выводы и предложения должны быть доказательными и обоснованными.

Отчеты по учебной практике имеют следующую структуру: титульный лист (см. приложение А); содержание (см. приложение Б); введение (1–1,5 страницы); основная часть (первый и второй разделы); заключение (1–1,5 страницы); приложения.

Титульный лист отчета содержит указание места прохождения, сроки практики, данные о руководителе практики от кафедры.

Содержание помещают после титульного листа отчета. В содержании отчета указывают перечень разделов и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них.

Введение к отчету не должно превышать 1,0-1,5 стр. компьютерного набора (текст отчета следует выполнять шрифтом 14 через 1,5 интервала).

Во введении студент должен отразить следующее: место и сроки практики, ее цель и задачи, выполненные обязанности, изученный информационный материал.

Основная часть отчета содержит два раздела, каждый из которых при необходимости может быть подразделен на параграфы.

Первый раздел представляет собой характеристику места практики по следующей схеме: организационная структура, выполняемые функции и задачи; взаимосвязи с другими подразделениями. Данный материал, как правило, содержится в уставе предприятия, в положениях об отделах, в должностных инструкциях и т.д. Текст первого раздела ни в коем случае не должен представлять собой переписывание содержания названных документов.

Второй раздел отчета носит аналитический характер. В нем должен быть представлен краткий анализ собранных студентом за время прохождения практики нормативно-правового, статистического и других материалов, которые будут служить основой для написания будущих курсовых работ.

Объем основной части отчета не должен превышать 8-15 страниц.

В заключении логически последовательно излагаются выводы и предложения, к которым пришел студен в результате прохождения практики. Они должны быть краткими и четкими, написанными тезисно (по пунктам).

В приложениях размещают вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы может загромождать текст.

Первым приложением является перечень материалов, с которыми ознакомился студент в ходе практики, включающий в себя названия нормативно-правовых актов, отчетов, аналитических записок и прочего с места прохождения практики.

Следующими приложениями могут являться таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и другие документы.

Объем отчета (без приложений) не должен превышать 20 страниц, набранных на компьютере.

Готовый отчет отправляется на проверку руководителю практики от кафедры через сайт Центра дистанционного образования.

11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

а) основная литература:

1. О безопасности: Федеральный закон от 5.03.1992 № 2446-1 (в ред. от 26.06.2008) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: режим доступа: https://www.consultant.ru.

2. О безопасности: Федеральный закон от 29.12.2010 № 390-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: режим доступа: https://www.consultant.ru.

3. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: режим доступа: https://www.consultant.ru.

4. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: режим доступа: https://www.consultant.ru.

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: режим доступа: https://www.consultant.ru.

6. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2009.

7. Гусев В.С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов: Учебник. СПб: ИД «Очарованный странник», 2001.

8. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.

9. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

10. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Л.П. Гончаренко. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.

 

б) дополнительная литература:

11. Зильберман М.Ф., Стровский Л.Е. Экономическая безопасность России в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Уральского государственного технического университета-УПИ. Сер. Экономика и управление. 2009. № 4. С. 77-84.

12. Мамон Н.В. Национальная экономическая безопасность: сущность и иерархическая структура [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kstu.edu.ru/science/vestnik/18/doc/2-1.doc.

13. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2006.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

Государственная Дума Российской Федерации. Режим доступа: https://www.duma.gov.ru/

Правительство Российской Федерации. Режим доступа: https://www.goverment.gov.ru/

Правительство Свердловской области. Режим доступа: https://www.midural.ru/

Содружество Независимых Государств (СНГ). Режим доступа: https://www.cis.minsk.by/

Мировая цифровая библиотека, WDL – World Digital Library. Режим доступа: www.wdl.org (доступ бесплатный)

Европейская цифровая библиотека. Режим доступа: www. european.eu

Информационно-прав овой сервер «Гарант». Режим доступа: https://www.garant.ru/

Информационно-правовой сервер «КАДИС». Режим доступа: https://www.kadis.net/

Информационно-правовой сервер «Кодекс». Режим доступа: https://www.kodeks.net/

Информационно-правовой сервер «КонсультантПлюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/

 

12 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с направлением подготовки для проведения практики необходимо следующее материально-техническое оборудование: персональный компьютер, ИПС «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.

 


13 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

 

Оформление отчета осуществляется в соответствии с требованиями государственных стандартов:

ГОСТ 7.32–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

ГОСТ 7.12–93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;

ГОСТ 7.1–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

ГОСТ 7.82–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Отчет выполняется печатным способом с использованием компьютера (текстовый редактор Microsoft Word) и принтера на белой бумаге стандартного формата А4 (размером 297х210 мм) на одной стороне листа.

Каждая страница текста, включая иллюстрации и приложения, нумеруется арабскими цифрами, кроме титульного листа и содержания, по порядку без пропусков и повторений. Номера страниц проставляются, начиная с введения (третья страница), в центре нижней части листа без точки. Все листы работы должны быть скреплены или сброшюрованы.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.

Рекомендуемым типом шрифта является Times New Roman, размер которого 14 pt (пунктов) (на рисунках и в таблицах допускается применение более мелкого размера шрифта, но не менее 10 pt).

Текст печатается через 1,5-ый интервал, красная строка – 1,25 см.

Цвет шрифта должен быть черным, необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах и формулах, применяя курсив, полужирный шрифт не применяется.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом. Повреждения листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

 

13.2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ И НУМЕРАЦИИ

СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ

 

 

Отчет должен включать следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, введение, основной текст, заключение, приложения (является дополнительным элементом). Основной текст может быть разделен на разделы и параграфы.

Каждый структурный элемент отчета (титульный лист, содержание, введение, заключение, приложение) и разделы необходимо начинать с новой страницы. Следующий параграф внутри одного раздела начинается через 2 межстрочных интервала на том же листе, где закончился предыдущий.

Расстояние между заголовком структурного элемента и текстом, заголовками главы и параграфа, заголовком параграфа и текстом составляет 2 межстрочных интервала.

Наименования структурных элементов письменной работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЕ») служат заголовками структурных элементов. Данные наименования пишутся по центру страницы без точки в конце прописными (заглавными) буквами, не подчеркивая.

Разделы, параграфы должны иметь заголовки. Их следует нумеровать арабскими цифрами и записывать по центру страницы прописными (заглавными) буквами без точки в конце, не подчеркивая. Номер раздела указывается цифрой (например, 1, 2, 3), номер параграфа включает номер раздела и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1, 2.1, 3.3). После номера раздела и параграфа в тексте точку не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Не допускается писать заголовок параграфа на одном листе, а его текст – на другом.

В содержании работы наименования структурных элементов указываются с левого края страницы, при этом первая буква наименования является прописной (заглавной), остальные буквы являются строчными, например:

Введение

1 Теоретические основы налогов

2 Характеристика налоговой системы РФ

3 Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

13.3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР

 

 

Сокращение русских слов и словосочетаний допускается при условии соблюдения требований ГОСТ 7.12–93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

В тексте письменной работы допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами, например: год – г., годы – гг., и так далее – и т. д., метр – м, тысяч – тыс., миллион – млн, миллиард – млрд, триллион – трлн, страница – с., Российская Федерация – РФ, общество с ограниченной ответственностью – ООО.

При использовании авторской аббревиатуры необходимо при первом ее упоминании дать полную расшифровку, например: «… Уральский государственный экономический университет (далее – УрГЭУ)…».

Не допускается использование сокращений и аббревиатур в заголовках письменной работы, глав и параграфов.

13.4 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ

 

 

При необходимости в тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис (иные маркеры не допустимы). Например:

«….заключение содержит:

краткие выводы;

оценку решений;

разработку рекомендаций.»

При необходимости ссылки в тексте работы на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ѐ, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Например:

а) …;

б) …;

1) …;

2) …;

в) …

 

13.5 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РИСУНКОВ

 

 

В письменной работе для наглядности, уменьшения физического объема сплошного текста следует использовать иллюстрации – графики, схемы, диаграммы, чертежи, рисунки и фотографии. Все иллюстрации именуются рисунками. Их количество зависит от содержания работы и должно быть достаточно для того, чтобы придать ей ясность и конкретность.

Рисунки должны быть созданы с помощью инструментов Microsoft Word, возможно использование цвета. При цветном исполнении рисунков следует использовать принтер с возможностью цветной печати. При использовании в рисунках черно-белой печати следует применять черно-белую штриховку элементов рисунка.

На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте работы, например: «... в соответствии с рисунком 2 …» или «… тенденцию к снижению (рисунок 2)».

Рисунки следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (при наличии достаточного пространства для помещения рисунка со всеми поясняющими данными), или на следующей странице. Если рисунок достаточно велик, его можно размещать на отдельном листе. Допускается поворот рисунка по часовой стрелке (если он выполнен на отдельном листе). Рисунки, размеры которых больше формата А4, учитывают как одну страницу и помещают в приложении.

Рисунки, за исключением рисунков в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Каждый рисунок (схема, график, диаграмма) обозначается словом «Рисунок», должен иметь заголовок и подписываться следующим образом – посередине строки без абзацного отступа, например:

 

 
 

 


 

Рисунок 1 – Структура администрации района

 

Если на рисунке отражены показатели, то после заголовка рисунка через запятую указывается единица измерения, например:

 

Рисунок 1 – Структура издержек, %

 

Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, рисунок А.3).

Если рисунок взят из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку, например:

 

 

Рисунок 1 - Процесс стратегического планирования [8, с. 46]

 

Если рисунок является авторской разработкой, необходимо после заголовка рисунка поставить знак сноски и указать в форме подстрочной сноски внизу страницы, на основании каких источников он составлен, например:

 

 

 

Рисунок 2 – Основные этапы процесса стратегического планирования[1]

 

При необходимости между рисунком и его заголовком помещаются поясняющие данные (подрисуночный текст), например, легенда.

 

13.6 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ

 

 

В письменной работе фактический материал в обобщенном и систематизированном виде может быть представлен в виде таблицы для наглядности и удобства сравнения показателей.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например: «…в таблице 2 представлены …» или «… характеризуется показателями (таблица 2)».

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы, за исключением таблиц в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Каждая таблица должна иметь заголовок, который должен отражать ее содержание, быть точным, кратким. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например:

 

Таблица 1 – Динамика основных показателей развития малого предпринимательства в России за 2010–2011 гг.

 

       
Объем выпуска продукции, млрд. руб.      
……      

 

Если таблица взята из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку, например:

 

Таблица 2 – Динамика основных показателей развития малого предпринимательства в России за 2010–2011 гг. [15, с. 35]

 

       
Объем выпуска продукции, млрд. руб.      
……      

 

 

Если таблица является авторской разработкой, необходимо после заголовка таблицы поставить знак сноски и указать в форме подстрочной сноски внизу страницы, на основании каких источников она составлена, например:

 

Таблица 3 – Динамика основных показателей развития малого предпринимательства в России за 2010–2011 гг. [2]

 

       
Объем выпуска продукции, млрд. руб.      
……      

 

Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем графа с наименованиями показателей должна размещаться в левой части страницы. Слева, справа и снизу таблицы ограничивают линиями.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы. На странице, на которую перенесена часть таблицы, слева пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы и повторением шапки таблицы.

Если таблица переносится, то на странице, где помещена первая часть таблицы, нижняя ограничительная линия таблицы не проводится. Это же относится к странице (страницам), где помещено продолжение (продолжения) таблицы. Нижняя ограничительная линия таблицы проводится только на странице, где помещено окончание таблицы.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком. Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строк следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с ней знаком сноски, а помещают после заголовка «Примечание» или «Примечания», оформляют как внутритекстовое примечание.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте работы, но не менее 10 pt.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа. Если показатели таблицы выражены в разных единицах измерения, то обозначение единицы измерения указывается после наименования показателя через запятую. Допускается при необходимости выносить в отдельную графу обозначения единиц измерения.

Текст, повторяющийся в строках одной и той же графы и состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, заменяют кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Если предыдущая фраза является частью последующей, то допускается заменить ее словами «То же» и добавить дополнительные сведения. При наличии горизонтальных линий текст необходимо повторять. Если в ячейке таблицы приведен текст из нескольких предложений, то в последнем предложении точка не ставится.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения нормативных материалов, марок материалов не допускается.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Если таблицы размещены в приложении, их нумерация имеет определенные особенности. Таблицы каждого приложения нумеруют отдельной нумерацией арабскими цифрами. При этом перед цифрой, обозначающей номер таблицы в приложении, ставится буква соответствующего приложения, например:

Таблица В.1.– Динамика показателей за 2010–2011 гг.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении (допустим, В).

 

13.7 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ФОРМУЛ И УРАВНЕНИЙ

 

 

Для составления формул, уравнений используется Редактор формул Microsoft Word.

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения необходимо оставлять не менее одной свободной строки. Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, например:   R = Xmax – Xmin, (1) (4)

 

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например: «.. в формуле (1)…».

В качестве символов физических величин в формуле следует применять обозначения, установленные соответствующими нормативными документами. Пояснение символов и числовых коэффициентов, если они не пояснены ранее, должны быть приведены непосредственно под формулой, после которой ставится запятая.

Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться без абзацного отступа со слова «где» (без двоеточия). Например:

R = Xmax – Xmin, (1)

  где Xmax - максимальное значение контролируемого параметра в выборке; Xmin - максимальное значение контролируемого параметра в выборке.  

 

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

Порядок оформлений математических уравнений идентичен порядку оформления формул.

 

 

13.8 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ

 

 

В приложения рекомендовано включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть: материалы, дополняющие работу; промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; инструкции, методик



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: