Задание для самостоятельного выполнения




Тема: Теоретические основы управления учебными заведениями системы профессионального образования

Цель: систематизировать знания о подходах к определению феномена «управление», «управление образовательным заведением», сформировать представление о существующих проблемах организации управления образовательным учреждением профессионального образования.

 

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2. Решить задания для самостоятельного выполнения.

 

Теоретические сведения

Подготовка граждан по программам профессионального образования осуществляется в учебных заведениях начального, среднего и высшего образования.

Эти образовательные учреждения учреждены и действуют на основании законодательства государства об образовании, имеют статус юридического лица и реализуют в соответствии с лицензией образовательные программы профессионального образования.

Учреждения профессионального образования самостоятельно формируют свою структуру. По форме собственности выделяют государственные и негосударственные учебные заведения системы профессионального образования.

Основные виды учебных заведений системы профессионального образования – это университет, институт, академия, колледжи, техникумы и училища.

В разных научных источниках можно проследить разнообразие позиций по сущности управления. Так, В. Баринова считает, что управление позволяет изменить состояние организации. Е. Рузаев, что управление – это вид деятельности, который заканчивается созданием управленческого решения. Управление понимается А. Егоршиным как самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение целей организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов. И. Иванова рассматривает управление как процесс, который складывается из совокупности управленческих логически взаимосвязанных действий.

А. Виханский считает, что управление является определенным типом взаимодействия, которое существует между субъектами, один из которых в этом взаимодействие находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Это взаимодействие характеризуется, по мнению ученого, следующими моментами: 1) субъект управления направляет объекту управления информацию о тех аспектах его функционирования, которые входят в сферу управленческого влияния субъекта; 2) объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием этих команд.

Однако о существовании и качестве управленческого взаимодействия (т.е. самого управления) можно говорить только тогда, когда объект управления выполняет команды субъекта управления. При этом сущность управленческих отношений состоит в том, что субъект должен и способен вырабатывать управленческие команды, а объект управления готов и может эти команды исполнить. В связи с этим можно процитировать понимание М. Альбертом, М. Месконом та Ф. Хедоури управления как особого вида деятельности, содержащего процессы планирования, организации, мотивации и контроля и направленного на достижение определенных целей.

Фактически в трактовке управления прослеживается несколько позиций. Первая понимает управление как деятельность, и такое определение становится важным тогда, когда необходимо получить результат. Однако такой подход не принимает во внимание личный вклад и опыт всех участников процесса управления.

Другая позиция состоит в том, что управление рассматривается как целенаправленное влияние субъекта управления на объект. При этом не учитывается субъект-субъектная природа любой деятельности (в том числе и управленческой), поскольку активность определяется только относительно субъекта управления.

Третья позиция свидетельствует о понимании управления как процесса взаимодействия субъектов, предполагает прямую и обратную связь между ними, а также органическое соединение изменений субъектов в процессе взаимного влияния.

Нам более близка третья позиция, поэтому управление понимается как сознательное влияние на объекты и процессы прямых и косвенных участников этих процессов, изменяющееся с целью определенным образом направить деятельность и получить требуемые результаты.

Как видно из определения само содержание управления зависит от выбранных целей. Но говорить о целях управления в учебном заведении без конкретизации его сущности не возможно.

В святи с этим целесообразном является сформулированное Е. Хрыковым определение управления учебным заведением как «деятельности управленческой подсистемы, направленной на создание социально-прогностических, педагогических, психологических, кадровых, организационно-правовых, материально-финансовых, санитарно-гигиенических, методических условий, необходимых для осуществления образовательного процесса и достижения цели».

Подытоживая все сказанное, мы можем рассматривать управление учебным заведением профессионального образования как непрерывный процесс скоординированной деятельности субъектов управления по обеспечению высокого уровня качества подготовки специалистов, отвечающего требованиям общества, работодателей, студентов, преподавателей и сотрудников учебного заведения

 

Задание для самостоятельного выполнения

1. Приведите перечень законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность ЛГПУ.

2. Объясните, почему управление рассматривается как целостная система?

3. Назовите полномочия учреждения профессионального образования.

4. Дайте характеристику трех подходов к определению сущности управления образованием.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные задачи учреждений профессионального образования.

6. Укажите, является ли необходимым включение студентов в управление образовательным учреждением? Укажите формы, в которых это допустимо и объясните свою точку зрения.

7. Охарактеризуйте современные проблемы управления образовательными учреждениями профессионального образования.

 

Рекомендованные источники:

1. Гриненко С.В. Проблемы управления развитием системы высшего профессионального образования: Информационно-коммуникационные технологии в системе взаимодействия профессионального образования и рынка труда / С.В. Гриненко. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aup.ru/books/m1524/2_1.htm

1. Зинченко В.О. Современные проблемы профессионального образования: учебно-метод. пособие для магистр. очной и заочной форм обучения по направл. подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». – изд. 2-е доп. и перераб. / В.О. Зинченко; ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко». – Луганск: «Книта», 2017. – 223 с.

2. Сенновский, И.Б. Управленческая деятельность учителя / И.Б. Сенновский // Педагогика.- № 2 – 2004 С. 48-53.

3. Сергеева, В.П., Основы управления педагогическими системами: программно-методическое пособие / В.П. Сергеева, С.В. Грицаева – М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1999.- 93 с.

4. Управление образовательными системами: учебное пособие / под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ». – 2003 – 464 с.

5. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.И. Шамова, Т.И. Третьяков, Н.П. Капустин. – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 – 320 с.

Уважаемые студенты!

Материалы выполненного семинара необходимо выслать до 26.12.2020 на электронный адрес vierinen@ya.ru или в социальной сети Вконтакте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: