Глава 2. Внешнеторговая политика государства в современных условиях развития мирового рынка




 

Современные тенденции международной торговли

 

Мировая торговля имеет огромное значение во всех важных сферах жизнедеятельности практически каждого человека. В отличие от прошлого столетия уровень экономического, социального, культурного, информационного общения людей настолько высок, что торгово-экономическое взаимодействие людей достигло почти абсолютных значений, что, собственно, и позволяет говорить о глобализации мировой торговли. В свою очередь, именно мировая торговля изначально первенствовала как генеральная тенденция, ускорявшая процесс интернационализации факторов производства (производительных сил), способствовавшая региональной и всемирной интеграции мирового хозяйства. О гигантских масштабах мировой торговли свидетельствует то, что объемы мировой торговли в последние годы составляют 50% совокупного мирового продукта (ВМП), превышая 20 трлн долл [9, с. 360].

Современные тенденции международной торговли товарами и услугами отражаются в следующем:

· высокие темпы роста мировой торговли, примерно вдвое опережавшие темпы роста производства. Особенно быстро увеличивалась торговля развивающихся стран, повысивших свою долю в мировом экспорте с 34% в 1980 году до 47% в 2011 году. Эта тенденция, согласно ежегодному докладу ВТО, будет действовать и в ближайшие десятилетия, причем развивающиеся страны могут опередить развитые государства по темпам роста внешней торговли и валового продукта в 2-3 раза.

· Мировая торговля услугами растет более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей товарами. Мировая торговля услугами растет более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей товарами: за период с 1980 по 2007 годы мировой экспорт услуг вырос в 8,5 раз, по сравнению с мировым экспортом товаров, который увеличился в 6,5 раз. Рынок услуг расширяется: наибольшее значение имеют транспортные услуги и туризм (более половины стоимостного объема), однако за последнее десятилетие их положение несколько изменилось. В мировом экспорте услуг с 1990 года по 2007 год сократился удельный вес транспортных перевозок и туризма, при этом возросла доля страховых и финансовых услуг, а также компьютерных, информационных, коммуникационных и других коммерческих услуг;

· значительно снизилась доля сырья, к концу XX века на сырье приходилось всего 1/3 товарооборота, а доля торговли товарами обрабатывающей промышленности, наоборот, выросла до 2/3. На долю готовых изделий приходится около 70% товарооборота [10, с. 177-178];

· Для современной мировой торговли характерна тенденция роста внутриотраслевой торговли и увеличения доли взаимной внутрирегиональной торговли. К началу 60-х годов развитые страны, особенно в Западной Европе, все больше стали торговать друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. На современном этапе эта тенденция сохраняется и отражает международное производственное сотрудничество и экономическую интеграцию стран. Эта тенденция - следствие того, что наиболее близкие рынки объединяются, и чем меньше препятствий для торговли с точки зрения расстояний и тарифов, тем вероятнее внутриотраслевая торговля. Такое сращивание достигается лишь на высокой ступени развития обрабатывающей промышленности (особенно ее высокотехнологических отраслей) - в Западной Европе и Северной Америке более 3/4 экспорта приходится на готовые изделия, в том числе 40-50% - на продукцию машиностроения. Подобная структура способствует связыванию стран-партнеров посредством международного разделения труда. Напротив, страны с аграрно-сырьевой структурой хозяйства, производя в значительной мере схожую продукцию, выступают по отношению друг к другу не как дополняющие партнеры, а в качестве конкурентов. Поэтому они не открываются навстречу друг другу, а стремятся отгородиться, и пытаются искать рынки сбыта для своих товаров в более развитых странах мира. Однако некоторые успехи в этом направлении имеют только новые индустриальные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, однако и их деятельность направлена на внешний рынок.

· К важнейшим факторам роста мировой торговли следует отнести либерализацию торговой политики и рост объемов прямых иностранных инвестиций в экономики других стран. Несмотря на ослабление роста мировой экономики, в 2011 году наблюдался рост глобальных прямых иностранных инвестиций. Рост показателя составил за период 17%, объем ПИИ достиг 1,5 трлн. долл. (рисунок 2.1). Частично столь активный рост объемов ПИИ в мире может объясняться тем, что многие страны, стремясь привлечь иностранные инвестиции для поддержания роста своей экономики, меняют законодательство в сторону либерализации.

 

Рисунок 2.1Приток прямых иностранных инвестиций, млрд. долл.

 

· Увеличение количества региональных торговых союзов. Всего между 1990 и 2010 годами количество региональных торговых союзов увеличилось с 70 до 300 (рисунок 2.2) [14].

 


 

Рисунок 2.2 Количество заключенных торговых соглашений

 

· Широко распространено мнение, что многосторонняя торговая система обеспечивает свободную торговлю, а региональные торговые соглашения полностью устраняют тарифные и нетарифные барьеры на пути движения товаров. Обстоятельный анализ, проведенный экспертами ВТО, показывает, что это далеко не так. В настоящее время уровень таможенного обложения в мировой торговле составляет 4%. При этом в отношении более половины ее объема (52,3%) действуют нулевые ставки импортных пошлин, 25,3% из которых установлены в РТС, а 27% введены в рамках режима наибольшего благоприятствования. В отношении другой половины мировой торговли действуют различные по уровню импортные пошлины. Преференциальными тарифными ставками, действующими в РТС, охвачено чуть более 16% международной торговли, а ставками, применяемыми на основе РНБ, - 30,2%, т.е. почти вдвое больше. Высокими тарифными ставками, величина которых достигает 10-20 и более процентов, облагается 5,6% объема мировой торговли. На долю РТС приходится всего полпроцента тарифных ставок, превышающих 20%, и 1,3% ставок в интервале 10-20%. Комментируя использование сравнительно высоких импортных пошлин в преференциальной торговле, эксперты ВТО подчеркивают, что возникновение РТС не приводит к исчезновению в странах-участницах "чувствительных секторов", требующих определенного уровня тарифной защиты. Их существование ставит пределы расширению масштабов свободной торговли. Таким образом, современные реалии таковы, что без использования инструментов протекционистской защиты многие участники международной торговли обойтись объективно не могут. Правила применения этих инструментов оговариваются шестью десятками соглашений, входящих в правовой пакет ВТО. Получается, что

ВТО, стремясь к либерализации торговли, вынуждена выступать одновременно в роли охранителя протекционизма, пусть и умеренного, если сравнивать его с протекционизмом середины прошлого века. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются [11, с. 85].

 

2.2 Характеристика регулирования внешнеторговой политики на национальном уровне

 

Важной составляющей системы внешнеторговых отношений выступает ее механизм функционирования. В целом его можно рассматривать как обобщенное синтетическое понятие, которое представляет собой совокупность принципов, закономерностей, институтов внешнеторговых отношений. В функционировании внешнеторговых отношений прослеживаются три основных уровня:

микроуровень;

макроуровень;

наднациональный уровень.

На микроуровне преобладают рыночные механизмы, представленные спросом, предложением, конкуренцией, монополией и другими инструментами и рычагами мирового рынка.

На макроуровне государство стремится оптимально совместить использование рычагов во многом противоположных политик - протекционизма и свободной торговли с тем, чтобы, одновременно поддерживая здоровую конкуренцию на внешних и внутреннем рынках, не допустить нанесение ущерба отечественным производителям экономически неоправданно большими объемами импорта, а также стимулировать их конкурентоспособность как на внутреннем рынке, так и для выхода на мировые рынки. В этих целях государства используют широкий спектр тарифных и нетарифных методов, защитных и стимулирующих мер, в том числе возможно демпинг, а также субсидии, хотя последние (за исключением отдельных видов, допускаемых правилами ВТО) преследуются в мировой торговле. Все указанные меры можно охарактеризовать как дискреционные, используемые государством в своих интересах в зависимости от сложившейся ситуации с целью воздействия на внешнеторговые отношения и их развития в благоприятном для страны направлении. Они во многом представляют собой дискреционную составляющую механизма внешнеторговых отношений (приложение 1).

На наднациональном уровне механизм функционирования внешнеторговых отношений представлен принципами и методами ВТО и других международных организаций. Их методы можно охарактеризовать как "правило", они совместно вырабатываются участвующими в этих организациях странами в ходе длительных переговоров. Наиболее предсказуемый характер носят механизмы международных организаций - ВТО, ЮНКТАД и других. В рамках ВТО действуют механизм международного арбитража, процедуры выявления и противодействия демпингу, субсидиям и другим ограничениям конкуренции. Участие в международных соглашениях оборачивается для национального государства некоторыми ограничениями или потерей контроля над свободным использованием некоторых рычагов и инструментов воздействия, например, над значительной корректировкой ставок импортных пошлин в сторону увеличения. Все, что не соответствует принятым методам и инструментам регулирования внешнеторговых отношений объявляется дискриминацией, преследующейся санкциями экономического характера.[12, с. 200-215].

Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то что за послевоенные годы в рамках ГАТТ и созданной на его основе ВТО была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики [6, с. 169]

Государственное регулирование международной торговли может быть:

• Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

• Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

• Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)/ВТО, соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли [13, с. 197]


 

2.3 Политика протекционизма и свободной торговли: недостатки и преимущества, современные тенденции развития

 

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Статистика же указывает на то, что мировой ВВП с 2000 по 2010 год возрос почти вдвое, развитые страны увеличили валовой продукт лишь на 61%, а вот экономика стран СНГ возросла в 5,5 раз, стран БРИКС - в 4,2 раза. И прогнозы МВФ по странам СНГ оптимистичны - показатель может вырасти еще вдвое за следующие 6 лет, в то время как ВВП в мире за этот период увеличится лишь на 44% [14].

 

Таблица 1 Объем и динамика роста ВВП по регионам, млрд. долл.

 


 

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой жизненно важной продукции [1, с. 232]

Критика протекционизма велась главным образом для выявления отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции. Последствия такой политики очевидны, и они свидетельствуют об издержках протекционизма.

Во-первых, протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы. - Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.

В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других. В итоге возникает новый протекционизм, или непротекционизм.

В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку. Таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.

В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.

Преимущества свободы торговли достаточно многогранны и доказываются как теорией, так и практикой.

Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международной специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагали измерять этот выигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод - определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.

Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими странами. Это в конечном счете способствует повышению качества выпускаемой продукции.

В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска товаров, выгодного потребителям.

В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации распределения производственных ресурсов между странами и такой их международной комбинации, которая значительно повышает эффективность их использования.

Принцип протекционизма наряду с отмеченными выше недостатками имеет и ряд достоинств, которые делают политику правительственного контроля за внешней торговлей притягательной для многих стран. Самой общей причиной ограничения внешней торговли является тот факт, что правительства отдельных стран мыслят категориями национальных интересов, а не интересов человечества в целом. В пользу протекционизма обычно выдвигаются как социально-политические, так и экономические аргументы.

Социально-политические преимущества протекционизма заключаются в следующем.

Во-первых, в поддержании государственной безопасности страны, которая в случае отказа от протекционистских мер будет поставлена под угрозу узкой специализации экономики. Последняя подвергает страны высокому риску не только в случае войны, но и в периоды обострения международных отношений. Поэтому страна должна развивать у себя стратегические виды производства, в первую очередь сельское хозяйство и пищевую промышленность, а также отрасли, необходимые для национальной обороны (металлургия, некоторые виды химической промышленности и т. п.).

Во-вторых, в защите более высокого уровня жизни и высокой заработной платы в более богатых странах в их конкурентной борьбе со странами, где уровень жизни значительно ниже.

В-третьих, в возможности сохранить с его помощью некоторые социальные классы и виды деятельности (например, крестьянство, традиционные национальные промыслы), предотвратить депрессию и спад (например, в угольной промышленности и т. п.).

В-четвертых, в возможности достижения определенных политических целей в отношениях с другими государствами. Международные экономические санкции против СССР, последовавшие после ввода войск в Афганистан, преследовали цели прекращения боевых действий и невмешательства во внутренние дела этой страны; санкции против Сербии были одним из инструментов давления на нее, с тем чтобы она изменила свой курс в отношении Боснии.

Экономические аргументы в защиту протекционистских мер, в которых есть рациональное зерно, сводятся главным образом к соображениям максимизации реального дохода, достигаемой за счет их применения.

Первый аргумент - с помощью импортных пошлин страна может улучшить условия торговли и в результате увеличить экономический выигрыш. Однако это возможно лишь в ситуации, когда спрос на товар более эластичен, чем его предложение, и тогда рост цены придется в основном на производителя, а доход от пошлины пополнит государственный бюджет. Кроме того, для эффективности этой меры необходимо, чтобы:

· страна-экспортер не имела возможности выхода на другие рынки сбыта своего товара;

· ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных товаров;

· снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит новый тариф.

- Второй аргумент - протекционистские меры защищают промышленность на этапе ее зарождения и роста. Впервые этот аргумент был выдвинут А. Гамильтоном (США) в конце XVIII в. и развит Ф. Листом в XIX в.

Однако опыт показывает, что защита таких производств на практике оказывается довольно сложным делом. Во-первых, бывает не совсем ясно, какие отрасли промышленности и почему нужно защищать, поскольку очень трудно отличить действительно экономические аргументы от политических мотивов, которые чаще всего выражают мощные частные интересы. Во-вторых, никто не знает, когда должен прекращаться протекционизм, а это значит, что есть риск сохранения протекционистских мер на многие десятилетия и даже века. Известно, например, что американцы еще в XVIII в. ввели на импорт промышленных товаров ряд пошлин, которые сохранились до наших дней. Наконец, защита национального рынка порой дает возможность выжить тем предприятиям, которые в отсутствие такой защиты не имели бы никаких шансов сохраниться, а это значит, что в стране сохранилась бы неэффективная система размещения ресурсов.

Третьим экономическим аргументом в защиту протекционизма служит его роль в повышении уровня занятости национальных ресурсов. Эту идею впервые сформулировал Дж. Кейнс в "Трактате о деньгах" (1930 г.), а позже развил в "Общей теории занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс считал, что экономическая система не в состоянии автоматически достичь полной занятости. В связи с этим он предложил считаться с тем, что поощрение экспорта и ограничение импорта протекционистскими мерами будут благотворно влиять на занятость, поскольку увеличат совокупный спрос на продукцию национальных производителей.

Однако успех такой политики маловероятен, если она станет использоваться не одной страной, а несколькими. Стимулирование собственного экспорта за счет сокращения импорта из других стран рано или поздно создало бы тупиковую ситуацию, поскольку означало бы прекращение всякой торговли. Так что предложенная схема возможна лишь в одном случае - когда экспорт страны, проводящей такую политику, пользуется повышенным спросом со стороны других стран. Но в долгосрочном плане подобная политика обеспечивала бы выгоды одной стране за счет других и в конечном счете привела бы к их экономическому ослаблению, а значит, и к сокращению их импортных возможностей.

Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические трудности. Существенные изменения спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынках могут наносить ощутимый удар по ряду отраслей. Подобный удар испытывала, например, хлопчатобумажная промышленность Англии в 1970-е гг. Ограничение импорта в этот период позволило смягчить кризис, предоставив отрасли больше времени для перестройки и безболезненного сокращения производства. Что-то подобное испытывала российская автомобильная промышленность в 1990-е гг., однако здесь повышение импортных пошлин на ввоз автомобилей мало сказалось на структурной перестройке отрасли и повышении качества производимой продукции.

Пятый аргумент касается использования протекционизма в исключительных случаях: кризис платежного баланса, введение тарифов "в отместку" за ограничительные действия другой страны, защита отечественных производителей от "нечестных" иностранных конкурентов, ограждение национальной экономики от кризисных явлений в других странах и т. п.

При всей убедительности некоторые из этих аргументов вряд ли оправданны с экономической точки зрения. Так, введение ответных тарифов способно усилить напряженность в экономических отношениях между странами и привести к торговым войнам, в которых победителей не бывает.

Таковы основные доводы сторонников протекционизма. Если их сопоставить с аргументами защитников свободы торговли, то в результате можно прийти к следующему выводу: фритрейдерство исходит из долгосрочных интересов и обосновывает глобальные выгоды от свободной торговли, в то время как протекционизм действует под давлением обстоятельств и руководствуется исключительно краткосрочными национальными интересами. Поэтому нельзя сказать, что для той или иной страны протекционизм всегда вреден, а свобода торговли всегда выгодна, или наоборот. В. Парето советует ставить проблему иначе: "Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит - свобода торговли или протекционизм"[14].

В результате появления и усиления позиций отдельных центров мировой конкуренции (ЕС, США, Япония, новые индустриальные страны, Китай) неизбежно ужесточался и диверсифицировался инструментарий протекционизма. Развитие протекционистских тенденций в истории мировой торговли позволяет выделить несколько его характерных черт:

· селективный протекционизм - меры, направленные против отдельных стран или отдельных товаров;

· отраслевой протекционизм - меры по защите определенных отраслей, прежде всего сельского хозяйства;

· коллективный протекционизм - меры, проводимые объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

· скрытый протекционизм - использование мер внутренней экономической политики, зачастую прямо не связанных с регулированием торговли;

· сверхпротекционизм (наступательный или агрессивный протекционизм) - защита развитых, мощных, наиболее монополизированных отраслей;

· частномонополистический протекционизм - возведение барьеров в торговле в результате соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов, заключающихся на межфирменном уровне. Подобные соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров [15].

Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свободы торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки: производства с международными, - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта [16, с. 324-325].

Несмотря на все положительные эффекты свободной международной торговли, многие государства стремятся избежать свободной торговли в "чистом виде" в той или иной степени. Это вовсе не значит, что они совсем перестают участвовать в мировой торговле, но скорее доказывает то, что свободная торговля, в классическом своем понимании "чистого" закона спроса и предложения, встречается довольно редко. По оценкам западных экспертов, протекционистскими барьерами прямо или косвенно "зарегулировано" в настоящий момент около половины объема всей мировой торговли [17, c. 56]. Международными организациями сегодня ведется серьезная борьба с протекционизмом. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация Объединенных Наций (ООН) в совместном документе призывают страны "большой двадцатки" (G20) приложить больше усилий для борьбы с протекционизмом ввиду замедления мирового экономического роста. Дело в том, что с 2008 года после финансового экономического кризиса в мире появилась почти тысяча торговых барьеров, которые затронули 4,6% мировой торговли, но ситуация постепенно улучшается. По данным ВТО в 2010 году менее 1 % мирового импорта попало под влияние протекционистских мер [21,с.58]. Столь незначительное влияние протекционизма обусловлено тем, что правительства ведущих стран мира проводили скоординированную политику по сдерживанию протекционистского давления и борьбы за сохранение открытости мировой торговли. В подтверждение этого в ноябре 2010 года в Сеуле на встрече Группы 20 подписан документ, в котором говорится, что до конца 2013 года необходимо придерживаться обязательств по неприменению и свертыванию протекционистских мер, несовместимых с правилами ВТО.

Таким образом, основной тенденцией мировой торговли можно назвать ее рост, примерно в 2 раза опережающий темпы роста производства. Особенно быстро увеличивалась торговля развивающихся стран, повысивших свою долю в мировом экспорте с 34% в 1980 году до 47% в 2011 году. Глобализация, повлившая на мировую торговлю, отобразилась в характерной тенденции роста внутриотраслевой торговли и увеличения доли взаимной внутрирегиональной торговли. На современном этапе эта тенденция сохраняется и отражает международное производственное сотрудничество и экономическую интеграцию стран. Эта тенденция - следствие того, что наиболее близкие рынки объединяются, и чем меньше препятствий для торговли с точки зрения расстояний и тарифов, тем вероятнее внутриотраслевая торговля. В условиях либерализации торговли, растет объемов прямых иностранных инвестиций в экономики других стран. Объем ПИИ в 2011 г. достиг 1,5 трлн. долл. Также заметно увеличивается количество региональных торговых союзов. В этих условиях государство стоит перед выбором торговой политики, защищая свое национальное производство либо вливаясь в мировую торговлю. Свободная торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда, увеличивает производительность труда и реальный ВНП всех стран, повышает уровень жизни в странах. Протекционистская торговля уравновешивает торговый баланс, поддерживает молодые отросли, стимулирует рост национального производства. Однако отрицательными факторами являются:

уменьшение экспорта отечественных товаров и услуг;

вызывает еще большее повышение пошлин со стороны других стран;

сокращает занятость и доходы отдельных категорий граждан;

рост цен при уменьшении выбора товаров [9, с.364];

Неопротекционизм XXI века находит свое проявление в целом ряде направлений и форм внешнеэкономической (а также и внутренней экономической) политики стран. Чтобы избежать ответных мер или санкций международных организаций, явные "классические" средства (тарифные и нетарифные барьеры) протекционизма могут быть не задействованы, а между тем проникновение иностранных товаров на внутренний рынок замедлится. К способам реализации неопротекционизма следует отнести выстраивание административных, финансовых, кредитных, технических и т.п. барьеров не только отдельными странами, но и их интеграционными, региональными, экономическими группировками [16, с. 333-334].

Несмотря на все преимущества свободной торговли, по оценкам западных экспертов, протекционистскими барьерами прямо или косвенно "зарегулировано" в настоящий момент около половины объема всей мировой торговли. Дело в том, что с 2008 года после финансового экономического кризиса в мире появилась почти тысяча торговых барьеров, которые затронули 4,6% мировой торговли, но ситуация постепенно улучшается. По данным ВТО в 2010 году менее 1 % мирового импорта попало под влияние протекционистских мер.

Современные реалии таковы, что без использования инструментов протекционистской защиты многие участники международной торговли обойтись объективно не могут (как показала ситуация кризисного 2009 г.). Правила применения этих инструментов оговариваются шестью десятками соглашений, входящих в правовой пакет ВТО. Получается, что

ВТО, стремясь к либерализации торговли, вынуждена выступать одновременно в роли охранителя протекционизма, пусть и умеренного, если сравнивать его с протекционизмом середины прошлого века.

 


 

Глава 3. Роль ВТО в наднациональном регулировании торговли

 

Международный экономический порядок. Образование ГАТТ

 

Каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом, оптимальное соблюдение национальных краткосрочных, тактических и долгосрочных, стратегических национальных интересов. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе просматривается как тенденция либерализации международной торговли, поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

Усиление взаимосвязи всех составных частей международных экономических отношений ставит проблему координации экономической политики и формирования международного экономического порядка.

Международный экономический порядок, основанный на либерализме международной торговли, оформляется как тенденция дальнейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большое значение международные экономические организации и соглашения, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Такие организации и соглашения имеют либо широкий круг деятельности, либо специализируются по конкретным вопросам.

Одно из основных соглашений, специальное назначение которого - ускорение протекания международного рыночного процесса и развитие международной торговли, является ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Оно было подписано в Женеве в 1947 г. 23 странами и вступило в силу в 1948 г. В этом документе устанавливались принципы недискриминации и либерализации условий международной торговли. Всем договаривающимся сторонам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяло допустимые размеры таможенных пошлин и экспортных субсидий, разрешало споры между странами по взаимной торговле посредством межправительственных многосторонних соглашений, привлекало страны, нарушившие условия договора, к экономической ответственности. К 1996 г. в ГАТТ состояло примерно 130 стран. Будучи по замыслу только многосторонним торговым соглашением, ГАТТ постепенно превратилось в международную организацию, ведающую вопросами регулирования мировой торговли. До начала 60-х годов прошлого века деятельность ГАТТ как организации была направлена главным образом на регулярное проведение многосторонних переговоров о согласованном снижении таможенных барьеров. И это не случайно: в первые послевоенные годы средний уровень таможенного обложения импорта в странах-лидерах мировой торговли составлял от 20 до 30%. К началу 70-х гг. минувшего века под эгидой ГАТТ прошло шесть туров многосторонних торговых переговоров,3 в результате которых средний уровень таможенного обложения в странах-членах этой организации был снижен до 7%. В дальнейшем, не отказываясь от тарифной проблематики и продолжая тарифное разоружение, страны-члены ГАТТ постепенно стали переносить акцент на разработку соглашений, устанавливающих нормы и правила регулирования торговли, которыми должны были бы руководствоваться правительства стран-участниц в своей внешнеторговой политике.

В итоге Уругвайского раунда (1986-1994 гг.), последнего тура торговых переговоров в рамках ГАТТ, 125 участвовавших в нем стран и территорий приняли 56 соглашений, договоренностей и решений, относящихся к широкому кругу мер регулирования внешней торговли, в том числе к правилам и процедурам урегулирования споров и функционированию международного механизма обзора торговой политики. Важнейшим из документов раунда стало соглашение об учреждении нового международного экономического института - Всемирной торговой организации (ВТО), ставшей преемницей ГАТТ.

В принятых раундом документах предусматривалось, что их положения будут

без каких-либо изъятий и исключений отражены в национальных законодатель-

ствах стран-членов. Участники переговоров, кроме того, договорились, что в течение пяти лет развитые страны снизят сре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: