1. Выписать исходные данные для работы из таблицы 3 по своему варианту.
2. Определить расчетный нормативный предел текучести стали по нормальным напряжениям по формуле
Здесь ƞ – коэффициент использования механических свойств стали, зависящий от предела текучести стали, приведенный в таблице 2
Таблица 2 – Коэффициент использования механических свойств стали
ReH, МПа | ||||
ƞ | 1,0 | 0,78 | 0,72 | 0,68 |
3. Выбрать коэффициент допускаемых нормальных напряжений kσ (задаваемый МРС) для заданной конструкции по таблице 3.
4. Рассчитать допускаемые напряжения в заданной конструкции по формуле
5. Рассчитать допускаемые касательные напряжения в заданной конструкции
6. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
Проанализируйте значения коэффициентов допускаемых напряжений kσ в таблице 3 и ответьте на вопросы:
1. Сравните значения kσ для одноименных конструкций в средней части и в оконечностях – которые больше? Почему?
2. Где допускаемые напряжения больше – в продольных связях или в поперечных? Почему?
3. Сравните kσ в днищевой обшивке и настиле 2-го дна в средней части корпуса – который больше? Почему?
Таблица 3 – Исходные данные для работы «Определение допускаемых напряжений в корпусных конструкциях»
№ вар. | Наименование конструкции | Материал (Предел текучести - ReH, МПа) |
Настил второго дна в средней части | ||
Трюмные шпангоуты наружного борта | ||
Настил ВП в средней части | ||
Бимсы ВП | ||
Водонепроницаемые флоры двойного дна | ||
Обшивка поперечной переборки | ||
Настил 3-й палубы | ||
Продольные подпалубные балки ВП в средней части | ||
Шельфы поперечной переборки | ||
Горизонтальные р.ж. киля и стрингеров в средней части | ||
Обшивка продольных переборок танкеров в средней части | ||
Карлингсы ВП | ||
Вертикальный киль двойного дна в оконечностях | ||
Твиндечные шпангоуты внутреннего борта | ||
Бортовая обшивка в средней части судна | ||
Трюмные шпангоуты внутреннего борта | ||
Настил ВП в оконечностях | ||
Рамные шпангоуты | ||
Продольные днищевые балки двойного дна | ||
Стойки переборок в оконечностях |
Таблица 3 – Коэффициенты допускаемых нормальных напряжений kσ (по МРС)
Наименование конструкции | kσ |
Бортовая и днищевая обшивка в средней части судна | 0,35-0,6 |
Бортовая и днищевая обшивка в оконечностях | 0,7 |
Флоры одинарного днища | 0,6 |
Продольные балки одинарного днища | 0,65 |
Вертикальный киль одинарного днища | 0,35-0,6 |
Вертикальный киль двойного дна в средней части | 0,6-0,75 |
Вертикальный киль двойного дна в оконечностях | 0,85 |
Водонепроницаемые флоры двойного дна | 0,85 |
Настил второго дна и крайний междудонный лист в средней части | 0,6-0,8 |
Настил второго дна и крайний междудонный лист в оконечностях | 0,9 |
Продольные днищевые балки двойного дна | 0,45-0,6 |
Продольные балки второго дна | 0,6-0,75 |
Нижние балки туннельного киля | 0,65 |
Верхние балки туннельного киля | 0,75 |
Вертикальные р.ж. киля, стрингеров и флоров | 0,75 |
Горизонтальные р.ж. киля, стрингеров и флоров в средней части | 0,5-0,75 |
Горизонтальные р.ж. киля, стрингеров и флоров в оконечностях | 0,75 |
Трюмные шпангоуты наружного борта | 0,65 |
Трюмные шпангоуты внутреннего борта | 0,75 |
Твиндечные шпангоуты наружного борта | 0,65 |
Твиндечные шпангоуты внутреннего борта | 0,75 |
Продольные бортовые балки | 0,65 |
Бортовые стрингеры | 0,65 |
Рамные шпангоуты | 0,65 |
Диафрагмы и платформы двойного борта | 0,9 |
Р.ж.диафрагм и платформ двойного борта | 0,75 |
Настил ВП в средней части | 0,6 |
Настил ВП в оконечностях | 0,7 |
Настил 2-й палубы в средней части | 0,8 |
Настил 2-й палубы в оконечностях | 0,9 |
Настил остальных палуб | 0,9 |
Продольные подпалубные балки ВП в средней части | 0,45-0,65 |
Продольные подпалубные балки ВП в оконечностях | 0,65 |
Продольные подпалубные балки остальных палуб | 0,75 |
Бимсы ВП | 0,65 |
Карлингсы-комингсы и продольные комингсы люков ВП в средней части | 0,35-0,65 |
Карлингсы-комингсы и продольные комингсы люков ВП в оконечностях | 0,65 |
Карлингсы, рамные бимсы, концевые люковые бимсы ВП | 0,65 |
Рамные связи остальных палуб | 0,7 |
Обшивка продольных переборок танкеров в средней части | 0,55-0,8 |
Обшивка продольных переборок танкеров в оконечностях | 0,9 |
Обшивка остальных переборок | 0,9 |
Стойки или горизонтальные балки переборок в средней части | 0,55-0,75 |
Стойки или горизонтальные балки переборок в оконечностях | 0,75 |
Остальные балки набора | 0,75 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Лазарев В.Н. Проектирование конструкций судового корпуса и основы прочности судов / В.Н. Лазарев, Н.В. Юношева. – Л.: Судостроение, 1989.
2. Правила классификации и постройки морских судов. Т 2: Российский морской регистр судоходства / гл. ред. М.Ф. Ковзова. – СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2010.
3. Стадников А.А., Новикова С.С. Расчеты прочности корпусных конструкций. – Северодвинск, СевмашВТУЗ, 2003.
Контрольную работу составил (а) преподаватель высшей категории (должность, квалификационная категория)
________________ Новикова С.С.
(подпись) (Фамилия И.О.)
Контрольная работа обсуждена на заседании ПЦК судостроительных дисциплин
Протокол № ______от «___» _____________20__г.
Председатель ПЦК ________________ Новикова С.С.
(подпись) (Фамилия И.О.)