Тема №2 ПРОТИВОБАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ И ПРОТИВОБАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

 

Методическая разработка для студентов.

 

 

Курс: VI (XI семестр)

Факультет: МПФ

Количество часов: 10 часов

Место проведения: кафедра

 

 

Пермь – 2009 г.

 

Тема №1 ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВОЙСК В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

1. Актуальность проблемы

Инфекционные болезни всегда сопровождали войны. Санитарные и безвозвратные потери от инфекционных заболеваний во время войн были значительны. И в настоящее время инфекционные заболевания представляют собой серьезную опасность. Поэтому вопросами противоэпидемической защиты войск занимаются все звенья медицинской службы Вооруженных сил. Хорошо организованная система противоэпидемической защиты (ПЭЗ) войск повышает боеспособность личного состава, предупреждая занос и распространение инфекционных заболеваний в войсках, а также вынос их в тыл страны. Врачи, имеющие хорошую теоретическую подготовку, знающие возможности каждого подразделения, могут правильно и своевременно ма­неврировать силами и средствами, имеющимися в распоряжении медицин­ской службы армии для обеспечения эпидемиологического благополучия в войсках.

1.2. Цель занятия

Целью настоящего занятия является привитие навыков по организации и проведению противоэпидемиологических мероприятий в войсках в воен­ное время в объеме, необходимом для исполнения обязанностей офицера медицинской службы (для студентов лечебного, педиатрического и стомато­логического факультетов) и дивизионного эпидемиолога (для студентов ме­дико-профилактического факультета).

Студент должен знать:

· определение и задачи системы противоэпидемической защиты войск;

· содержание и специфику отдельных групп противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время;

· противоэпидемический режим работы этапов медицинской эвакуа­ции;

· порядок и средства проведения дезинфекции, дезинсекции и дерати­зации в войсках;

· задачи и порядок ведения санитарно-эпидемиологической разведки;

· методы оценки санитарно-эпидемиологического состояния и района их действия;

· виды режимно-ограничительных мероприятий;

· особенности организации и проведения противоэпидемических ме­роприятий в зависимости от санитарно-эпидемиологического состояния части и района ее действия, а также от выполнения боевой задачи.

Студент должен уметь:

· определить порядок и пути эвакуации инфекционных больных;

· организовать проведение противоэпидемических мероприятий на этапах медэвакуации инфекционных больных;

· провести эпидемиологическое обследование очагов с единичными и множественными случаями инфекционных заболеваний;

· оценить санэпидсостояние части и района ее действия;

· планировать проведение комплекса противоэпидемических меро­приятий в войсках в зависимости от санитарно-эпидемиологического состоя­ния части и района ее действия.

1.3. Структура темы

1.3.1. Понятие о системе противоэпидемической защиты войск. Цель,
задачи, группы мероприятий.

1.3.2. Лечебно-эвакуационное и противоэпидемическое обеспечение
инфекционных больных. Медицинский контроль за прибывающим пополнением. Порядок выявления, изоляции и эвакуации инфекционных больных. Противоэпидемический режим этапов медицинской эвакуации инфекционных больных.

1.3.3. Санитарно-эпидемиологическая разведка. Задачи, методы, тре­бования, порядок проведения.

1.3.4. Эпидемиологическое обследование очагов с единичными и множественными инфекционными заболеваниями. Задачи, силы, средства и порядок проведения.

1.3.5 Оценка санитарно-эпидемиологического состояния войск и рай­она их размещения.

1.3.6. Виды режимно-ограничительных мероприятий в войсках.

1.3.7. Особенности организации и проведения противоэпидемических мероприятий в зависимости от санитарно-эпидемиологического состояния части и района ее размещения, а также в зависимости от вида боевой дея­тельности.

1.4. Литература

Основная

1. Мельниченко П.И.,Огарков П.И. и др. Военная гигиена и военная эпидемиология. Учебник. – М:, Медицина. 2006

2. Ющук Н.Д, Мартынов Ю.В. Военная эпидемиология в схемах и таблицах. Учебное пособие.- М:, Медицина. 2007

3. Сергевнин В.И. и др. Противоэпидемическое обеспечение вооруженных сил в военное время

Дополнительная

3. Лекционный материал.

4. Информационный материал к занятию.

1.5. Содержание самостоятельной работы при подготовке к занятию.

1.5.1. Ознакомьтесь с разделом 1 данного методического пособия для уяснения цели занятия.

1.5.2. Вопросы для проверки исходного уровня базисных знаний:

- организационная структура системы противоэпидемической защиты

войск;

- санитарно-эпидемиологические учреждения, имеющиеся в воору­женных силах.

1.5.3. Изучите рекомендованную литературу и уясните последователь­ность разбора вопросов данной темы (раздел 1.3).

1.5.4. Для проверки знаний, полученных при подготовке к занятию, дайте ответы на следующие вопросы:

- определение понятия "противоэпидемическая защита войск" (ПЭЗ);

- цель и задачи ПЭЗ войск;

- группы мероприятий, проводимых по ПЭЗ войск;

- содержание и специфика противоэпидемических мероприятий, на­правленных на источник возбудителя инфекции, механизм передачи и вос­приимчивость организма;

- медицинский контроль за прибывающим пополнением, противоэпи­демические барьеры;

- организация выявления и изоляции инфекционных больных;

- правила эвакуации инфекционных больных;

- содержание противоэпидемического режима этапов медэвакуации;

- порядок и средства проведения дезинфекции, дезинсекции и дерати­зации в войсках;

- определение понятия "санитарно-эпидемиологическая разведка" (СЭР), ее задачи;

- методы и требования, предъявляемые к СЭР, порядок проведения СЭР;

- задачи, силы, средства и порядок проведения эпидемиологического обследования очагов с единичными и множественными инфекционными заболеваниями;

- порядок сбора и анализа информации для оценки санитарно-эпидемиологического состояния войск;

- оценка санитарно-эпидемиологического состояния войск и района их размещения;

- виды режимно-ограничительных мероприятий;

- особенности организации противоэпидемических мероприятий в за­висимости от санэпидсостояния части, а также в зависимости от вида боевой деятельности войск.

1.5.5. Подготовьте вопросы для выяснения у преподавателя.

1.6. Работа на занятии

1.6.1. Выполнение предложенного преподавателем тестового контроля на проверку исходного уровня знаний.

1.6.2.Обсуждение вопросов 1.3.1.-1.3.2.

1.6.3. Решение ситуационной задачи № 1

1.6.4. Обсуждение вопросов 1.3.3.-1.3.7.

1.6.5. Решение ситуационной задачи № 2

 

ЗАДАЧА N 1.

Оперативное время 9.00-11.03. В 1-й роте 11 МСП 10 дивизии, зани­мающей оборону, в течение последних 4 недель были зарегистрированы 2 случая токсигенного носительства дифтерии.

Задание.

Начальнику медицинской службы полка разработать план мероприя­тий по ПЭЗ личного состава 1-й роты.

ЗАДАЧА N2.

Оперативное время 8.00-10.04. Начальнику медицинской службы 10 МСД стало известно, что после прорыва обороны противника и форсирован­ного наступления частей дивизии, в полосе действия разрушены водопровод, канализация, жилой фонд. Среди личного состава 10 МСД появились боль­ные с признаками кишечных заболеваний. Среди гражданского населения регистрировались заболевания брюшным тифом. Задание.

Составить план по ПЭЗ личного состава дивизии.

 

Тема №2 ПРОТИВОБАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВОЙСК В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

1.1. Актуальность темы

В условиях современной войны продолжает оставаться реальной возмож­ность применения противником оружия массового поражения, включая бак­териологическое (БО). Его применение может оказать существенное влияние на структуру инфекционной заболеваемости и степень интенсивности эпиде­мического процесса. Величина безвозвратных и санитарных потерь от ин­фекционных заболеваний в условиях применения противником БО и боеспо­собность Вооруженных Сил во многом будут зависеть от правильно и свое­временно организованной системы мероприятий по противобактериологической защите (ПБЗ) войск. Значительное место в системе ПБЗ отводится ме­дицинским мероприятиям, специфика которых определяется боевыми свой­ствами БО, видами использованных биологических агентов и особенностями течения искусственно вызванного эпидемического процесса. Только глубо­кие знания этих вопросов врачами всех специальностей и умение профес­сионально и грамотно действовать в очаге бактериального заражения позво­лят снизить поражающую способность БО и ликвидировать последствия его применения.

1.2. Цель занятия

Целью настоящего занятия является формирование представления о БО и системе ПБЗ.

Студент должен знать:

- характеристику и боевые свойства БО;

- особенности механизма развития и проявлений искусственно вызванно­го эпидемического процесса;

- содержание мероприятий по ПБЗ войск и этапов медицинской эвакуа­ции;

- силы и средства, привлекаемые к организации ПБЗ.

 

 

Студент должен уметь:

- оценивать санитарно-эпидемиологическое состояние части (района ее действия) и, в соответствии с оценкой, определять перечень мероприятий по ПБЗ.

1.3. Структура темы

1.3.1. Характеристика и боевые свойства БО.

1.3.2. Бактериальные рецептуры, способы их применения и средства дос­тавки.

1.3.3. Особенности механизма развития и проявлений искусственно вы­званного эпидемического процесса.

1.3.4. Понятие о ПБЗ войск.

1.3.5. Роль командиров, штабов и медицинской службы в организации и проведении мероприятий по ПБЗ личного состава.

1.3.6. Мероприятия, проводимые при угрозе применения и ликвидации последствий применения противником БО.

1.3.7. Особенности организации работы Ml 111 и ОМЕДБ (ОМО) в услови­ях применения противником БО.

1.4. Литература

Основная

1. Мельниченко П.И.,Огарков П.И. и др. Военная гигиена и военная эпидемиология. Учебник. – М:, Медицина. 2006

2. Ющук Н.Д, Мартынов Ю.В. Военная эпидемиология в схемах и таблицах. Учебное пособие.- М:, Медицина. 2007

3. Сергевнин В.И. и др. Противоэпидемическое обеспечение вооруженных сил в военное время

Дополнительная

3. Лекционный материал.

4. Информационный материал к занятию.

1.5. Содержание самостоятельной работы студентов при подго­товке к занятию:

1.5.4. Ознакомьтесь с разделом 1 данной методической разработки для уяснения цели данного занятия.

1.5.2. Вопросы для проверки исходного уровня базисных знаний:

- мероприятия, проводимые по ПБЗ;

- порядок выявления, изоляции и эвакуации инфекционных больных в войсках в военное время. Схемы развертывания и организация работы МПП и ОМЕДБ;

- сущность противоэпидемического режима работы медэвакуации;

- порядок и средства проведения войсковой дезинфекции, дезинсекции и дератизация;

- иммунопрофилактика и экстренная профилактика в войсках в воен­ное время;

- критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния;

- режимно-ограничительные мероприятия в войсках, их виды и сущ­ность;

- санитарно-эпидемиологические учреждения (подразделения), их предназначение и принципы использования.

1.5.3. Изучите рекомендованную литературу и уясните последователь­ность изучения вопросов данной темы (раздел 1.3.).

1.5.5. Проверьте свою готовность к самостоятельному выполнению
заданий № 1-4.

1.5.6. Подготовьте вопросы к преподавателю по теме занятия.
1.6. Работа на занятии

1.6.1. Выполнение предложенного преподавателем тестового контроля для проверки исходного уровня знаний.

1.6.2. Обсуждение вопросов 1.3.1.-1.3.5.

1.6.3. Самостоятельная работа - выполнение заданий № 1-4.

 

ЗАДАЧА №1

Оперативное время 11.00. 15 сентября. 8 МСД с 10.00. 15 сентября на­ходится в районе сосредоточения. Срок готовности к выдвижению дивизии и ведению боевых действий - 2.00. 17 сентября. Командир разведроты дивизии доложил начальнику медслужбы дивизии, что среди трофейных боеприпа­сов, захваченных у противника, обнаружены артиллерийские снаряды, снаб­женные биологическими рецептурами.

ЗАДАНИЕ

1. Оценить обстановку.

2. Составить план мероприятий по ПБЗ личного состава дивизии.

ЗАДАЧА №2

Оперативное время 5. 00. 16 сентября. Посты химического наблюде­ния зафиксировали факт применения противником БО в районе дислокации 11 МСП 8 МСД. 17 сентября в 22.00 в 11 МСП появились больные с призна­ками легочной чумы.

Задание №1

1. Оценить санитарно-эпидемиологическое состояние 8 МСД.

2. Составить план мероприятий по ликвидации последствий бактери­ального нападения противника с выделением комплекса мероприятий в пе­риод до индикации и после индикации БС (выделения возбудителя чумы).

Задание №2

1. Нарисовать в рабочей тетради схемы развертывания МПП при ра­боте на обычном и строгом противоэпидемическом режиме.

2. Перечислить комплекс мероприятий, проводимых на МПП при ор­ганизации его работы на строгом противоэпидемическом режиме.

Задание №3 (выполняется только студентами медико-профилактического факультета).

1. Нарисовать в тетради схемы развертывания ОМЕДБ при работе на обычном и строгом противоэпидемическом режиме.

2. Перечислить основные принципиальные отличия организации рабо­ты ОМЕДБ в условиях применения противником бактериологического ору­жия.

После письменного выполнения всех заданий результаты подлежат групповому обсуждению с участием преподавателя.

В заключение преподаватель подводит итоги по усвоению студентами данной темы и дает задание к следующему занятию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: