Структура годичного цикла.




Каждое спортивное отделение имеет перспективное планирование, рассчитанное на весь период обучения спортсмена в спортивной школе, но основное планирование ведется на основе годичного тренировочного цикла.

Планирование тренировочных занятий начинается с анализа текущего состояния дел в отделении гребного слалома спортивной школы. При планировании учитываются различные факторы: количество и опыт тренерско-педагогического состава, количества групп различного уровня подготовки, материально-техническое обеспечение отделения гребного слалома, финансовые возможности спортивной школы, но самое главное – цели и задачи, ставящиеся перед гребцами-слаломистами. Главная цель – достижение наивысшего спортивного мастерства.

Макроцикл (МакЦ).

Для тренировочных групп первых лет и групп начальной подготовки макроциклом (МакЦ) является, как правило, годичный тренировочный цикл. Планирование тренировочного процесса этих групп осуществляется тренерско-преподавательским составом совместно с администрацией школы. Планирование тренировочного групп ТГ-4 и ТГ-5 и групп СС в основном является одноцикловая подготовка, при которой продолжительность макроцикла равна всему годичному циклу.

Годичный учебный план подразделяется, как правило, на четыре периода:

- переходный, направленный на активный отдых после основных соревнований предыдущего сезона и решение организационно-плановых вопросов следующего года;

- общеподготовительный, направленный на формирование у спортсменов функциональной базы долговременного спортивного роста;

- специально-подготовительный, направленный на создание предпосылок становления спортивной формы;

- соревновательный, направленный на подготовку спортсменов к выступлению на соревнованиях.

Для отдельных спортсменов тренировочных групп 4, 5 года обучения и спортсменов групп спортивного совершенствования в годовом плане могут быть два и более МакЦ. Планирование тренировочного процесса этих групп осуществляется, чаще всего, с участием самих спортсменов.

Мезоцикл (МзЦ).

Каждый период (макроцикл) подразделяется на мезоциклы, систематизирующие отдельные этапы каждого периода. Мезоциклы подразделяются по смысловой направленности тренировочного процесса на: «втягивающий», «накопительный», «контрольно-подготовительный» и «соревновательный». Распределение сроков МзЦ осуществляется от конца МкЦ. Длительность и тренировочная наполняемость каждого МзЦ рассчитывается и составляется тренером исходя из целей, планов и календаря соревнований.

В соревновательном периоде соревновательных МзЦ столько, сколько соревнований. При больших временных перерывах между соревнованиями, кроме соревновательных МзЦ включаются контольно-подготовительные МзЦ.

В специально-подготовительном периоде планируются контрольно-подготовительные МзЦ. При больших временных периодах, в зависимости от календаря соревнований, включаются накопительный или соревновательный МзЦ.

В общеподготовительном периоде планируются накопительные (базовые), и могут включаться контрольно-подготовительные МзЦ.

Мезоциклы состоят из блоков микроциклов.

Микроцикл (МкЦ).

(МкЦ) – это серия занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексность решения задач, стоящих на данном этапе подготовки. МкЦ бывают различного типа и продолжительности. Так, например, в гребном слаломе при тренировках на воде наиболее распространенным МкЦ является следующий: 2 дня по две тренировки, 1 день – одна тренировка, 1 день – активный отдых. Исходя из целей и задач, этот блок может быть изменен. Он может быть изменен в индивидуальном порядке и для отдельных спортсменов. Различают несколько типов МкЦ, в зависимости от решения поставленных задач: ударный, развивающий, втягивающий, разгрузочный, соревновательный, контрольный, восстановительный. Микроцикл строится исходя из недельной часовой нагрузки с учетом различных видов подготовки (бег, ОФП, СФП, плавание, спортивные игры, лыжи и т.д.).

Микроцикл логичнее завершать контрольной тренировкой, направленной на закрепление приобретенных навыков и умений немного, усложнив задание. Например, прохождение более сложного слива, пересечение более сложной струи, увеличение скоростных или объемных качеств. То есть такого упражнения, которое спортсмен на предыдущих тренировочных этапах не выполнял.

В зимнее время бег заменяется лыжами, тренировки по гребле проводятся в бассейне и на специализированных тросовых концептах и гребных тренажерах, а также применяются методы по развитию и совершенствованию общефизических, обще-функциональных и скоростных качеств спортсмена. Как правило, в период школьных зимних и весенних каникул проводится ТМ и матчевые встречи в бассейнах. Построение тренировочных циклов проводится с учетом этого фактора.

Для каждого периода многолетней подготовки спортсмена высшего мастерства должен быть разработан индивидуальный план подготовки, основанный на главных целях и задачах. Тренировочный процесс на этапе спортивного совершенствования предусматривается и планируется образовательным учреждением совместно с тренером и спортсменом.

При планировании тренировочных нагрузок в микроциклах подготовки необходимо учитывать:

1. Мощность и ритм физиологических процессов и организме спортсмена в течение 1-2 недель тренировки характеризуется 4-7 дневным подъемом интенсивности обменных процессов, которые затем сменяются таким же 4-7 –дневным снижением этих показателей.

2. Использование тренировочных занятий избирательной направленности с разнообразной программой позволяет увеличить величину нагрузки на 20-30% по сравнению с однообразной программой.

3. Необходимо учитывать, что различное сочетание тренировочных нагрузок оказывает различное влияние на развитие основных энергетических процессов в организме спортсмена.

Положительные сочетания тренировочных нагрузок.

(Н.И. Волков, Е.А. Разумовский).

Тренировочный эффект (преимущественная мобилизация энергетических процессов)   Последовательность нагрузок в тренировке  
1. Анаэробные механизмы. 1. Аэробные нагрузки. 2. Анаэробные нагрузки.  
1.1. Алактатные.   1. Аэробные нагрузки. 2. Анаэробные (алактатные) нагрузки.  
1.2. Лактатные.   1. Аэробные нагрузки. 2. Анаэробные (лактатные)  
    1. Аэробные. 2. Алактатные. 3. Лактатные.  
    1. Алактатные. 2. Лактатные.  
2. Анаэробно-аэробные механизмы.   1. Аэробные. 2. Лактатные  
3. Аэробные механизмы.   1. Алактатные. 2. Аэробные  
    1. Гликолитические. 2. Аэробные.  
    1. Алактатные. 2. Гликолитические. 3. Аэробные.  

 

4. При планировании нагрузок различного воздействия на организм спортсмена надо учитывать степень его восстановления после предыдущих нагрузок. Так после занятий с большими нагрузками (совершенствование скоростных и скоростно-силовых) возможности спортсмена:

- скоростные качества восстанавливаются через 42-72 часа;

- аэробная работа восстанавливается через сутки;

- анаэробная через 10-14 часов.

После больших анаэробных нагрузок:

- быстрее всего восстанавливается аэробная работоспособность - через 8-12 часов;

-скоростные возможности - через 24-32 часа;

-анаэробные функции - через 48-60 часов;

После больших нагрузок аэробного характера:

-сначала восстанавливаются скоростные качества - через 7-10 часов;

-затем анаэробная работоспособность - через 36-48 часов;

-аэробные возможности восстанавливаются через 60-78 часов.

 

 

 

2. Методическая часть.

2.1 Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;

Основными формами тренировочного процесса (ТП) являются групповые тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, ТМ, инструкторская и судейская практика. Основной формой занятия в школе является урок. По направленности выделяют следующие уроки:

- уроки: обучение технике гребли, координации движений, теория;

- тренировочные уроки: развитие физических двигательных качеств, тактическая и др. виды подготовки;

- тренировочные уроки: совершенствование техники, развитие СФП и ОФП, тактическая подготовка;

- контрольный урок: контроль эффективности процесса подготовки слаломистов. Приём контрольных нормативов.

Режим -тренировочной работы определяется количеством учебных часов (академических) в неделю. Продолжительность одного занятия в группах ТГ не должна превышать 4 академических часов.

Во время проведения выездных лагерей, походов, однодневных или многодневных профильных мероприятий, а так же ТМ должны быть из расчёта от 8 до 12 часов в сутки плюс полевые надбавки, если мероприятие осуществляется в полевых условиях.

Кроме тренировочных занятий (ТЗ) по расписанию учащиеся должны ежедневно заниматься утренней зарядкой, а так же выполнять индивидуальные задания тренера.

Увеличение тренировочных нагрузок и перевод в последующую группу обуславливается не только спортивным разрядом учащихся, но и выполнением программы, контрольных переводных нормативов, состояния здоровья.

Тренировочные группы по видам гребли формируются с учётом пола, возраста и степени требований по спортивной подготовке и умению плавать. Занятия в ТГ проводятся групповым методом, а так же индивидуально.

Основываясь на общих закономерностях тренировочного процесса, в программе каждого этапа подготовки разработаны допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, определены задачи и преимущественная направленность занятий с учетом возрастных особенностей и должного уровня специальной подготовленности, характерной для спортсменов высокого класса.

Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора методов, оптимальной дозировки и тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся.

В силу специфики гребного слалома организация тренировочных мероприятий (для групп ТГ и СС) является обязательной и играет большую роль в подготовке гребцов-слаломистов. Именно во время летних тренировочных мероприятий на бурной воде закладывается основа технической подготовки спортсмена. Практика показывает, что спортсмен-слаломист, не выезжающий на летние мероприятия на бурной воде, останавливается в своём развитии, а в дальнейшем прекращает занятия этим видом спорта.

Физическая подготовка. Физическая подготовка является основой спортивной тренировки. Она представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств у спортсмена-слаломиста, к которым относятся: сила, выносливость, гибкость, ловкость, скоростные способности и другие. Физическая подготовка разделяется на: общую физическую подготовку,направленную на разностороннее развитие физических качеств и специальную физическую подготовку, направленную на развитие физических способностей, отвечающих специфики гребного слалома.

Техническая подготовка. Техническая подготовка гребца-слаломиста направлена на формирование у спортсмена двигательных навыков в избранном виде спорта. Общая техническая подготовка предполагает использование смежных видов спорта для расширения запаса технических навыков у спортсмена. В гребном слаломе это могут быть рафтинг, водный туризм (многоборье), кануполо, гимнастика и др. Специальная техническая подготовка направлена на формирование специфических для данного вида спорта двигательных навыков, на отработку индивидуальных особенностей техники спортсмена. Этот вид подготовки проводится на бурной воде, сложность которой зависит от квалификации спортсмена.

Тактическая подготовка. Основу тактического мастерства составляют тактические знания, умения и навыки. Совершенствование тактического мастерства у спортсмена осуществляется через развитие его тактического мышления: анализ и разбор тренировочного занятия, работы на участке, на связке ворот, участия в соревнованиях и т.п. Различается индивидуальная и командная тактика.

Специфика техники и тактики гребного слалома тесно связана с тренировкой памяти, концентрацией внимания, развития пространственного воображения спортсмена (умение на берегу мысленно нарисовать модель прохождения трассы, произвести расчёт гребков на дистанции). Поэтому данное положение обуславливается проведением ряда практических занятий в различной обстановке (учебном классе, просмотр видео материалов, в природных условиях и т.д.). Основные занятия по усвоению техники и тактики гребного слалома должны проходить в бассейне в холодное время года и на открытой воде в теплый период. Возможность занятий в бассейне – одно из основных условий развития этой дисциплины в учреждении на территории России в настоящее время.

Занятия по общей физической подготовке ведутся в обычных спортивных и тренажерных залах. В теплое время года – на открытом воздухе и водных акваториях.

Соревнования – важнейшая часть спортивной подготовки спортсменов всех возрастов. Соревновательная деятельность в гребном слаломе весьма интенсивна, и сильнейшие спортсмены стартуют на соревнованиях различного уровня в течение года (включая контрольные старты). Практически весь соревновательный сезон в гребном слаломе, особенно для групп ТГ и СС, приходится на весенне-летний период.

Соревнования в детских спортивных школах должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменами на данном этапе многолетней спортивной подготовки.

 

Рекомендации по планированию тренировочных занятий.

Каждый МкЦ состоит из отдельных тренировочных занятий. Тренировочные занятия различаются по величине нагрузки. Занятия подразделяются на:

- ударные - с максимально возможной нагрузкой;

- развивающие – нагрузка около 80% ударного занятия;

- поддерживающие – нагрузка около 60% ударного занятия;

- втягивающие – нагрузка около 40% ударного занятия;

- активизирующие - нагрузка около 20% ударного занятия.

Тренировочное занятие независимо от продолжительности и направленности имеет три основные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть – это разминка. В ее задачи входит подготовка организма к нагрузке, разогревание мышц и связок, выведение на более высокий уровень функционирования сердечно – сосудистой и дыхательной систем. По времени разминка занимает 15-20% от продолжительности всей тренировки.

Задачами основной части тренировки является повышение тренированности организма, формирование физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости) и совершенствование технико-тактических способностей. По времени основная часть занимает 60-80% от продолжительности тренировки.

Задачами заключительной части тренировки является снятие физической и психологической напряженности, накопившейся в ходе тренировки. По времени, эта часть занимает 5-10% от продолжительности тренировки.

При планировании тренировочного дня и отдельного занятия необходимо учитывать тот факт, что существуют вполне определённые сочетания нагрузок различной направленности, усиливающие кумулятивный тренировочный эффект. Нужно грамотно планировать программу тренировочного занятия, учитывая следующие характеристики:

- время выполнения (продолжительность) упражнения;

- интенсивность упражнения (мощность работы, скорость);

- число повторений тренировочных упражнений;

- продолжение интервалов отдыха;

- характер отдыха в паузах (интервалах) между упражнениями.

Гребной слалом относится к спортивным дисциплинам с повышенным риском для жизни и здоровья спортсмена. При организации и ведении учебно-тренировочного процесса по гребному слалому необходимо выполнять комплекс мер, направленных на его безопасное ведение. Обеспечение безопасности при проведении учебно-тренировочного процесса в спортивной школе является одной из главных задач.

Обеспечение безопасности при проведении учебно-тренировочного процесса делится на несколько групп. Первая – организационно-методические меры, являющиеся общими правилами соблюдения безопасности для всех видов спорта. Это обеспечение безопасности во время поездок, на транспорте, санитарно-гигиенические требования (бассейн, спортзал, тренажерный зал). В обязанности тренера входит: подпись акта о приемке спортивного сооружения в начале учебного года, получение инструктажа о работе в спортивном сооружении и инструктаж обучающихся о правилах проведения тренировочных занятий и во время проезда на тренировку и обратно. Второе – безопасность во время проведения учебно-тренировочных сборов. В обязанности тренера входит: инструктаж о правилах поведения учащихся на транспорте во время переезда, инструктаж о правилах поведения в местах проживания (в зависимости от условий: полевой лагерь, гостиница, частный сектор и др.) и др. Третье – безопасность при проведении учебно-тренировочных занятий на воде: инструктаж учащихся о действиях в зависимости от конкретной ситуации: (бассейн, канал, занятия на гладкой, бурной воде и др.).

 

Структура многолетней подготовки спортсменов в гребном слаломе.

Эффективность обучения в гребном слаломе зависит, как от правильного определения его задач и содержания, так и от способов их реализации, т.е. методов обучения. По характеру передачи и восприятия методы подразделяются на:

- объяснительно-иллюстративный. Он заключается в том, что тренер-преподаватель сообщает спортсменам готовую информацию разнообразными средствами, а они в свою очередь воспринимают, осознают и закрепляют в своей памяти полученную информацию. Основными средствами при наших занятиях является рассказ, объяснение, беседа, учебные пособия, наглядные пособия (фильм, фото, схемы трасс, протоколы соревнований и т.д.). Непременным условием словесного общения тренера-преподавателя со спортсменом является взаимопонимание, вера в единство целей, умение наставника в беседе передать воспитаннику уверенность в своих силах, возможность победы при реализации им всего учебного плана. Этот метод самый распространенный и эффективно действует на всех этапах спортивной подготовки.

- репродуктивный или идеомоторный. Это метод тесно связан с предыдущим и чаще применяется в единстве друг с другом. Одно условие – первый должен обязательно предшествовать второму, т.к. знания, которые спортсмен получает в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют у него необходимых навыков и умений как пользоваться этими знаниями. Для этого нужно неоднократное повторение и воспроизведение определенных технико-тактических приемов. Основные средства метода – различные виды имитационных упражнений, выполнение движений гребца в лодке на суше, тренажерах, подводящие к правильному усвоению умений и навыков, необходимых слаломисту. Особенно важен этот метод на этапе начальной подготовки спортсмена.

- метод проблемного изложения. При использовании этого метода тренер ставит перед спортсменом проблему и показывает пути и конкретные способы ее решения. Например: взятие обратных ворот в четыре, в два, в один гребок. Ценность этого метода состоит в том, что спортсмену показывают варианты познания и решения проблемы. Спортсмен же получает возможность проследить за логикой доказательств, усваивать и запоминать не только готовые выводы, но и этапы решения проблемы. Этот метод наиболее эффективен на занятиях с тренировочными группами.

- эвристический или частично-поисковый метод. Используется тренером в результате решения более сложных моментов. Он разбивает решение сложных задач на ряд более простых и доступных его спортсменам, определяет пути решения и постепенно приближает спортсменов к самостоятельному решению основной задачи, т.е. всего задания в целом. Метод эффективен на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

- исследовательский метод. Нацеливает тренера на предложение спортсменам условий, в которых бы они могли, применяя ранее полученные знания самостоятельно найти свои пути решения поставленных перед ними задач. Это позволяет формировать у спортсменов черты творческой деятельности. Тренер контролирует работу спортсменов, при необходимости корректирует ее, проверяет результат и затем организовывает их обсуждение. Метод эффективен на всех этапах тренировочного процесса.

- практический метод. Один из самых распространённых в работе с гребцами - слаломистами. Предполагает многократное повторение движений, направленных на овладение элементами движения на воде в целом. Метод эффективен на всех этапах тренировочного процесса.

Для успешного осуществления многолетней тренировки спортсменов гребного слалома на каждом этапе необходимо учитывать следующие методические положения:

1. Многолетнюю подготовку спортсменов всех возрастов следует рассматривать как единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, девушек и взрослых спортсменов на всех этапах такой подготовки.

2. При построении тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений.

3. В процессе подготовки всех возрастных групп нагрузка должна быть направлена на уровень, характерный для следующего этапа.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяются в сторону увеличения удельного веса средств специальной физической подготовки, а на уровне групп спортивного совершенствования вновь уравниваются.

5. Необходимо обеспечить преемственность и увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок на протяжении многолетней подготовки.

6. Следует строго соблюдать принцип постепенности в тренировочном процессе спортсменов. Специальная подготовленность спортсмена будет должным образом повышаться лишь в том случае, если нагрузки на всех этапах многолетней подготовки полностью соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям спортсменов.

7. Преимущественная направленность тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки должна определяться с учетом сенситивных (наиболее благоприятных) периодов физиологических и психических качеств.

Основываясь на общих закономерностях тренировочного процесса, в программе для каждого этапа подготовки разработаны допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, определены задачи и преимущественная направленность занятий с учетом возрастных особенностей и должного уровня специальной подготовленности, характерной для спортсменов высокого класса.

 

 

· Организационно-методические меры безопасности.

Обеспечение безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий по гребному слалому в закрытых помещениях и искусственных бассейнах, так же как и по другим видам спорта, должно удовлетворять ряду требований:

- нормативно-техническим: наличие акта приемки спортивного сооружения (зала, бассейна и др.) на готовность к новому учебному году, подписанному, в том числе и тренером; прохождение инструктажа по безопасности ведения учебно-тренировочных занятий тренерским составом; проведения тренерами инструктажа по безопасности с учащимися (во время нахождения на тренировочных занятиях, во время соревнований и т.д.); соответствие лодок, снаряжения и оборудования определенным стандартам и другой необходимой документации.

- санитарным: наличие в спортивном сооружении медицинского кабинета или пункта; соответствие температуры воздуха и воды в спортивном сооружении определенным нормам; соответствие воздухообмена и освещения определенным нормам; использование соответствующих отделочных материалов внутри помещения и другое.

· Обеспечение безопасности при организации и проведении тренировочных занятий на водных полигонах в природной среде.

При организации и проведении учебно-тренировочных занятий в природной среде нет технических требований, предъявляемых к месту занятий, как нет и инженеров по охране труда. Ответственность в этом случае возлагается на тренерско-преподавательский состав. Тренеру и инструкторскому составу необходимо максимально обеспечить меры безопасности при проведении тренировочных занятий в природной среде.

К таким мерам относятся: инструктажи учащихся (во время их нахождения в полевых условиях и во время учебно-тренировочных занятий на воде с учетом их спортивной подготовки и инструкторских обязанностей, во время приготовления пищи в полевых условиях и другие, в зависимости от условий); внимательный осмотр береговой линии с целью определения безопасных входов и выходов в воду; осмотр и пробное прохождение ведущими спортсменами характерных участков водной поверхности (валы, суводи, бочки, прижимы и др.); пробное прохождение каждой установленной тренировочной трассы; обеспечение береговой страховки и страховки с воды во время тренировочных занятий групп начальной подготовки; обеспечение необходимой страховки во время занятий учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования; обязательное назначение старшего (инструктора) в каждой группе, выходящей на тренировочное занятие; четкое определение тренировочного времени и места тренировки для каждой группы; контроль за своевременной сменой тренировочной одежды и обуви; определение мест для сушки одежды и обуви, ремонта лодок и приготовления пищи и другие.

Кроме того, тренер заранее должен знать: свои действия в экстренных случаях (оказание доврачебной помощи, способы транспортировки пострадавших, места оказания врачебной помощи и другое); способы хранения продуктов и приготовления пищи в полевых условиях и другие специфические навыки.

· Оказание доврачебной медицинской помощи и действия тренера при чрезвычайных происшествиях.

В случае ухудшения состояния учащегося во время тренировочных занятий в закрытых и плоскостных спортивных сооружениях, тренер обязан направить его в медицинский кабинет. Во время соревнований в подобных случаях тренер должен обратиться к врачу соревнований. Во время сборов при отсутствии медицинского работника тренер должен лично доставить спортсмена в ближайшее лечебное учреждение. При этом записать время обращения больного или пострадавшего, характер травмы или жалобы, принятые меры. При обращении в лечебное учреждение тренер должен записать его адрес и название, фамилия принимавшего врача, время приема и другие необходимые данные.

В ряде случаев, когда явно классифицируется какое-либо недомогание или получена травма спортсменом, тренер должен оказать доврачебную помощь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: