Просто размышления(духовная проза)




 

Господь дал человеку разум в надежде, что человек его использует.

 

Духовный мир человека, что это такое? Каким он должен быть? Существует ли он в реальности, или мы сами его выдумываем? Есть ли на это ответ?

Задавая такие вопросы, человек оказывается перед пугающей глубиной неизвестности. Мир духовной жизни нам представляется тонким. Зыбким и многогранным, где всё настолько непрочно, что любое вмешательство может привести к разрушению. Всякая попытка как- то утвердиться в своих духовных открытиях подвергается собственным сомнениям, основанным на страхе перед возможностью разрушения созданного духовного мира и, как следствие, впадение в отчаяние.

Пытаясь объяснить происходящие события с духовной точки зрения, люди выстраивают объяснения самым причудливым образом. Порой пытаются отыскать совпадения, вывести закономерности, опираясь на опыт жизни людей, переживших жизненные аналогичные ситуации, либо на существующие системы- религиозные, мистические, астрологические и т.д. Однако однажды уже каждый человек сам пытался разобраться в событиях, связанных с духовной жизнью собственной или жизнью людей, живущих вокруг, руководствуясь собственными размышлениями и анализом происходящего, опираясь на пережитые ощущения и чувства.

Духовная жизнь человека начинается с пробуждения разумного сознания. Начинается путь жизни, начинаются поиски смысла, начинаются поиски решения духовных проблем. Кто- то справляется лучше, кто- то хуже, но все мы живём во времени и, хотим или не хотим, вынуждены справляться, чтобы продолжать жить дальше. Процесс познания духовной жизни- длиною в саму жизнь и не имеет остановки для отдыха.

Разговор пойдёт в контексте православного вероисповедания, как религии, наиболее отвечающей на вопросы данных размышлений. В своей жизни человек общается с миром и воспринимает его посредством чувств. Человек имеет пять чувств для восприятия мира- зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Эти чувства свойственны, в основном, всем людям, и наличие выходящих за эти рамки способностей, является ненормальным. Отсутствие какого- либо чувства тоже считается ненормальным и часто признаётся за болезнь. С помощью этих чувств человек способен принять и оценить окружающий мир объективно, то есть, как он существует независимо от его сознания.

Получая объективную информацию об окружающем мире и событиях, происходящих в нём, человеческое сознание оценивает её на уровне своего развития. В человеческом сознании возникает реакция либо положительная, либо отрицательная. Возникает субъективное восприятие мира, которое тоже принято называть чувствами. Радость, страх, уныние. Любовь, отчаяние. Смирение, сомнение, совесть, стыд, обида и т.д.,- чувства, благодаря которым человек субъективно познаёт мир, и назвать их можно субъективными чувствами.

Хотя каждый человек очень индивидуален, многие из переживаемых субъективных чувств похожи и общие для людей. Это вывод можно сделать, видя одинаковое воздействие на большие группы людей определённых событий. От культурно- массовых мероприятий до массовых катастроф. Возникающие чувства разные по своему характеру. Одни мы можем назвать- чувства положительные, другие- чувства отрицательные.

Если вслушаться в православное богослужение, то мы увидим, что Господь постоянно называется Благим, Человеколюбивым, Многомилостивым, Долготерпеливым, то есть мир, который Он создал, прекрасен и должен вызывать только радостные чувства. Верим мы в это или не верим, видим мы это или не видим- это наши проблемы. Хотя, если говорить честно, то не верить и не видеть проще, но тогда жизнь потеряет всякий смысл.

Господь по Своему долготерпению и человеколюбию будет до последнего момента нашей жизни давать шанс поверить в Него и увидеть Его, но это уже другой разговор. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что положительные чувства нас объединяют с Богом, а отрицательные- разделяют. Итак, положительные чувства. Чувства, которые воспринимаются человеческим сознанием, как приносящие человеку радость и удовлетворение.

Начать разговор о них имеет смысл с самого главного чувства. В основе принципа Божьего мироздания стоит Любовь. Об это говорят Священное Писание. Предание, пытаемся надеяться и мы. Это Божье отношение к нам, людям. Это то, что дано нам, для нашей жизни, для нашего блага. Это чувство, которым нам Господь предписывает относиться к Нему и друг к другу, как условие для нахождения Царства Небесного.

Чувство любви многогранно. Оно состоит из комплекса различных чувств, но мы знаем, что в нём есть чувства Веры и Надежды. В православной тематике эти три чувства определяются как три добродетели, но даже при самом невнимательном подходе мы увидим, что они друг без друга не могут существовать в сознании человека. Чувство веры тоже нельзя назвать однозначным, но присутствуют в нём чувство доверия и чувство смирения.

Конечно, говорить о том, что чувства можно определить твёрдыми понятиями, а их значения непоколебимыми- нельзя, но чувство смирения можно определить как- объективную реальность, принимаемую как волю Божию, совершённую во благо.

Чувство доверия, прежде всего, исключает сомнение. Это чувство очень тонко переживаемое и находится на самой границе с чувствами, которые человеку переживать неприятно.

Чувство любви способно вызвать целую гамму положительных чувств и эмоций- духовную радость, мира и покоя, полной удовлетворённости и т.д. Человек, переживая такое состояние, способен ощутить то, что мы называем счастьем. Счастливым сотворил Господь человека, счастливым хочет его видеть и всё делает для того, чтобы человек нашёл свой путь к Нему и к своему счастью.

Человек был создан полностью удовлетворённым. Это мы можем видеть из Священного Писания. До грехопадения Адам был совершенно счастлив и удовлетворён. Совершив свой грех, он перестал быть удовлетворённым и, как следствие, счастливым. Грех разделил Адама с Богом. Человек был вынужден выстраивать по- новому свою жизнь. Объяснять, искать закономерности, делать выводы, создавать системы для того, чтобы свою жизнь подчинить уже существующим законам, а в том, что законы уже существовали, никто не сомневался.

Прекрасно зная о существовании любви, как высшего чувства, человек пытался систематизировать и объяснить это чувство для всех уровней духовного сознания. Больше всего для этих целей подходило чувство страсти. Множество раз воспетая в разных видах искусства страсть прочно заняла место любви в сознании людей, тем более, что на определённом этапе, она может вызывать восхищение.

Если смотреть на чувство страсти честно, а иначе не имеет никакого смысла, то в этом чувстве легко увидеть неудовлетворённость. Неудовлетворённости у человека бываю разные, но страсть можно определить как неудовлетворённость чувств или чувственная неудовлетворённость. Интересно, что на определённом этапе, которым все и восхищаются, в чувство страсти входит чувство надежды. Человек надеется удовлетворить страсть по отношению к кому- либо или чему- либо. Удовлетворение возможно, но чувство неудовлетворённости при этом возрастает. Когда чувство надежды исчезает, остаётся только чувственная неудовлетворённость, которая не что иное, как отчаяние в большей или уныние в меньшей. Если этого касаются или обвиняются другие люди, то возникают разной степени злобные чувства- от осуждения до гнева, ярости и т.д.

В человеческих чувствах, на удивление, всё очень близко. Прекрасное чувство любви мгновенно может смениться унынием или отчаянием, злобой или гневом, яростью. Грань эта настолько тонка, что переход из одного духовного состояния в другое не замечается.

На особом месте стоит чувство совести и её проявления, как скромность и стыд. В сознании человека эти чувства, вернее проявления их, украшают человека, и с этим трудно не согласиться.

В Божественной литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, в молитве на Херувимской песни переел Великим Входом выражена просьба об очищении души и сердца от совести лукавой, как возможности удовлетворения Духом Святым для совершения таинства Евхаристии. Эти святые отцы признают за совестью проявления лукавства.

Древние мудрецы и философы говорили о том, что выше гордости только скромность. Говоря не в смысле лучше, но наоборот. Адам, когда совершил свой грех, испытал стыд, чувство, которое ему было до этого неведомо: «… я тут наг, Господи».

Нельзя говорить о чувствах совести, скромности и стыда, как о чувствах отрицательных и вредных для человека. Эти чувства призваны в человеке для его духовного совершенства, для его духовной работы.

Какой? На этот вопрос каждый должен найти свой ответ, для того, чтобы свою жизнь сделать духовно радостной.

Чтобы удержать себя на определённом уровне хороших чувств, необходимо иметь довольно сильные духовные начала, а ещё важнее научиться пользоваться ими.

Всё это человеку уже дано, дано с момента вселения души. Научиться пользоваться, найти в себе эти духовные корни- задача самого человека. Единственное требование- это быть безжалостно честным и, прежде всего, по отношению к себе.

Так же необходимо иметь крепкий фундамент, основанный не на песке, но на камне, для того, чтобы на свои духовные открытия в сложный момент испытания можно было опереться и использовать.

Господь сотворил мир прекрасным, что нам мешает это увидеть?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: