Интервью как публицистический жанр
Интервью – один из ключевых жанров современного медиадискурса и один из главных журналистских методов сбора информации. Об интервью написано огромное количество литературы, как самими журналистами-практиками, так и исследователями медиажанров.
Подготовка хорошего интервью – это искусство, учиться которому можно бесконечно. Имиджевое интервью возникло на базе интервью как журналистского жанра. Ниже представлена короткая характеристика интервью по разными параметрам, которая, возможно, поможет получить представление о жанре и получить базу, чтобы в дальнейшем накладывать на нее полученные сведения о жанре[1].
I. Содержательные особенности интервью
Интервью – это жанр СМИ, цель которого – создание диалогического текста.
Содержательные характеристики интервью
1) По типу медиа: интервью в печати и в интернете, на радио и ТВ.
2) По количеству собеседников: с одним (=журналист и его собеседник), с несколькими (= журналист и несколько собеседников)
3) По типу контакта: а) прямое (диалог разворачивается у нас на глазах, или в печатном тексте есть сигналы того, что это была живая беседа в реальном времени) и б) опосредованное (собеседник, скорее всего, заранее получил вопросы, а журналист – уже ответы на эти вопросы, например, по почте).
4) По количеству смысловых центров: а) с одним центром: у собеседника берутся сведения о предмете речи или событии, но не затрагивается сама личность собеседника. Или, наоборот, это интервью портретного типа, где предмет речи тоже один – человек, с которым ведется беседа. б) с двумя центрами: это тексты, которые обычно соответствуют формуле «дело и человек в деле». Таким образом, здесь два центра – сам собеседник и тема, в связи с которой он представляет особый интерес для журналиста.
5) По коммуникативной цели: а) информационное интервью: автор информирует аудиторию о предмете речи, констатирует его наличие и описывает, называя определенные признаки (это интервью с описательной логической схемой) и б) аналитическое (проблемное) интервью: автор задается вопросами о причинно-следственных связях между предметами и явлениями. В таком вопросы журналиста всегда приобретают особые функции – участие в выработке тезисов, введении антитезисов и контраргументов (см. ниже). (это интервью с обобщающей логической схемой)
II. Композиционные особенности интервью
1) Формат интервью может быть во многом определен форматом рубрики издания или самим изданием (программой), если авторы готовят только интервью. Обычно в структуре выделяются подводка (представление собеседника, обозначение темы), основная часть (ее объем и организация зависит от формата и типа издания) и заключение (журналист выражает благодарность собеседнику, подводит итоги и т.д.)
2) Типы композиции основной части интервью (самих вопросно-ответных блоков) при этом могут быть нескольких типов:
А) Свободная композиция: допустима перестановка всех или почти всех вопросов. Обычно встречается в тех интервью, где вопросы едины только по какой-то широкой теме, но касаются разных сторон обсуждаемого предмета и могут быть переставлены. Нередко используется в опосредованных интервью.
Б) Композиция импровизированной беседы (противоположный вариант): вопрос журналиста порождается ответом собеседника на его предшествующую реплику, поэтому перестановка вопросно-ответных блоков невозможна.
В) Композиция смешанного типа: некоторые вопросно-ответные блоки могут быть переставлены, а некоторые – нет.
Организация вопросно-ответных блоков.
В аналитическом интервью вопросы журналиста приобретают особые функции – они участвуют в выработке тезисов, введении антитезисов и контраргументов.
При этом большую роль играет тип вопроса. Различаем три типа вопросов:
1) Что-вопрос (открытый вопрос). Например: Над чем вы работаете в последнее время? Где вы побывали за последние месяцы? Кого вы можете назвать своим учителем? И т.п. Такие вопросы задают тему.
2) Ли-вопрос (закрытый вопрос). Например: Как я понимаю, вы сейчас работаете над новым фильмом? Можно ли сказать, что Юрий Быков оказал большое влияние на ваше творчество? Такие вопросы приводят к формулировке тезиса.
3) Вопрос без вопроса (в формулировке нет вопроса, но он уводится в подтекст). Например: Про вас говорят, что вы каждый год выпускаете по два новых фильма… Или: Ваша героиня в конце фильма идет на отчаянный шаг. А Юрий Быков, например, считает, что женщина (жена и мать) не должна рисковать всем ради спасения человечества…. Такие вопросы могут участвовать как формулировке темы, так и в формулировке тезисов. [2]
ü Разные типы аргументов могут использовать как собеседник, так и журналист. Типы аргументов нужно посмотреть в том же пособии.
III. Языковые особенности интервью [3]
Есть несколько основных черт, отличающих интервью – в классическом виде живой устный, непосредственный диалог.
1) Маркеры непосредственного характера общения: средства, подчеркивающие контактность общения (неполные предложения, утвердительные и отрицательные нечленимые предложения, частичные или полные повторы реплики собеседника и др.)
2) Маркеры неподготовленности речи, ее спонтанного характера
3) Маркеры устного характера общения
4) Индивидуальные особенности речи собеседника