Коммуникативная профессиограмма социального работника




 

Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний.

Профессионал должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт и снять напряжение.

В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Владение ею — важнейший признак профессиональной пригодности специалистов любого профиля, чья деятельность связана с общением.

Согласно этому можно выделить ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника, которого можно назвать гуманитарием практического действия.

Эти характеристики назовем коммуникативной профессиограммой, что, по сути, является системой квалификационных требований, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы.

Специалист в этой области должен:

• знать речевой этикет и уметь его использовать;

• организовать требуемый вид общения и управлять им;

• анализировать предмет общения, его цели и задачи;

• корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;

• уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги,

• уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;

• иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;

• владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;

• уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

• знать служебный этикет и уметь его использовать;

• уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении; снимать стресс, напряжение; адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки. Без овладения вышеуказанными знаниями и навыками осуществление делового общения, т. е. такого общения, когда с помощью слова может быть разрешено дело, невозможно.

Для побуждения клиента к действию необходимо знать не только все вышеуказанные постулаты, но и применять в деятельности практическую психологию.

 


Заключение

В данной работе были обобщены знания о социальной работе как профессии, рассмотрены профессиональные навыки и умения социальных работников для побуждения клиента к действию. Рассмотрев социальную работу в данных аспектах, можно сказать, что успех этой деятельности, как и любой другой, зависит от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства социальных работников. Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.

Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника.

Освоение технологий в любой сфере деятельности, её последовательной применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

России еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе.


Список литературы

1. Беребешкина З.А Этика социального работника. Учебное пособие. - М., 1995 г.

2. Курбатов В.И. Социальная работа. Учебник. Ростов-на-Дону, 1999 г.

3. Ценности и этика. Энциклопедия социальной работы. Т.3. - М., 1994 г.

4. Козлов А.А. Этический кодекс социальной работы.// Социальная работа, 1998 г. - №4

5. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. - Е. И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2001. - 400 с.

6. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ Под ред. И. Г. Зийнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

7. Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. П. Д. Павленок.-2-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2001.-305с.

8. Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова.- Ростов н/Д: «Феникс 2000.-576с.

9. 5. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-432с.

10. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие, М.: Академ проект, 2001 - 496 с.

11. Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2001. -334 с.


[1] Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992.

[2] Ценности и этика. Энциклопедия социальной работы. Т.3. - М., 1994 г.

[3] Там же стр 38

[4] Там же стр 52



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: