архива историко-политических документов Московской области)




 

Государственный архив историко-политических документов начал свою работу в 2012 году. В то же время из Центрального государственного архива Московской области поступили на хранение фонды низовых профсоюзных организаций Московского региона с 1867 до 2009 года. Основная масса документов охватывает период с конца десятых до конца тридцатых годов ХХ века. Это остро драматичный период в истории России: революция, войны, падение монархии, богоборческий террор, раскулачивание, голод, коллективизация, репрессии, крушение привычного уклада жизни, переоценка ценностей. В такие эпохи проявляется особенно ярко подвиг и предательство, благородство и низость человеческой личности. В данный период делопроизводство еще не было строго регламентировано, вследствие чего многие документы составлены в произвольной форме. Поэтому они непосредственнее, точнее и красочнее раскрывают облик автора и характеризуют время во всей его противоречивости, трагедии и комизме. Здесь судьбы живых людей с их чаяниями, борьбой и страданиями выступают на фоне грандиозных событий современности. История начинается с личности. Причем, для полноты картины важны не только события и личности глобального масштаба, но и жизнь «маленького человека».

Подавляющее большинство материалов архива не только не публиковалось, но и не введено в научный оборот. Документы представляют интерес для изысканий в области микроистории, истории повседневности, истории культуры, гендерной истории, социальной истории, социологии, культурологии, а также могут оказать немалую помощь в поисках информации о родственниках. Материалы профсоюзных организаций освещают многие сферы жизни своего времени. Это и профессиональная деятельность самых различных направлений – образование, наука, культура, искусство, строительство, сельское хозяйство, пищевая, текстильная, добывающая промышленность, коммунальное хозяйство и многое другое. Помимо этого, документы касаются проблем ликвидации неграмотности, кульпросветработы, антирелигиозной пропаганды, безработицы, батрачества, материально-бытовых условий жизни людей, борьбы с голодом и хищениями, коллективизации, чистки аппарата. До тридцатых годов низовые профсоюзные организации нередко являются реальными защитниками интересов работников. Документы свидетельствуют даже о восстановлении профсоюзом сотрудника-лишенца, уволенного с работы по инициативе партийных органов[1]. В двадцатые годы сотрудники железнодорожного профсоюза, обследуя условия жизни рабочих, в своих заключениях писали, что до революции людям жилось лучше[2]. В фондах, помимо отчетов и протоколов хранится множество объяснительных записок, автобиографий, доносов. Так, в объяснительной записке текстильщицы, уличенной в воровстве в голодные годы, отражается дореволюционное сознание в духе Ф.М. Достоевского. Сознавая свою вину, она не оправдывает преступление, но ищет милости евангельским вопросом: «Кто не преступник?»[3]. Многие проблемы, затронутые в документах профсоюзных фондов, не только не потеряли своей актуальности, но приобрели еще большее значение в век высоких технологий и духовной толерантности, а точнее, безразличия. Так обстоит дело с «Днем леса».

Лес – наше богатство, неслучайно его называют живым золотом. Леса очищают воздух, обогащают атмосферу кислородом. Задерживая влагу, они оказывают влияние на формирование осадков, способствуют обводнению планеты. Лес – это уникальная экосистема, дом множества растений и животных. Древесина имеет немалое промышленное значение. Наконец, лес – прекрасное Божие творение, где человек отдыхает и черпает вдохновение.

Уменьшение площади лесов имеет глобальные последствия – эрозию почв, гибель растений и животных, ухудшение состоянии атмосферы, деградацию водных бассейнов, техногенные катастрофы и природные катаклизмы. Необходимость охраны лесов осознавалась еще индустриальным обществом.

Впервые День древонасаждения был проведен в 1874 году в США по инициативе Дж. Стерлинга Мортона, администратора штата Небраска, а позднее – министра земледелия.

В России подобная традиция также появляется в XIX веке. Первоначально День древонасаждения отмечали 1/14 августа, в День происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В 1898 году празднование Дней древонасаждения стало отмечаться в конце апреля – начале мая. К 1902 году торжество проводилось более чем в сорока регионах России. Основными его организаторами стали лесничие и учителя местных школ. Почти везде в праздновании участвовали священнослужители. Свое содействие оказывали губернаторы, земские и волостные начальники, помещики. Подготовку к праздникам проводили специальные комиссии, куда входили представители различных обществ и частные лица. Государь Николай II на донесении черниговского губернатора о лесных праздниках оставил резолюцию: «Желательно, чтобы этот добрый обычай прочно у нас привился»[4].

Вихрь смут и революций унес в прошлое это доброе начинание… В 1920 году в Москве станция юннатов в Сокольниках возродила проведение Дней древонасаждения. С осени 1922 г. по инициативе Ленинградского лесного института стал проводиться День леса. Как и до революции, работники лесного хозяйства отмечали праздник очень торжественно. Улицы украшались флагами, выпускались специальные сборники[5], плакаты, сочинялись песни, стихи, частушки, сценки, лозунги. С 1923-1924 года по предложению Центрального управления лесами, Наркомзема, ЦК РЛКСМ И ЦК Всеработземлеса праздник получил широкое распространение. Наркомземы республик разослали циркуляры, регламентировавшие проведение торжеств. Циркулярные письма публиковались в сборниках, посвященных Дню леса, в 1924 и 1929 годах[6].

В Государственном архиве историко-политических документов Московской области хранится фонд профсоюза «Всеработземлес» за 1917-1929 годы. Помимо протоколов, докладов, положений, циркуляров, документов по личному составу он включает годовой отчет о деятельности Московского губернского отдела «Всеработземлес» за 1923 г., посвященный проведению «Дня леса», отчеты о проведении
«Дня леса» по уездам Московской губернии, рукописи статей для сборников и периодики, газетные вырезки по данной тематике[7].

Авторами могли быть как неизвестные сельские корреспонденты, писавшие для газеты «Батрак»[8], так и маститые ученые-лесоводы. Каждый по-своему пытался донести до читателя идею Дня леса.

Так, в рукописной заметке члена РЛКСМ, студента Лесного института Н.П. Павловского «Живое золото»[9] подчеркивается значение леса для оздоровления воздуха, сохранения полей, избавления от засухи. Лесозащитник настаивает на необходимости разъяснения роли леса в жизни людей молодежи, детям, крестьянам.

Статья работника лесной отрасли И. Федорова «Организуйте кружки друзей леса»[10] переносит акцент на утилитарное значение леса в жизнедеятельности человека. При этом он пытается донести до читателя необходимость сознательного отношения к лесоохране.

Рукопись «Значение древесных посадок в жизни города»[11] ассистента кафедры общего лесоводства и дендрологии Белорусского государственного института сельского и лесного хозяйства С.Д. Георгиевского посвящена эстетическому компоненту древонасаждения, оздоравливающему и противопожарному значению леса. Ученый подчеркивает важность правильного подбора пород для городских посадок.

Машинописные копии статей неустановленных авторов «Лесничества и день леса»[12] и «Студенчество и «День леса»»[13] ставят перед лесничествами и учащейся молодежью просветительские задачи по отношению к крестьянству. Агитацию предлагается вести путем лесопосадок и разъяснительных бесед.

В рукописной статье «Берегите лес!»[14]
лесовода П. Елисеева предлагается воспитывать сознательную любовь к лесу, «хранителю рек», почв и дождей, посредством школы. Автор затрагивает проблему лесных пожаров и самовольных вырубок деревьев.

Работа сотрудника лесной отрасли А. Абрамова «Как вести хозяйство в лесах местного значения»[15] повествует о гибели ухоженных монастырских и частновладельческих лесов в годы революции. Для сохранения лесных массивов, по мнению автора, необходимо, чтобы рубка не превышала прироста. Лесовод также затрагивает проблему неправильного выпаса домашнего скота и подчеркивает просветительную функцию «Дня леса».

В документах фонда также обнаружена машинописная копия траурного листка о гибели лесников с рукописной правкой и подписью
В. Каринского[16]. Рассказ о насильственной смерти неподкупных лесников и членов их семей завершается выводом о необходимости вооружения лесной стражи.

В сборниках, посвященных Дню леса, хранящихся в Российской государственной библиотеке, обнаружены статьи авторов, чьи рукописи находятся в фонде «Всеработземлеса» Государственного архива историко-политических документов Московской области.

Так, в архиве хранится рукопись статьи
работника лесной отрасли И. Р. Морозова «Охраняйте посадки!»[17], содержащей рекомендации по охране саженцев. Лесовод полушутливо называет главными врагами новых насаждений коз и пионеров. В сборнике «День леса» 1926 года, изданном Московским земельным отделом, опубликованы три статьи того же автора – «Писатель А.П. Чехов о лесе»[18], «Охрана лесного потомства»[19] и «Посадка молодняка. (Из воспоминаний)»[20]. Рукопись последней под названием «Воспоминание» находится в фонде профсоюза «Всеработземлес»[21].

В том же фонде отложился список материалов для сборника «День леса»[22] с указанием авторства, в котором числится статья профессора Михаила Елевферьевича Ткаченко (1878-1951) «День леса» и его результаты в 1923 и 1924 годах. Доклад профессора М.Е. Ткаченко». Машинописная копия вышеназванной статьи с рукописным авторским текстом на первом листе и редакторской правкой профессора также хранится в документах фонда[23]. Ученый говорит о необходимости просветительской деятельности и охраны древесных насаждений. В тексте дается обзор проведения Дня леса по различным губерниям России. Под руководством М.Е. Ткаченко в Институте леса АН СССР были начаты лесогидрологические исследования. Первым в истории лесоводства исследователь научно обосновал теорию очистки лесосек. М.Е. Ткаченко приобрел мировую известность благодаря учебнику «Общее лесоводство». Ученый немало потрудился на ниве популяризации науки о лесе. Так, в сборнике «День леса» 1924 года, изданном Центральной комиссией «Дня леса», опубликована статья М.Е. Ткаченко «К организации «Дня леса»[24].

Упомянутые в списке материалов из фонда профсоюза «Всеработземлес» статьи профессоров-лесоводов Л. Яшнова «Лес, его значение в природе и хозяйстве страны»[25] и Н.П. Кобранова «Организованная молодежь в День леса»[26] опубликованы в сборнике 1925 года. Машинописная копия последней статьи без указания авторства хранится в документах вышеназванного профсоюза[27].

Газетная вырезка статьи «Кто был врагом леса – пусть станет его другом»[28] заведующего Московским областным земельным отделом А. Лисицына отложилась в том же фонде. Его статья «День леса» опубликована в одноименном сборнике 1926 года[29]. Автор подчеркивает просветительское значение праздника и настаивает на необходимости борьбы с беззаботно-потребительским отношением к лесу.

В 1929 году на пленуме Центрального бюро юных натуралистов предлагалось ходатайствовать перед СНК РСФСР об издании декрета о проведении Дня леса. К 1930-м годам празднование Дня леса угасает. Классики-лесоводы и их лесоохранные «реакционные теории» подвергаются гонению.

Подводя итоги рассмотрению документов фонда профсоюза «Всеработземлес», хотелось бы отметить некоторые особенности, характерные для менталитета послереволюционной России 20-х годов ХХ века. Всем работам, не смотря на революционную, даже иногда антирелигиозную риторику, присущи черты, характерные для православной культурной традиции.

Во-первых, это идея служения интеллигенции, основанная на христианской концепции власти как служения[30]. Поскольку знания – тоже власть, человек, ими обладающий, обязан служить посредством их другим людям, дабы не уподобиться ленивцу евангельской притчи о талантах[31]. Отсюда постоянные призывы авторов статей к интеллигенции и учащейся молодежи идти в народ с просветительской целью.

Во-вторых, это сам метод просвещения, принятый авторами статей – воспитание сознательного, осмысленного отношения к лесоохране, без элемента принуждения, обращение к разуму и совести человека. Такой подход также основан на евангельской концепции просвещения[32].

В связи с этим вспоминаются пророческие слова великого русского мыслителя, государственного и церковного деятеля, правоведа, ученого, педагога, публициста, благотворителя и наставника двух последних царей, Константина Петровича Победоносцева: «Для того, чтобы обезверить жизнь, мало еще истребить чистое верование и уничтожить молитву. Надобно разложить, дистиллировать каждое ощущение, очистить каждое движение чувства, вынуть из них то, что заложено верою, слилось с нею: покуда не совершен этот процесс, в каждом уголке, в каждом биении жизни будет еще таиться вера, и можно будет почуять и распознать ее в самых обыденных явлениях, в движениях радости и горя, в занятиях, даже в забавах и развлечениях: и если бы можно было совсем ее вынуть из них, они представились бы совсем в ином виде. Еще того ощутительнее присутствие веры в характерных чувствах и движениях наших – в великодушии, в геройском подвиге, в чистой мысли, в правдивости – во всем том, в чем атеисты, заодно с верующими признают красоту и славу человеческой природы»[33].

Дню леса суждено было возродиться в юннатском движении и республиканских обществах по охране природы во времена «хрущевской оттепели».

В Центральном государственном архиве Московской области, в фонде Московского областного совета Всероссийского общества охраны природы находятся фотографии, запечатлевшие древонасаждение с участием детей, плакаты, призывающие беречь природу[34].

В Государственном архиве историко-политических документов Московской области, в фонде
Московского областного комитета профсоюза рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности за 1953-1985 годы хранятся фото Павлово-Посадского и Ивантеевского лесного хозяйства конца шестидесятых – начала семидесятых годов с изображением противопожарной полосы в лесу, а также плантаций с саженцами деревьев[35].

Эпоха «рыночных отношений» привела к хищническому обращению с лесными богатствами и к запущенности лесов. Назрела необходимость решения этой проблемы. Настало время возрождения России. Возобновляется и добрая традиция проведения Дней древонасаждения, которое осуществляется по инициативе областных администраций, мэров городов, руководителей предприятий и учебных заведений, а также частных лиц. 1 июля 2012 г. губернатор Московской области С.К. Шойгу учредил День леса «в целях воспитания у населения Подмосковья бережного отношения к природе, чувства ответственности и сопричастности к охране окружающей среды»[36]. 18 мая 2013 г. временно исполняющий обязанности Губернатора Московской области А.Ю. Воробьёв продолжил эту добрую традицию.

Народ, забывающий свою историю, подобен дереву, лишенному корней. Человек, потерявший душевную потребность хранить окружающий его мир как Божье творение, теряет и способность радоваться жизни. Все тесно связано в нашем непростом мире. Ждут своего исследователя архивные документы. Ждут леса доброй хозяйской руки. Глобальные события всегда начинаются с малых дел.

Возрождение леса, возрождение исторической памяти народа непременно станет шагом к грядущему возрождению России.

 

Суржик О.С.,

главный хранитель фондов

Государственного архива

историко-политических документов

Московской области,

канд. ист. наук.


[1] См.: ГАИПДМО. Ф.183. Оп.1. Д.34.

[2] См.: Там же. Ф.46. Оп.1. Д.1526.

[3] См.: Там же. Ф.165. Оп.2. Д.76. Л.52-53 об.

[4]Цит. по: Из истории празднования Дней древонасаждения [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], сор.2012. – Режим доступа: https://denlesa.forest.ru/news/?id=7

[5] См.: День леса. Московская губернская комиссия «Дня леса». М. 1925. 62 с.; День леса. Сборник статей. Издательство Московского земельного отдела. М. 1926. 56 с.; День леса. Сборник инструктивных материалов центральной комиссии по проведению «Дня леса». М. 1929. 24 с.; День леса. Сборник плакатов. 1933. 10 с.; День леса. Издание ВНИТО лесной и лесохимической промышленности. М. 1933. 48 с.; День леса. Издание Губкомиссии по проведению Дня леса. Псков. 1924. 54 с.; День леса. Сост. Г. Рыбинский. М.: Новая Москва, 1924. 151 с.; День леса. Издание Центрального и Московского бюро юных натуралистов. М. 1929. 26 с.; День леса. Сборник. Издание Центральной комиссии «Дня леса». М. 1924. 141 с.; День леса и юные пионеры. М. 1928. 28 с.; День леса и школа. Лес в плане работы школы. Под общей ред. Р.И. Млиника. М. 1924. 110 с.; День Леса. Издание Барнаульской окружной комиссии по проведению Дня леса. Барнаул. 1930. 30 с.; День леса. Сборник. Издание Сибирской Краевой Комиссии по проведению «Дня леса» при Крайземуправлении. Новосибирск. 1930. 83 с.; День леса. Сборник статей о лесе и лесном хозяйстве Северо-Двинской губ. Издание Губкомиссии по проведению «Дня леса» и лесной секции научно-технического бюро при Губотделе «Всеработземлес». Великий Устюг: Губземуправление. 1925. 34 с.; День леса. Издание газеты «Красная новь». Семипалатинск. Август 1923.; День леса. Издание Ленинградского дворца пионеров им. А.А. Жданова. Ленинград. 1963. 50 с.; День леса. Из опыта работы пионерских лагерей, расположенных под Лугой. Издание Ленинградского Ордена Трудового Красного Знамени дворца пионеров им. А.А. Жданова. Ленинград. 1973. 55 с.

[6] См.: День леса. Сборник инструктивных материалов центральной комиссии по проведению «Дня леса». М. 1929. с.8-11; День леса. Сост. Г. Рыбинский. М.: Новая Москва, 1924. с.3-5.

[7] См.: ГАИПДМО. Ф.183. Оп.1. Д.10, 34, 601, 646.

[8] См.: Там же. Д.601. Л. 20-23.

[9] См.: Там же. Д.10. Л.5-6.

[10] См.: Там же. Л.89-89 об.

[11] См.: Там же. Л.9-11.

[12] См.: Там же. Л.26-28.

[13] См.: Там же. Л.43-44.

[14] См.: Там же. Л.12, 12 об., 13, 13об., 14-16.

[15] См.: Там же. Л.54, 54 об., 55, 55 об.

[16] См.: Там же. Л.96-97.

[17] См.: ГАИПДМО. Ф. 183. Оп.1. Д.10. Л.29-29 об.

[18] См.: День леса. Сборник статей. Издательство Московского земельного отдела. М. 1926. С.54-55.

[19] См.: Там же. С.29-32.

[20] См.: Там же. С.49-50.

[21] См.: ГАИПДМО. Ф.183. Оп. 1. Д.10. Л. 52-53.

[22] См.: Там же. Л. 88.

[23] См.: Там же. Л. 74-87.

[24] См.: День леса. Сборник. Издание Центральной комиссии «Дня леса». М. 1924. С.63-65.

[25] См.: День леса. Московская губернская комиссия «Дня леса». М. 1925. С.14-19.

[26] См.: Там же. С.20-22.

[27] См.: ГАИПДМО. Ф.183. Оп. 1. Д.10. Л. 34-36.

[28] См.: Там же. Д. 646. Л. 16 об.

[29] См.: День леса. Сборник статей. Издательство Московского земельного отдела. М. 1926. С.5-7.

[30] И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. (Мар: 9, 35).

[31] См.: Мф: 25, 14-30.

[32] См.: 1 Кор. 9, 19-22.

[33] Победоносцев К.П. Конечная цель жизни// Тайный правитель России. М., 2001. С.380.

[34] См.: ЦГАМО. Ф.7997. Оп. 1. Д. 51, 86, 87.

[35] См.: ГАИПДМО. Ф.371. Оп. 1. Д. 523. Л. 17, 28, 32; Д.524. Л.33, 39, 48.

[36]См.: День леса [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], сор.2012. – Режим доступа: https://vlesnom.com/news/?id=35528&print=1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: