Концепция международного маркетинга.




Одной из множества причин, по которым государство не должно предоставлять полную свободу действий отдельным субъектам сферы туризма и полностью доверять им принятие решений, является то, что отдельные представители, такие как туристские компании, финансовые группы и т. п., не в состоянии гарантировать поддержание условий для воспроизводства и успешного функционирования индустрии туризма. Экономическая логика государственного вмешательства в сферу туризма усиливается и соображениями культурного и экологического плана. Туризм представляет собой систему глобально-локального взаимодействия, функционирование которой влечет за собой существенные последствия для общества.

Содержание концепции международного маркетинга.

Поскольку туризм по своей сущности зависит от качества окружающей среды, то часто устойчивость в туризме ассоциируется с эко-агротуризмом, но по существу устойчивое развитие туризма означает больше, чем защита природного богатства. Оно предполагает объективное восприятие местных жителей, их культуры, традиций, обычаев, стиля жизни и социально-экономической системы общества, к которому они принадлежат. Если около десяти лет тому назад все внимание исследователей преимущественно фокусировалось на воздействии международного туризма на окружающую среду, то в настоящее время при сохранении актуальности вопросов экологической безопасности и бережного использования природных ресурсов и сохранения естественного наследия для будущих поколений это уже не единственный аспект, требующий тщательного рассмотрения.

Концепция международного маркетинга или концепция устойчивого развития включает в себя также экономические, социальные и культурные критерии. Препятствием в осуществлении системного и комплексного подхода к туристской индустрии можно назвать четкую фрагментацию последней и относительную замкнутость в заданных границах жизнедеятельности, что типично для малых предприятий и фирм среднего размера, которые и составляют большую часть туристской индустрии. Это косвенным образом приводит к безответственности, когда различные мелкие фирмы с целью получения немедленной и максимально возможной прибыли не задумываются о последствиях своей деятельности.

Поддержку государства целесообразно направить на стимулирование функционирования приоритетных видов туризма, развитие научного потенциала и создание условий для подлинно предпринимательской, главным образом, инновационной деятельности [7, с. 409—410]. При этом важное значение имеет тесное сотрудничество и активное взаимодействие всех субъектов туристского рынка для обеспечения его эффективности. В качестве примера можно привести государственные проекты различных стран, направленные на стимулирование и проведение инновационной политики. Так, в Шотландии под эгидой Агентства экономического развития «Scottish Enterprise » был запущен проект «Tourism Innovation in Action », цель которого состоит в оказании содействия туристскому бизнесу в Шотландии, расширению экспорта туристских услуг, диверсификации национального туристского продукта с помощью вовлечения в развитие инновационного процесса различных слоев общественности. Победителями становятся участники проекта, предложившие самые интересные и перспективные идеи по развитию туристского бизнеса, обладающие практической ценностью и потенциальной возможностью реализации. Им предлагается профессиональная поддержка и финансовая помощь для наилучшего воплощения новаторских идей в жизнь [17, с. 3].

Таким образом, от правильного построения и эффективной реализации туристской политики зависят роль и место конкретного государства на рынке международного туризма. Вопросами регулирования сферы международного туризма на национальном уровне занимаются специализированные органы управления. Мировой опыт свидетельствует о целесообразности и даже необходимости разделения национальных туристских администраций на две ветви: первая решает глобальные задачи, связанные с нормативно-правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности туристских предприятий и регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне, а вторая занимается маркетинговой деятельностью [9, с. 116]. Потребность в разделении полномочий и обязанностей можно объяснить поставленными перед органами туристской администрации целями.

Главная цель концепции.

Главную цель в развитии международного туризма специализированное министерство видит в формировании современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. В то время как ведомство, отвечающее за маркетинговую деятельность, направляет свои усилия на создание положительного имиджа страны на мировом рынке туризма и повышение привлекательности национального рынка для международной туристской деятельности.

Для корректного отображения принципиальной разницы между понятиями «конкурентоспособность» туристского региона и его «привлекательность» непременным условием является правильное толкование данных терминов. В самом общем смысле международную конкурентоспособность с позиции национальной перспективы можно определить как способность страны производить товары и услуги, пользующиеся успехом на мировом рынке, что в результате приводит к поддержанию достойного уровня жизни населения, увеличению его доходов и росту национального богатства. Соответственно, конкурентоспособность туристского региона — это его способность производить качественный туристский продукт, удерживать свои позиции на международном рынке туризма и по возможности со временем расширять сферу своего влияния, не нарушая при этом принципов устойчивого развития [12, с. 371]. Наиболее известной концептуальной моделью конкурентоспособности туристского региона является модель Крауча и Ритчи, которая дает целостное представление об основных компонентах, формирующих его конкурентоспособность [11, с. 7]. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности туристского региона, различны по своей природе. К первой группе факторов относятся те, которые вытекают из внутренней структуры и организации туристской деятельности в стране. Вторая группа представлена природно-географическими, культурно-историческими, социальными, технологическими, экономическими, экологическими и политико-правовыми факторами, являющимися результатом внешней макроэкономической среды [2, с. 67]. Однако даже при максимальном рассмотрении всех составляющих конкурентоспособности туристского региона всегда существует возможность появления новых переменных, которые на определенном этапе могут сыграть роль решающего фактора. Речь идет о стихийных событиях (эпидемиях, несчастных случаях, природных катаклизмах, террористических актах), вероятность возникновения которых довольно-таки низка, но потенциальная угроза в случае появления весьма велика. Такие инциденты внезапны и спонтанны по своей природе, не могут быть спрогнозированы и не поддаются контролю со стороны административных органов и других заинтересованных лиц и организаций. При этом они в состоянии преломить уже существующие направления и тенденции в развитии туристской системы и выступить в роли непредсказуемых источников перемен [15, с. 66—67].

Термин «привлекательность» можно определить как способность объекта привлекать к себе внимание и вызывать интерес. В связи с этим можно сделать вывод о том, что данное явление носит в некоторой степени субъективный характер, особенно, если учесть, что вкусы потенциальных клиентов сильно дифференцированы: то, что привлекает одних, оставляет равнодушными других. Если определенная категория людей настроена на спокойный отдых, то вряд ли ее можно будет привлечь предложением активного времяпрепровождения с элементами экстрима, а противников спортивных мероприятий вряд ли поразишь созданием горнолыжного курорта, каким бы высококлассным и конкурентоспособным он ни был. В современной научной литературе существуют различные трактовки критериев привлекательности туристского региона. Так, например, эксперты Секретариата ЮНКТАД исследовали рейтинг страны как экспортера туристских услуг и опубликовали в 1998 г. доклад, в соответствии с которым привлекательность национального рынка зависит от следующих критериев, которые классифицированы по степени их влияния на развитие въездного туризма:

­ уровень внутренних цен в стране относительно мировых цен;

­ транспортные расходы;

­ репутация страны;

­ наличие инфраструктуры для туризма;

­ высокая квалификация кадров [4, с. 170—171].

Некоторые исследователи предлагают рассматривать привлекательность туристского региона как производное взаимного функционирования спроса и предложения, исходя из того, что туризм — это система, являющаяся результатом их взаимодействия [13, p. 10, 12]. Ряд специалистов в области международного туризма определяют привлекательность туристского региона как совокупность естественных аттрактивных характеристик, не учитывая наличия адекватной туристской инфраструктуры или проведения туристской политики, отожествляя тем самым данный термин с «понятием туристский потенциал» [16, с. 11].

Исходя из того, что привлекательность туристского региона в первую очередь обусловлена наличием туристских ресурсов и спросом на них, целесообразно предположить, что именно они являются первичными критериями аттрактивности туристского региона. Однако нельзя игнорировать и тот факт, что существует возможность усилить его привлекательность, используя разнообразные методы и приемы тактического и стратегического характера. Соответственно, вторая группа критериев привлекательности представлена такими компонентами, как туристский продукт и туристское предложение. Эти показатели призваны формировать привлекательность национального рынка путем анализа и оптимального применения первичных критериев. Создание туристского продукта происходит путем использования туристских ресурсов при помощи определенных технологий и характеризуется направленностью на нужды и потребности туристов. Расширение туристского спроса вызывает потребность в увеличении дифференциации туристского продукта, что, в свою очередь, требует внедрения новых методов в процесс его создания и продвижения.

 

 

Вывод.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что под конкурентоспособностью туристского региона следует понимать его объективную способность производить качественный продукт, обеспечивать поддержку устойчивого благосостояния местного населения и сохранять, а со временем и расширять сферу своего влияния на международном рынке туризма. Привлекательность страны находится в прямой зависимости от ее туристского потенциала, предпочтений туристов и умения местных органов власти и частного бизнеса формировать желания потенциальных клиентов и оказывать влияние на их восприятие. В большинстве стран, стремящихся к развитию туристского рынка, туристская политика направлена на удовлетворение потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала и обеспечении устойчивого развития туризма. В свою очередь ведомство, отвечающее за маркетинговую деятельность имеет большое значение и занимает одну из наиважнейших ступеней развития международного туризма страны.

 

 

Список литературы.

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2004 - 464 с.

2. Вавилова, Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005 - 160 с.

3. Горбылева, З. М. Экономика туризма. Минск: БГЭУ, 2004 – 478 с.

4. Дюмулен, И. И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003 - 315 с.

5. Ефремова, М. Экономика туризма и оценки ее динамики // Экономист. 2004. № 12. С. 72—75.

6. Низамиев, А. Г. Особенности туризма как вида экономической деятельности в Кыргызстане // Вестник МГУ. 2003. № 4. С. 74—83.

7. Никитенко, П. Г. Цивилизационный процесс под углом ноосферного зрения / П.Г. Никитенко, И.П. Андреев. Минск: Право и экономика, 2000 – 700 с.

8. Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006—2010 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 24 авг. 2005 г. № 927. Минск, 2005.

9. Организация туризма: учеб. пособие / А. П. Дурович [и др.]; под общ. ред. Н. И. Кабушкина. Минск: Новое знание, 2003 – 632 с.

10. Харрис, Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке: пер. с англ. / Г. Харрис, К. М. Кац. М., 2000 – 240 с.

11. Crouch, G. Destination competitiveness: Insights into attribute importance [Electronic resource] // International conference of trends, impacts and policies of tourism development. Crete, 15—18 June 2006. Mode of access: <https://tourism-conference.eap.gr/pdf%20files/Crouch,%20G.pdf>. Date of access: 26.04.2007.

12. Dwyer, L. Destination competitiveness: determinants and indicators / L. Dwyer, C. Kim // Current issues in tourism. 2003. V. 6, N 5. 414 р.

13. Formica, S. Destination attractiveness as a function of supply and demand interaction: diss. … d-r of philosophy: Nov. 2007. Blacksburg, 2000.

14. Manning, E.W. Coping with Tourism: Governance for Tourism in Impacted Destinations [Electronic resource] // The Royal Commonwealth Society. Mode of access: <https://www.rcs.ca/colloquium/Manning.doc>. Date of access: 26.04.2007.

15. Nordin, S. Tourism of tomorrow — Travel trends and forces of change. Ostersund: ETOUR, 2005.

16. Ortolani, G. G. Tourism in Italian regions: performance and potentialities / G. G. Ortolani, A. Alivernini, L. Buldorini [Electronic resource] // 7th international forum on tourism statistics. Stockholm, 9—11 June 2004. Mode of access: <https://www.tourismforum.scb.se/presentations/NSMTheme10June/Italy/UIC_presentation.ppt>. Date of access: 26.04.2007.

17. Tourism Innovation in Action № 4. Winning Ideas // Scottish Enterprise [Electronic resource]. Mode of access:
<https://www.scottish-enterprise.com/sedotcom_home/sig/sig-tourism/tourisminitiatives/tourism-innovation/innovationawards.htm>. Date of access: 26.04.2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: