Симонис В.К. «Ребенок до семи лет»




Воспитание и здоровье

Задача педагогов,

медиков и родителей

 

Посвящается родителям, учителям и врачам,

которые интересуются вопросами здоровья и воспитания

Сочи 2012

Отрывок из книги: Михаэла Глёклер, Стефан Лангхаммер, Кристоф Вихерт

«Воспитание и здоровье»

 

***

Следствия для педагогической практики до 9 года жизни ребенка

Педагогическая и медицинская практика отчетливо показывает следующее: ничто так не способствует дифференцированному созреванию нервно–чувственной системы, а также сенсомоторной координации (т.е. соединению нервно–чувственных функций с телесной деятельностью), как физическое движение и радость открытия чувственного мира с помощью всех органов чувств.

Дети больше всего любят бегать, они инстинктивно знают, что приносит им пользу. Взрослые и прежде всего воспитатели должны поэтому создавать пространство для движения и игр, в котором дети должны как можно более ловко и умело двигаться и действовать в соответствии с их возрастом. Этот принцип последовательно используется в вальдорфском учебном плане от яслей до 9 года жизни включительно. Нa любом занятии каким-то образом задействован элемент движения, и не только в так называемых двигательных дисциплинах, учебный план которых особенно насыщен сенсомоторным компонентом. Ведь любое движение – в том числе и соответствующие возрасту ребенка игры и физкультурные упражнения в этом возрасте еще очень тесно связаны с чувственными переживаниями, они практикуются и часто сопровождаются музыкально–ритмическими игровыми упражнениями, связанными с пением, речью и движением.

Благодаря музыкально–ритмической деятельности закладывается также необходимое для социализации умение слушать и предоставлять свободное пространство другому. Отсутствие компьютеров и мультимедиа в детских садах и начальной школе является требованием вальдорфского воспитания, основанным исключительно на фактах физиологии и психологии развития. Слоган, пропагандируемый в мировом масштабе и имеющий своей целью огромную экономическую прибыль: «Компьютер каждому ребенку» (мини–монитор с flash–накопителем, WLAN и операционной системой Linux, подаваемый как желание предоставить прежде всего детям стран третьего мира возможность почувствовать себя детьми цифрового века) является хорошей идеей в неподходящее для ребенка время. И не столько потому, что так называемые развивающиеся страны нуждаются, прежде всего, в чистой воде, базовом медицинском обеспечении и в «нормальных школах», сколько потому, что каждый час, проведенный перед монитором, препятствует возникновению собственных, возникающих при отсутствии стимуляции и манипуляции внутренних образов, а также удерживает детей от движения. Активность мозга при этом замедляется, сенсомоторная интеграция нарушается – совершенно независимо от содержимого информации и тех проблем, которые ребенок не в состоянии переработать самостоятельно.

Практические аспекты воспитания детей и дошкольников

• Пробуждение их инициативы личным примером.

• Использование игрового материала, который способствует пробуждению личной активности ребенка: простые предметы и материалы, которые оставляют больший простор для фантазии и побуждают к новым возможностям их использования.

• Активация органов чувств и уход за ними.

• Закладка хороших привычек регулярными действиями, с помощью маленьких ритуалов по утрам, во время еды, вечером перед засыпанием.

• Ритмическая структура дня, недели, месяца, года.

• Регулярное и безраздельное уделение внимания ребенку: например, когда он встает или ложится спать, а также периодически – в течение дня.

• Преимущественно «невербальный» стиль воспитания, так как действие, пример – говорят ребенку, который испытывает потребность подражать – гораздо больше, чем слова.

• Возможность переживать природу.

• Избегание мультимедиа и технических игрушек.

• Даже если день наполнен множеством важных дел, все равно помнить о ребенке, держать его в сознании, «мысленно носить его с собой». Это справедливо как для родителей, так и для воспитателей. Подобное внутреннее усилие помогает быстрее восстановить контакт при следующей встрече и быть заинтересованным в самом ребенке, а не в его школьных успехах.

• Находить причины для радости и благодарности – больше всего дети любят веселую и полную благодарности атмосферу.

***

Отрывок из книги: Симонис В.К. «Ребенок до семи лет»

 

О ПИТАНИИ

Как мы уже не раз отмечали, материнское молоко - естественное и здоровое питание, которое ребенку дала сама природа, снаряжая его в нелегкий путь. Неоднократно подчеркивалось, как важна роль этого ничем не заменимого продукта питания. Развитие человечества привело к тому, что с некоторых пор матери стали выказывать нежелание кормить своих детей грудью, а порою действительно не могут кормить. Этот факт глубоко трагичен для ребенка. Ведь здоровое питание, а в младенчестве таковым является грудное молоко, могло бы предохранить его от многих болезней на всю жизнь; цирроз печени, рахит, многие детские болезни, многие инфекционные болезни - всего этого можно избежать при вскармливании ребенка материнским молоком. При условии, конечно, что мать дает младенцу здоровое, безупречное грудное молоко. К сожалению, это условие в наше время выполняется далеко не всегда. «Цивилизованная» жизнь, лекарства, наркотики, даже род занятий матери - все это может так повлиять на молоко, что оно изменит свой состав пли не образуется вовсе. Но чаще не это является причиной отказа матери кормить ребенка грудью. Следовало бы постоянно напоминать матери, доводить до ее сознания, какой вред причиняет она своему ребенку, когда отказывает ему в грудном молоке! Младенец самой своей природой соответствует этому молоку. Оно способствует укреплению всех тканей его тела, вплоть до костей, в той степени, которая соответствует его возрасту, данному этапу его развития, которая согласуется с постепенным вживанием души в физический организм. Химические процессы, идущие в организме, гармонизуются благодаря грудному молоку: вещества, вступающие в реакции друг с другом, комбинируются таким образом, что это способствует наиболее благоприятному росту и развитию всех органов; не существует ни одного химика, ни одной химической лаборатории или фабрики по производству пищевых продуктов, способных придумать и получить столь же благоприятные комбинации. И никакая самая изощренная реклама не должна вводить нас в заблуждение на этот счет. Реклама может лишь вселить в нас неоправданные иллюзии, которые вскоре будут развенчаны.

Издавна было принято по окончании грудного периода постепенно переводить ребенка с материнского молока на искусственное вскармливание, при отсутствии или недостатке молока у матери это могло произойти и раньше. Ребенку в такой переходной период давали коровье молоко с добавками в виде крупяных отваров и слизистых процеженных крупяных отваров, затем осуществляли опять-таки постепенный переход к кашам - сначала жидким, потом густым, и таким образом детское питание все более начинало уподобляться обычной пище взрослых.

Современная пищевая промышленность с ее успехами, все новые и новые наименования «продуктов», предназначенных для искусственного вскармливания детей, вынуждают нас вновь остановиться на теме питания и критически рассмотреть вопрос о химических продуктах. Раньше здоровый инстинкт подсказывал, что к коровьему молоку надо добавить густой крупяной отвар, чтобы «искусственно» дать ребенку то, что до сих пор давало ему материнское молоко. Мы уже говорили о том, что материнское молоко принимается детским организмом непосредственно, без особой переработки пищеварительными органами. Искусственное, чуждое ребенку питание требует от его организма преждевременного напряжения, потому что для усвоения такой пищи организм младенца должен обеспечить полную переработку чуждых веществ в пищеварительном тракте и образовать свой собственный белок. Как уже подчеркивалось нами, организованный подобным образом обмен веществ вызывает в ребенке преждевременное пробуждение сознания, что совершенно не соответствует требованиям нормального развития.

 

Что же годится для ребенка, которого с грудного молока переводят на искусственное вскармливание? Приготовить настоящее здоровое питание можно только из безупречных продуктов, и надо ли говорить, что в наше время во многих местах это практически недостижимо. Мы знаем, что все употребляемое в пищу зерно, в том числе и рис, отнюдь не лучшего качества, не гарантируется даже полная безвредность его для здоровья. С большим трудом, используя искусственные удобрения и инсектициды, удается сохранить его качества на той «высоте», которая кажется еще относительно приемлемой, позволяющей употреблять его в пищу. Несмотря на это, процент содержащегося в зерне белка низок и постоянно падает, как, впрочем, и качество этого белка, так что специалисты пугают нас своими мрачными прогнозами на будущее. Кроме всего прочего, такие продукты, выращенные на химических удобрениях и обработанные инсектицидами, содержат в себе ядовитые вещества. Организм, постепенно накапливая эти вещества, не сразу их почувствует; но они накапливаются и впоследствии могут привести к катастрофе.

Именно сейчас, как нам кажется, самое время напомнить, что биодинамический метод обработки почвы, предложенный Рудольфом Штейнером, дает возможность разрешить эту проблему. Биодинамический метод исключает использование любых искусственных удобрений, не допускает применения химических средств по борьбе с насекомыми-вредителями и сорняками. Этот метод позволяет получить здоровые и полноценные продукты. Зерно, овощи и фрукты, выращенные на почвах, которые обработаны этим методом, содержат белок высокого качества и все необходимые микроэлементы. Если из такого зерна приготовить кашу, хлеб или густой питательный отвар, то можно быть уверенным, что ребенок получит здоровую и сытную пищу. При таком питании исключается сама возможность перекормить ребенка, потому что он не получает лишних веществ, не принимающих участия в построении организма, от которых дети становятся толстыми, одутловатыми, как это весьма часто случается при искусственном вскармливании.

Разумеется, и это питание, если к нему прибегнуть преждевременно, вместо материнского молока, обеспечит слишком раннее пробуждение сознания у ребенка, как это отмечалось выше. Но, во всяком случае, употребляя продукты, полученные посредством биодинамического метода возделывания почвы, мы можем быть уверены, что никакого рода «добавки» не вводятся в детский организм и его процессы. Благодаря этому процесс затвердения костей будет соответствовать нормальному ритму развития ребенка. Все прочие продукты обусловливают слишком раннее и чрезмерное затвердение тканей, что, в свою очередь, ведет к тому, что преждевременно закрываются роднички и появляются затвердения в области кровеносных сосудов, то есть развивается ранний склероз. Подобное явление особенно часто наблюдается у тех детей, которым давали искусственный витамин D19.

Что касается напитков, то каждому должно быть очевидно: напитки для взрослых, такие, как пиво, вино, кока-кола, кофе, черный чай, в этом возрасте абсолютно неприемлемы, употребление их чревато болезненными расстройствами.

Конечно, в книге, стремящейся дать лишь общий обзор проблем развития ребенка в течение семи лет, невозможно подробно рассмотреть каждую частность. Важно научиться осмысленному, вдумчивому отношению к каждой встающей перед нами проблеме и не проходить равнодушно мимо. Тогда можно, самостоятельно углубившись в нее, прийти к здоровому, правильному решению. Безусловно, удобнее просто придерживаться точки зрения авторитетов, но как часто авторитеты не оправдывают себя!

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

В дополнение ко всему сказанному мы хотим привести некоторые практические советы, многие из которых принадлежат Рудольфу Штейнеру.

Однако прежде, чем воспользоваться любыми советами, каждая мать должна принять их внутренне, должна почувствовать, что они соответствуют ее собственному опыту. Одна мать может решить, применимы ли эти советы в ее конкретной ситуации или нет. Как ребенок ожидает понимания от своей матери, воспитывающей его для свободы, так и мать должна действовать разумно и свободно и не чувствовать себя связанной какой-либо догмой. Она должна уметь отдавать себе отчет в том, почему она делает одно и не принимает другого.

После родов целительно действует на всю кровеносную систему матери арника горная (Аrniса D6, 5 капель в ложке воды через каждые 3 часа, препарат фирмы «Belega»). При этом все возникшие при родах нарушения ограничиваются или снимаются совсем. Барбарис (Berberis е fructicus D2, 3 раза в день по 5 капель в ложке воды, тоже «Belega») стимулирует восстановление матки после родов.

Очевидно, что грудные железы, которым с рождением ребенка предстоит выполнять особую функцию, нуждаются в специальном уходе как до, так и после родов. Если этим пренебречь, то придется расплачиваться соответствующими осложнениями.

Груди, сильно выдающиеся вперед и отвисающие, надо поддерживать, поднимая их выше, хорошо сидящим бюсттальтером. Соски также следует подготавливать к кормлению. Их надо ежедневно мыть, очищая от возможно образовавшихся вокруг них тонких корочек. Если соски недостаточно выступают над уровнем околососкового кружка, что часто встречается при первых родах, их следует «упражнять» утром и вечером при умывании: брать тремя пальцами и слегка вытягивать вперед. При совсем плоских (втянутых) сосках может помочь отсасывающая банка (или молокоотсос). Таким же способом можно в последние месяцы беременности укрепить слабо развитую грудную ткань. (Но прежде следует посоветоваться с врачом.)

В период кормления следует во всем соблюдать стерильную чистоту. Кормящая мать должна браться за грудь только чисто вымытыми руками. Ногти должны быть вычищены. Что бы ни делала мать - меняла ли она ребенку пеленки, причесывалась ли, сморкалась ли, - после этого непременно следует вымыть руки с мылом, если она собирается прикасаться к груди. Иначе не избежать инфекции, постоянно угрожающей грудному соску. Блондинки обычно имеют более чувствительный сосок, чем брюнетки.

Поскольку существует связь между строением верхних конечностей и всего тела, при кормлении ребенка надо иметь это в виду. Эта связь следующего рода. Кисть руки соответствует голове, плечо - нижней части туловища, предплечье - груди, а локоть - грудной железе. Отсюда наш совет: в период кормления ребенка носить платье только с длинными рукавами!

ГРУДЬ НАДО ВСЕГДА ЗАКРЫВАТЬ ТЕПЛЫМ ПЛАТКОМ.

Советы, касающиеся образования молока. Цветная капуста стимулирует образование молока. Миндальное молоко также благоприятствует этому процессу и вообще укрепляет. Приготавливается миндальное молоко из плодов миндаля (миндаль - растение семейства розоцветных). Способ приготовления следующий. (Ни в коем случае не перепутать с горьким миндалем!) Взять 15 плодов сладкого миндаля, проварить в 200 г воды, затем воду слить. Миндаль размолоть, залить крутым кипятком, хорошенько размять, накрыть и дать настояться. Перед употреблением отвар процедить через тряпочку. Кормящая мать должна принимать его по 1/4 столовой ложки после каждого кормления. Следует иметь в виду, что это молоко легко закисает. Также способствуют образованию молока овсяная каша, мюсли, морковный сок или сырая тертая морковь, вообще сырая растительная пища, молоко, кисломолочные продукты, сухие ржаные хлебцы; кроме того, надо употреблять как можно больше сахара и только в виде меда.

Противоположным образом (препятствуя образованию молока) действуют лимон и всякая кислая еда, а также петрушка (вспомните о ее влиянии на почки). Может показаться несколько неожиданным, что при наружном применении лимон совсем не вредит ни молоку, ни молочной железе, а как раз наоборот: грудной сосок после каждого кормления следует смачивать несколькими каплями лимонного сока и прикрывать марлей. Этот сок восстанавливает и укрепляет усталую натертую кожу, а образовавшиеся трещины быстро залечивает.

Кормление грудью должно длиться по возможности пять месяцев. На шестом месяце надо его прекратить, иначе силы наследственности, как уже говорилось выше, оказывают слишком сильное влияние на ребенка. Но в наше время у большинства женщин не хватает молока на пятимесячный период, и в таком случае ребенок должен получить за первые семь недель грудного вскармливания все то, что он вообще вправе ожидать от материнского молока для своего дальнейшего развития. Ослиное молоко по всем своим показателям наиболее близко к человеческому молоку. Это указание дается на тот случай, если мать абсолютно неспособна кормить ребенка грудью, - тогда ослиное молоко могло бы заменить материнское.

Прекращая кормить ребенка грудью, надо переводить его на новое питание. Это должны быть смеси, приготовленные из густых крупяных отваров. Отвары следует делать из овса, ячменя, риса, пшеницы. Крупы с вечера замачиваются, настаиваются в течение ночи, а утром варятся; варить следует до тех пор, пока крупа не разварится и не стянет мягкой. Для подслащивания можно применять молочный или тростниковый сахар. Постепенно увеличивают объем добавляемого к отвару молока, отвары варят все более густыми, таким образом подготавливая переход к кормлению уже не из бутылочки, а из мисочки. Лишь на втором году жизни можно давать цельное коровье молоко. Крупяными отварами или кашами можно регулировать деятельность кишечника: рис действует закрепляющее, пшеница способствует сохранению равновесия между двумя полюсами, овес улучшает пищеварение. На взрослого человека овес, особенно сладкий, может оказать противоположное действие.

При вскармливании из бутылочки можно с шестого - седьмого месяца ввести в рацион ребенка (добавлять к крупяным отварам) хорошо толченые или протертые овощи, прежде всего морковь и шпинат. Вопреки распространенным сегодня односторонне материалистических представлениях о витаминах, следует избегать бобовых, картофеля, капусты и помидоров. Фруктовые соки можно давать, начиная с пятого-шестого месяца; малинового или апельсинового сока достаточно одной чайной ложки в день. Количество потребляемого младенцем сока следует увеличивать очень медленно и осторожно: начав с 5 капель, довести до 49 капель. Если давать лимонный сок с молоком, то такую смесь надо хорошо взбалтывать, чтобы молоко не свернулось.

Чистые овощные соки начинают давать младенцу с шестого или седьмого месяца. Давая тертое яблоко, следует начать с одной чайной ложки, очень медленно увеличивая дозу.

Мед здоровому младенцу давать не стоит, поскольку от него впоследствии могут быть камни на зубах. Мед показан только при рахите, и в этом случае его дают растворенным в молоке.

Иногда дети страдают от скопления газов в кишечнике, от боли в области живота, от зубной боли. В таких случаях может совершить чудо чай из фенхеля. Свежее молоко от коровы, которая паслась на лугу, также следует разбавлять чаем из фенхеля.

О детской постели мы кое-что уже говорили выше. Более всего для ребенка подходит матрац, набитый сухой травой, и подушка, набитая пшеном. В подушке делают углубление, чтобы голова ребенка не лежала «плоско». Первое время удобнее всего держать младенца в конверте. Поверх клеенки следует непременно стелить фланелевую пеленку или байковое одеяло! Детская кроватка должна быть со всех сторон занавешена; используемая для этого ткань должна пропускать свет, лучше всего - прозрачно-голубой шелк. Если инстинкт подсказывает матери какой-либо другой, собственный цвет, стоит прислушаться и предпочесть именно его. Необходимость такого цветового окружения и занавесей вокруг кроватки диктуется тем, что у младенца еще открыты роднички, головка еще не защищена. Кроме того, всякий цвет вызывает образование в организме противоположного цвета, что имеет свое значение для детского развития.

При уходе за младенцем надо помнить, что ребенок медленно вживается в земной мир, врастает в него, развиваясь. Существо ребенка, и мы попытались это показать, это духовное существо, и как таковое для своего развития оно нуждается в тепле. Только тепло может обеспечить свободное раскрытие. Недостаток тепла ведет к тому, что в организме начинается преждевременное отвердение, которое позже распространится и на душевную организацию. Тепловая организация маленького ребенка еще не сформирована, над ее становлением работают определенные силы детского организма. Собственного тепла у ребенка очень мало, отсюда требование: держать детей в тепле, им надо очень много тепла. Температура воздуха в детской комнате должна быть не ниже 21ºС. Одежда должна быть соответствующей. На младенца следует надевать нежную, мягкую шерстяную рубашечку - прямо на голое тело, поверх нее - шерстяную кофточку, а если ребенка выносят на улицу, то следует одеть его еще и в шерстяную курточку. Естественно, необходимы шерстяные носки (позже - ползунки). Кроватку следует согревать грелкой. Пеленки, приготовленные для следующего пеленания, кладут на грелку, чтобы избежать потери тепла при перепеленании и детского испуга вследствие резкого охлаждения. Чистое белье, в которое переодевают младенца, прежде должно некоторое время полежать в его постели.

По поводу пеленания достаточно нескольких коротких замечаний. Четырехугольную марлевую пеленку складывают треугольником так, чтобы у нее было два длинных конца и один короткий. Длинную сторону треугольника укладывают под спинкой младенца немного выше уровня пупка. Короткий конец пеленка находится между его ножками. Этот короткий конец загибается вверх на живот; двумя длинными узкими концами - сначала одним, потом другим - оборачивают нижнюю часть туловища и закрепляют их (подтыкают). То же самое проделывается и с четырехугольной фланелевой пеленкой. Наконец, в большую фланелевую пеленку-платок, а затем в шерстяное одеяло, заворачивают нижняя часть туловища ребенка.

От резиновых штанишек и резиновых вкладышей (под пеленки, чтобы сохранить их сухими) следует отказаться, так как применение этих водонепроницаемых материалов приводит к тому, что ребенок лежит мокрый, а выделенные им вещества через кожу вновь проникают внутрь организма.

До какого возраста следует пеленать ребенка? Примерно до шести месяцев днем и ночью, а до десятого месяца - только ночью. Дети не должны слишком рано начинать дрыгать руками и ногами, поскольку впоследствии это может привести к рассеянности и поверхностности. Однако если детей пеленать слишком туго, то впоследствии они будут скованными в движениях и речи. Шерстяная рубашечка должна оставаться на ребенке постоянно днем и ночью, пока ее не поменяют на другую, чистую.

Купать ребенка следует в воде, имеющей температуру 37°С. не чаще одного раза в неделю, летом - не чаще двух раз в неделю, потому что вода забирает силы. И конечно же, полотенце, которым вытирают ребенка, следует согреть, чтобы он не испугался.

Врачам постоянно задают вопрос: когда новорожденному можно будет покидать помещение, с какого момента можно выносить его на прогулку! По возможности, младенца надо в течение нескольких месяцев держать дома, прежде чем подвергнуть воздействию сил внешнего мира. Сегодня такое предписание не соблюдается, и ребенка в коляске слишком рано выставляют на всеобщее обозрение. Но совет наш, возможно, покажется понятным, если мы напомним, что быть человеком, развиваться, становясь человеком, - это то, что совершается вопреки силам внешнего мира и природы, то, что противостоит им. Сначала ребенка стоит подержать в течение пяти минут перед открытым окном. При этом надо позаботиться о том, чтобы его кроватка, колыбель или коляска были хорошо защищены и чтобы он был достаточно тепло укрыт.

Если ребенка выносят из дома, то надо нести его в конверте на руках, и идти при этом медленно. Ритм, задаваемый такой ходьбой, приблизительно соответствует ритму, который передала ребенку мать, когда вынашивала его. Можно также поставить коляску с ребенком в какое-нибудь укромное место, накинув на ее открытую часть покрывало, чтобы ребенок был таким образом защищен. Мать при этом должна находиться поблизости; ребенка ни в коем случае нельзя оставлять одного, тем самым подвергая его воздействию элементарных сил. Связь, существующая между жизненным организмом матери и ребенка, защищает младенца. До достижения восьмимесячного возраста ребенка нельзя возить гулять в коляске. Его головной мозг в этот период еще не приспособлен к подобным прогулкам; следовательно, такая ситуация является для него экстремальной. Солнечные ванны абсолютно недопустимы!

Многое из того, что мы сейчас рекомендуем, делается в наше время совершенно иначе, часто прямо противоположным образом. Общее мнение полагает, что тончайшим, незримым можно пренебречь. Надо отдавать себе отчет, что все эти мелкие, порой едва уловимые детали, которые кажутся нам настолько незначительными, неважными, что часто мы их не воспринимаем, очень важны для младенца и маленького ребенка. Пренебрежение ими создает определенные предпосылки многочисленных нарушений и заболеваний в зрелом возрасте. В конечном счете мы заботимся об организме, который должен стать носителем духа. Он должен стать инструментом духовного существа, желающего жить свободно и обрести истинное человеческое достоинство. Это те непреложные факты, те требования, сообразуясь с которыми, надо делать выбор, если нас начинают одолевать сомнения.

Гимнастика для новорожденных должна быть категорически исключена. Она действует на ребенка так же, как действуют препараты типа вигантола: уже в раннем возрасте развивается склероз.

Об обращении с младенцем. Младенца следует укладывать таким образом в постель, чтобы он спокойно лежал (разумеется, не испытывая никаких неудобств, то есть сухой и сытый), этого требует его природа, это необходимо для его нежного, тихого развития. Даже можно позволить ему немного спокойно поплакать. С другой стороны, младенец не должен все время лежать один, даже в том случае, если он совершенно спокоен и не плачет. Дети, которых в младенчестве содержали в полной тишине, впоследствии становятся нервозными; чаще всего это бывает в семьях с одним ребенком. Если в семье несколько детей, то вокруг младенца создается естественная благоприятная для него атмосфера движения, живости.

От сосания пальца (этим занимаются далеко не все дети) ко второму году ребенка надо отучить. Это плохо влияет на чувственность. Еще хуже в этом смысле, конечно, соска. Безответственно со стороны матери засовывать в рот ребенку соску ради собственного покоя. Однако если ребенок берет пальцы в рот в пору прорезывания зубов, то это нельзя расценивать как сосание пальцев. Прорезывание зубов часто бывает очень болезненным. Тут может помочь янтарное ожерелье либо «фиалковый корень» - издавна известный как смягчающее зубную боль средство, которое надо жевать. Однако фармацевты не без оснований высказываются против этого средства. Корень касатика (Fris germanica) содержит сок с очень резким вкусом, который, правда, пропадает после сушки, остается лишь запах, напоминающий запах фиалки, - отсюда и название «фиалковый корень». Причина этого запаха - эфирное масло, содержащее небольшое количество ирона*. Собственно ирой и сообщает фиалковый запах всему корню. Употребление этого корня может привести к изменениям, в частности, в слизистой оболочке рта. /* Ирон - натуральное ароматическое средство, содержащееся в цветках фиалки/

Крещение ребенка должно состояться как можно раньше, чтобы ребенок как можно раньше был принят в христианскую общину. Чем раньше совершается обряд, тем более сильное действие он оказывает.

Если ребенок до смены зубов окружен заботой и любовью, то это благоприятно сказывается на развитии всего его организма. Но наша любовь к ребенку не должна становиться для него обузой, нельзя обременять его своими заботами! Это, между прочим, может помешать нормальному развитию почек.

В наше время, когда так много всевозможных машин, облегчающих любое передвижение, надо особо оговорить и предостеречь: не следует перевозить ребенка до трех лет на новое место, нельзя пускаться с ним в путешествие, вообще нельзя менять привычную ему обстановку.

Когда ребенок начинает свои первые речевые упражнения, остерегайтесь подражать ему и в общении с ним воспроизводить его же собственный лепет. Ребенок сам живет силой подражания; он хочет хорошо подражать нашей правильной речи. Если же взрослый недостойным образом начинает воспроизводить звуки и словечки ребенка, его лепет, то тем самым ребенок получает «ненастоящий» материал, лжематериал для подражания. Впоследствии это может привести к нарушению пищеварения (Рудольф Штейнер).

Слишком раннее послушание (то, что оправдано и своевременно после смены зубов) делает детей лицемерами и пронырами (Рудольф Штейнер). В первые семь лет путь, которым идет ребенок, - это только подражание. Поэтому дома следует позволять ему то же, что делаем мы сами, или находить ему занятие, похожее на то, чем в данный момент занимаемся мы. Слова, призывающие к послушанию, подобны пустому звуку, по сути, они не воспринимаются, и это соответствует данной ступени развития ребенка.

Какие сказки выбирать для ребенка? Рудольф Штейнер рекомендует сборники народных сказок, сохранивших в себе традицию, содержащих то знание, которое человечество приобрело на пути своего становления.

Дети до смены зубов не должны слышать никакой иной речи, кроме своей родной; их нельзя обучать чужим языкам.

Что петь ребенку? Надо выбирать для него песни, мелодия которых строится из пяти тонов - d, с, a, g, h. В качестве инструментального сопровождения можно использовать лиру или металлофон. Игру на фортепиано ребенку слушать не стоит.

К тому, что уже было сказано об игрушках, мы хотим добавить следующее. Мягких (матерчатых) игрушек, изображающих животных, ребенку не следует давать до тех пор, пока он сам не научится твердо стоять на ногах и ходить. Так как ребенок учится всему через подражание, то понятно, что он будет подражать и животным (в данном случае – игрушечным), которые ходят на четырех ногах, неся свой позвоночник параллельно земле. Это, конечно же, затормозит развитие в ребенке сил, побуждающих его принять вертикальное положение. Мы уже говорили о конструкторах и кубиках, игрушках, имеющих мертвые геометрические очертания: они для ребенка не годятся. С такими игрушками детская фантазия не развивается и затухает, мозг притупляется, утрачивается общая подвижность и намечается тенденция к статичности.

Мальчика до пяти-шести лет (по меньшей мере) надо сажать на горшок, чтобы он не стоя, а сидя отправлял свои потребности. Тогда он довольно долго будет делать это бессознательно, автоматически. Соответственно, штаны у мальчика до пяти-шести лет не должны иметь прорехи.

Дети никогда не должны носить гольфы. Голые коленки отдают очень много тепла, что впоследствии может привести к воспалению слепой кишки и болезни почек. Поэтому длинные штанишки (или колготки) - единственно подходящая одежда для ног. Короткие носочки, доходящие до щиколоток, лучше, чем гольфы. Вообще же летом лучше всего ходить босиком. В тех местностях, где почва содержит известь, детям ходить босиком нельзя.

При выборе цвета одежды для младенца принято учитывать его пол: мальчика обычно стремятся одеть в голубое, девочку - в розовое. Однако следует иметь в виду, что цвета определенным образом влияют на ребенка, так же, как влияют на него настроения, чувства и мысли окружающих. Цвет оказывает на ребенка действие химическое.Это легко понять, если вспомнить о том, как обильно снабжена кровью детская кожа, а ведь именно она воспринимает цвет. Мы знаем, каково влияние на кожу ультрафиолетовых лучей, синего света.

Если над детской кроваткой повесить светло-красную или розовую ткань, это вызовет развитие в организме ребенка контрастного цвета: то есть в нем образуется голубой цвет. Если же одновременно повесить две занавески - розовую и небесно-голубую, то эго уже будет нечто совсем иное. Лучше всего взять для этой цели прозрачный шелк. Итак, розовая и голубая занавески - одна над другой. Свет, проходящий через такой балдахин, рождает тот цвет, какой имеет цветок персика, и этот цвет влияет на организм ребенка, на его обмен веществ и нервную систему. Балдахин цвета персикового цветка оказывает на процессы развития воздействие не только успокоительное, но и общегармонизирующее. Для устройства балдахина не стоит выбирать ткани ярких цветов.

Цвет одежды ребенка более старшего возраста, а также цвет стен, мебели и всего, что его окружает в комнате, надо подбирать в соответствии с потребностями ребенка, и прежде всего - с его темпераментом. Так, сангвиника или холерика надо окружать красными и оранжевыми тонами, флегматику необходимы синие и сине-зеленые тона. Цвет вызывает в ребенке образование контрастного цвета, а это может оказать на него гармонизующее действие.

И еще одно напоминание: «Привычки матери становятся свойствами ребенка, из которых складывается его характер» (Рудольф Штейнер).

Строгость - безразлично, чем вызванная и как именно проявляемая, - абсолютно недопустима в обращении с младенцами и маленькими детьми. Это очевидно для всякого, кто уяснил, что в этом возрасте ребенок способен только подражать. Если же этого не учитывать, следует быть готовым к тому, что очень скоро придется иметь дело с болезненными нарушениями, в которых в большей или меньшей степени повинны мы сами. Строгость к себе самим и последовательность в соблюдении режима ребенка, принятие во внимание особенностей ритма детского развития - вот что требуется от взрослых, от родителей. Следствием «строгости» могут быть нарушения в развитии речи (например, заикание) и другие нарушения, свидетельствующие о неправильном отношении к окружающему, - то, что сегодня принято называть словом «неврозы». В основе таких неврозов лежит тот факт, что душевный организм, вживаясь в детское тело, оказался неправильно связанным и с физическим, и с эфирным (жизненным) телом. Все, что только достижимо в этом нежном возрасте в соответствии с его потенциями, ребенок должен иметь возможность воспринять от матери, подражая ей. Все воспринятое оседает глубоко в подсознании. Ребенок, подражая действиям, вбирает в себя также моральную подоплеку этих действий. Строгость в том возрасте, когда ребенок еще не может понять, что значит «должен», противоречит логике поэтапного развития ребенка. Все, чего вы добьетесь, - это обеспечите ребенку впоследствии, дополнительно ко всему прочему, трудности в общении с людьми, неконтактность.

Личный пример, терпение и любовь - вот необходимые условия гармоничного развития ребенка в первые семь лет. «Учить» чему-либо ребенка этого возраста - значит не иметь ни малейшего представления о сущности ребенка и его развитии. Это может привести к катастрофическим последствиям - не сразу, но годы спустя. И когда сегодня в детских садах практикуют «интеллектуальное развитие», то есть преждевременно навязывают душевной жизни ребенка то, что само должно войти в нее позже, во втором семилетии (с 7 до 14 лет), надо ожидать, что следствием такого вмешательства окажутся позднейшие душевные расстройства.

 

 

1. Отрывок из книги Рудольфа Хаушки

„ Учение о питании”

ПИТАНИЕ В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ

Уже в предыдущих главах подчеркивалось то, что история развития всего человечества, согласно биогенетическому основному закону, должна повторяться каждым отдельным индивидуумом. Из этого факта следует новое понимание той последовательности, в которой здоровый ребенок должен употреблять для своего питания про



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: