ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГОЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ




Рис. 1.8. Анализ образовательных сред

Рис. 3.7. Взаимосвязь физиологических и психических функций

учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности

 

Исследованиями отечественных психофизиологов установлено, что от индивидуального уровня активированности нервной системы существенно зависят качественные особенности умственной и двигательной активности. При этом лицам с высоким уровнем мозговой активации свойственна непосредственная активность, большое разнообразие в действиях, более успешное выполнение заданий, требующих быстрого темпа и напряженности. «Для лиц с низким уровнем активации характерна более опосредованная активность, и в этих случаях, по-видимому, большое значение имеет саморегуляция активности» [116, с. 153]. В целом можно сказать, что для лиц, обладающих активностью разного вида, свойственен соответствующий индивидуальный стиль освоения действительности и направленность склонностей, о чем свидетельствуют

данные, приведенные в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Соотношение общемозговой, лево-правой активированности полушарий головного мозга и склонностей к разным сферам деятельности

  Направленность склонностей
Группа испытуемых Природа Техника Знаковая система Художест образ Человек человек Широта активности
Высоко активированные ОМА ЛПА ППА 19,17 17,59 21,07 13,36 11,96 22,70 19,15 19,69 22,99 22,87 24,90 22,99 19,66 20,39 23,46   21,37
Низко активированные ОМА ЛПА ППА 16,22 15,08 15,41 20,20 19,06 18,95 16,89 13,57 17,15 13,93 13,65 15,25 10,22 16,62 15,38  

 


Учет этих особенностей при разработке психолого-педагогических технологий обучения должен, по нашему мнению, обеспечить оптимальное функционирование подструктур учебной деятельности, а, следовательно, ее эффективность и обеспечение качества обучения школьников, качества подготовки специалистов в вузе.

 

Рис. 1. Влияние свойств нервной системы на

восприятие и переработку информации учащимися

3.7. Условия оптимального функционирования подструктур
учебно-познавательной деятельности, ее успешности

Успешность учебной деятельности, как очевидно, может быть обеспечена при оптимальном функционировании ее подструктур, на которые оказывают влияние как индивидуально-психологические особенности учащихся, студентов, так и технологии, методы и формы обучения, применяемые учителями, преподавателями (см. рис. 3.1).

Анализ информации и взаимосвязей, отраженных на рис. 3.1, 3.2, позволяют сделать следующие выводы относительно оптимального функционирования подструктур учебной деятельности школьников, студентов и ее успешности.

1. Оптимальное функционирование подструктуры отношений возможно при: установлении отношений творческого сотрудничества между преподавателями и студентами, учителями и школьниками, благоприятном психологическом климате в студенческой группе, классе, наличии у обучающихся мотивации к учебной деятельности, психологической готовности к ней.

Отмеченное может быть реализовано в учебном процессе при наличии высокого уровня психологической культуры участников образовательного процесса, в частности, при развитых коммуникативных, организаторских способностях и владении педагогом технологией установления педагогически целесообразных отношений, в основе которой знание педагогом индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов и его социально-психологическая компетентность.

2. Оптимальное функционирование подструктуры поведения, которое проявляет ся в умении школьника, студента управлять, регулировать свою деятельность и общение, в хорошей самоорганизации, зависит от многих факторов и, в первую очередь, от наличия мотивации к учебной деятельности.

Обучение школьников, студентов с учетом их склонностей к соответствующей предметной, профессиональной деятельности является, по нашему, мнению одним из основных условий формирования мотивации к учебной деятельности и развития

направленности на будущую профессиональную деятельность.

3. Функционирование уровня познавательной деятельности можно считать оптимальным, когда за счет оптимального соотношения между индивидуально-психологическими особенностями школьников, студентов и технологиями, формами, методами и дидактическими средствами обучения обеспечивается их эффективная и успешная познавательная деятельность. Это означает, что психолого-педагогические технологии обучения – технологии проектирования и взаимодействия должны быть, по возможности, максимально ориентированы на особенности индивидуальной познавательной деятельности школьников, студентов, т. е. чтобы стилям их индивидуальной познавательной деятельности соответствовали бы стили обучения, что, в свою очередь, требует высокой психолого-педагогической квалификации педагогов.

4. Оптимальным, очевидно, можно считать такое функционирование уровня психических состояний, когда эмоции активизируют познавательную деятельность учащихся, студентов и способствуют ее эффективности и успешности. Такое состояние может быть обеспечено за счет высокого уровня мотивации и интереса к познавательной деятельности, адекватной и положительной оценки ее результатов преподавателем, отсутствия межличностных и внутриличностных конфликтов, умения учащегося, студента управлять своими эмоциями, своим психическим состоянием.

5. Функционирование уровня физиологического обеспечения, как очевидно, можно считать оптимальным при соматическом и психическом здоровье школьников, студентов и высоком уровне работоспособности их высшей нервной деятельности. Это, в большей степени, зависит от эмоционального состояния учащихся, которое, в свою очередь, зависит от перечисленных выше и прочих факторов. Оптимальному функциони рованию уровня физиологического обеспечения может способствовать применение технологий обучения, учитывающих особенности высшей нервной деятельности (общих свойств) и функциональной симметрии-асимметрии функций полушарий головного мозга (выраженности функций левого полушария – мыслителя и функций правого полушарий – художника, творческой личности) у школьников, студентов, особенности их индивидуальной познавательной деятельности, в частности, когнитивных стилей и особенности их эмоционально-волевой сферы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: