Рис. 1.8. Анализ образовательных сред
Рис. 3.7. Взаимосвязь физиологических и психических функций
учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности
Исследованиями отечественных психофизиологов установлено, что от индивидуального уровня активированности нервной системы существенно зависят качественные особенности умственной и двигательной активности. При этом лицам с высоким уровнем мозговой активации свойственна непосредственная активность, большое разнообразие в действиях, более успешное выполнение заданий, требующих быстрого темпа и напряженности. «Для лиц с низким уровнем активации характерна более опосредованная активность, и в этих случаях, по-видимому, большое значение имеет саморегуляция активности» [116, с. 153]. В целом можно сказать, что для лиц, обладающих активностью разного вида, свойственен соответствующий индивидуальный стиль освоения действительности и направленность склонностей, о чем свидетельствуют
данные, приведенные в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Соотношение общемозговой, лево-правой активированности полушарий головного мозга и склонностей к разным сферам деятельности
Направленность склонностей | |||||||
Группа испытуемых | Природа | Техника | Знаковая система | Художест образ | Человек человек | Широта активности | |
Высоко активированные | ОМА ЛПА ППА | 19,17 17,59 21,07 | 13,36 11,96 22,70 | 19,15 19,69 22,99 | 22,87 24,90 22,99 | 19,66 20,39 23,46 | 21,37 |
Низко активированные | ОМА ЛПА ППА | 16,22 15,08 15,41 | 20,20 19,06 18,95 | 16,89 13,57 17,15 | 13,93 13,65 15,25 | 10,22 16,62 15,38 |
Учет этих особенностей при разработке психолого-педагогических технологий обучения должен, по нашему мнению, обеспечить оптимальное функционирование подструктур учебной деятельности, а, следовательно, ее эффективность и обеспечение качества обучения школьников, качества подготовки специалистов в вузе.
Рис. 1. Влияние свойств нервной системы на
восприятие и переработку информации учащимися
3.7. Условия оптимального функционирования подструктур
учебно-познавательной деятельности, ее успешности
Успешность учебной деятельности, как очевидно, может быть обеспечена при оптимальном функционировании ее подструктур, на которые оказывают влияние как индивидуально-психологические особенности учащихся, студентов, так и технологии, методы и формы обучения, применяемые учителями, преподавателями (см. рис. 3.1).
Анализ информации и взаимосвязей, отраженных на рис. 3.1, 3.2, позволяют сделать следующие выводы относительно оптимального функционирования подструктур учебной деятельности школьников, студентов и ее успешности.
1. Оптимальное функционирование подструктуры отношений возможно при: установлении отношений творческого сотрудничества между преподавателями и студентами, учителями и школьниками, благоприятном психологическом климате в студенческой группе, классе, наличии у обучающихся мотивации к учебной деятельности, психологической готовности к ней.
Отмеченное может быть реализовано в учебном процессе при наличии высокого уровня психологической культуры участников образовательного процесса, в частности, при развитых коммуникативных, организаторских способностях и владении педагогом технологией установления педагогически целесообразных отношений, в основе которой знание педагогом индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов и его социально-психологическая компетентность.
2. Оптимальное функционирование подструктуры поведения, которое проявляет ся в умении школьника, студента управлять, регулировать свою деятельность и общение, в хорошей самоорганизации, зависит от многих факторов и, в первую очередь, от наличия мотивации к учебной деятельности.
Обучение школьников, студентов с учетом их склонностей к соответствующей предметной, профессиональной деятельности является, по нашему, мнению одним из основных условий формирования мотивации к учебной деятельности и развития
направленности на будущую профессиональную деятельность.
3. Функционирование уровня познавательной деятельности можно считать оптимальным, когда за счет оптимального соотношения между индивидуально-психологическими особенностями школьников, студентов и технологиями, формами, методами и дидактическими средствами обучения обеспечивается их эффективная и успешная познавательная деятельность. Это означает, что психолого-педагогические технологии обучения – технологии проектирования и взаимодействия должны быть, по возможности, максимально ориентированы на особенности индивидуальной познавательной деятельности школьников, студентов, т. е. чтобы стилям их индивидуальной познавательной деятельности соответствовали бы стили обучения, что, в свою очередь, требует высокой психолого-педагогической квалификации педагогов.
4. Оптимальным, очевидно, можно считать такое функционирование уровня психических состояний, когда эмоции активизируют познавательную деятельность учащихся, студентов и способствуют ее эффективности и успешности. Такое состояние может быть обеспечено за счет высокого уровня мотивации и интереса к познавательной деятельности, адекватной и положительной оценки ее результатов преподавателем, отсутствия межличностных и внутриличностных конфликтов, умения учащегося, студента управлять своими эмоциями, своим психическим состоянием.
5. Функционирование уровня физиологического обеспечения, как очевидно, можно считать оптимальным при соматическом и психическом здоровье школьников, студентов и высоком уровне работоспособности их высшей нервной деятельности. Это, в большей степени, зависит от эмоционального состояния учащихся, которое, в свою очередь, зависит от перечисленных выше и прочих факторов. Оптимальному функциони рованию уровня физиологического обеспечения может способствовать применение технологий обучения, учитывающих особенности высшей нервной деятельности (общих свойств) и функциональной симметрии-асимметрии функций полушарий головного мозга (выраженности функций левого полушария – мыслителя и функций правого полушарий – художника, творческой личности) у школьников, студентов, особенности их индивидуальной познавательной деятельности, в частности, когнитивных стилей и особенности их эмоционально-волевой сферы.