Рентабельность в строительстве




Глава 6 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Доход строительной организации

Экономическая выгода (доход) организации — это валовой доход организации, который представляет собой выручку от реализации строительной продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.

В зависимости от характера, условий получения и направления деятельности организации доходы подразделяется:

• на доходы от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

• операционные доходы;

• внереализационные доходы.

Для строительных организаций доходами от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) являются выручка от сдачи заказчику объектов ил комплексов работ, поступления, связанные с выполнением строительно-монтажных работ или оказанием услуг.

Операционными доходами строительных организаций признаются:

• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

• прибыль, полученная организацией в результате совместно' деятельности;

• поступления от продажи основных средств и иных активов продукции, товаров;

• проценты, полученные за предоставление в пользование де­
нежных средств организации, а также проценты за использование
банком денежных средств, находящихся на счете организации в
этом банке.

К внереализационным доходам относятся:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

• штрафы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по кото­рым истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• прочие внереализационные доходы.

На величину дохода строительной организации влияет боль­шое количество факторов, зависящих от внешней и внутренней среды организации.

Виды прибыли

В учете, отчетности и планировании основная масса прибыли строительной организации формируется в результате сдачи заказ­чикам выполненных строительно-монтажных работ, которая в зависимости от этапа инвестиционного процесса может быть смет­ной, плановой и фактической.

Сметная прибыль определяется при разработке проектно-сметной документации на строительство объекта. Это сумма средств, необходимых для покрытия отдельных расходов строительных организаций, не относимых на себестоимость работ (на развитие производства, социальной сферы и материального стимулиро­вания).

Установлены общеот­раслевые нормативы сметной прибыли к фонду оплаты труда ра­бочих-строителей и рабочих, обслуживающих строительные ма­шины и механизмы:

• при строительстве и реконструкции — 65%;

• при ремонтно-строительных работах — 50 % фонда оплаты труда рабочих, что составляет 11 —12 % сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Плановая прибыль — прогнозируемая сумма прибыли, определяемая при разработке бизнес-плана строительной организации. Плановая прибыль может определяться как по строительной организации в целом, так и по отдельным объектам и вы­полненным работам. Плановая прибыль по отдельным объектам определяется, исходя из суммы сметной прибыли, преду­смотренной в смете и плановой экономии затрат от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, планируемой на основе эффекта разработанных организационно-технических мероприятий.

Размер плановой прибыли (Ппл) рассчитывается по следующим формулам:

Ппл = Нп + Э + К,

где Нп — сметная прибыль, тыс. р.; Э —; плановая экономия от снижения себестоимости работ за период: строительства объекта, тыс. р.; К — компенсационные доплаты сверх сметной стоимости, выплачиваемые заказчиком, тыс. р.;

Плановая прибыль в целом по строительной организации определяется как сумма прибыли от сдачи заказчикам работ, выполненных собственными силами, от реализации услуг подсобных производств и вспомогательных хозяйств.

Фактическая прибыльф) от сдачи выполненных работ за­казчиком определяется как разность между выручкой от их реали­зации (без налога на добавленную стоимость) и затратами на их производство и реализацию (фактическая полная себестоимость строительно-монтажных работ).

В Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) фактическая пол­ная себестоимость определяется как сумма следующих показате­лей: себестоимость проданных товаров, работ и услуг, коммер­ческих расходов и управленческих расходов.

Фактическая прибыль определяется по следующей формуле:

Пф = Цд- Нндс - Сф,

где Цд — договорная цена объекта строительства; Нндс — налог на добавленную стоимость (НДС); Сф — фактическая себестоимость выполненных работ.

Выручка — основной источник формирования собственных фи­нансовых ресурсов организации. Выручка формируется в результате деятельности организации по трем основным направлениям:

• основной деятельности;

• инвестиционной деятельности;

• финансовой деятельности.

Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реа­лизации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности включает результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Законодательством закреплено два метода отражения выручки от реализации продукции:

• по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов — метод начис­лений;

• по мере оплаты — кассовый метод.

Реализацией продукции и поступлением выручки на расчет­ные счета организации завершается последняя стадия кругообо­рота средств, и товарная стоимость вновь превращается в денеж­ную.

Примеры:

1. Рассчитать сметную прибыль строительной организации, если сметная стоимость строительно-монтажных работ составляет 12 млн р., а сметная себестоимость 90% от сметной стоимости.

Решение:

Сметная прибыль строительной организации составляет:

Псм = 12 – 12 · 0,9 = 1,2 млн р.

 

2. Определить размер сверхплановой прибыли строительной организации по следующим данным:

- договорная стоимость выполненных строительно-монтажных работ – 12 млн р.;

- полученные штрафы и пени – 200 тыс. р.;

- плановая себестоимость – 8,6 млн р.;

- фактическая себестоимость – 8,1 млн р.

Решение:

1) Рассчитаем плановую прибыль строительной организации:

Ппл = 12 – 8,6 = 3,4 млн р.

2) Рассчитаем фактическую прибыль строительной организации:

Пф = 12 – 8,1 + 0,2 = 4,1 млн р.

3) Определим размер сверхплановой прибыли строительной организации:

Δ П = Пф - Ппл = 4,1 – 3,4 = 0,7 млн р.

3. Определите фактическую прибыль (убыток) от продаж и ее отклонение (прирост, снижение) в результате изменения:

- выручки от продаж;

- себестоимости проданной продукции;

-коммерческих расходов;

- управленческих расходов.

Исходные данные по акционерному обществу за два года приведены в таблице 7.1

Табл. 7.2

Исходные данные к примеру 3.

Показатели    
1. Выручка от продажи продукции (за минусом НДС, акцизов и анало-гичных обязательных платежей) в сопоста-вимых ценах, тыс.руб. 1 306 507 429 035
2. Себестоимость про-данной продукции, тыс. руб. 1 015 026 337 556
3. Коммерческие расхо-ды, тыс. руб. 10 395  
4.Управленческие расхо-ды, тыс. руб. 220 691 63 154

Решение:

Определим прибыль от продаж, выявим абсолютное отклонение и рассчитаем удельный вес постоянных и переменных расходов в выручке от продажи продукции.

1) Рассчитаем изменение выручки:

ΔВ = В1 – В0 = 1 306 507 – 429 035 = 877 472 тыс.р.

2) Рассчитаем изменение себестоимости продаж, удельный вес себестоимости в выручке и отклонение удельного веса, %:

ΔСС = СС1 – СС0 = 1 015 026 - 337 556 = 677 470 тыс.р.

УВСС1 = 1 015 026: 1 306 507 · 100 % = 77,6901 %;

УВСС0 = 337 556: 429 035 · 100 % = 78,6780 %;

Δ УВСС = УВСС1 - УВСС0 = - 0,9879 %.

3) Рассчитаем изменение величины коммерческих расходов удельный вес коммерческих расходов в выручке и отклонение удельного веса, %:

ΔКР = КР1 – КР0 = 10 395 – 442 = 9 953 тыс.р.;

УВКР1 = 10 395: 1 306 507 · 100 % = 0,7956 %;

УВКР0 = 442: 429 035 · 100 % = 0,1030 %;

Δ УВКР = УВКР1 – УВКР0 = 0,7956 % - 0,1030 % = 0,6926 %.

4) Рассчитаем изменение величины управленческих расходов удельный вес управленческих расходов в выручке и отклонение удельного веса, %:

ΔУР = УР1 – УР0 = 220 691 - 63 154 = 157 537 тыс.р.;

УВУР1 = 220 691: 1 306 507 · 100 % = 16,8917 %;

УВУР0 = 63 154: 429 035 · 100 % = 14,7200 %;

Δ УВУР = УВУР1 – УВУР0 = 16,8917 % - 14,7200 % = 2,1717%

5) Рассчитаем прибыль от продаж, рентабельность выручки и изменение рентабельности:

П1 = 1 306 507 - 1 015 026 - 10 395 - 220 691 = 60 395 тыс.р.;

П0 = 429 035 - 337 556 – 442 - 63 154 = 27 883 тыс.р.;

ΔП = П1 - П0 = 60 395 - 27 883 = 32 512 тыс.р.;

УВП1 = 60 395: 1 306 507 · 100 % = 4,6226 %;

УВП0 = 27 883: 429 035 · 100 % = 6,4990 %;

Δ УВП = 4,6226 % - 6,4990 % = -1,8764 %.

6) Рассчитаем влияние отдельных факторов на отклонение прибыли от продаж в 2008 г. по сравнению с 2007 г.:

Название фактора Расчет Влияние на прибыль, тыс.р.
1. Изменение объема реализации (выручки) 877 472·6,4990:100% 57 027
2. Изменение себесто-имости продукции 1306 507·(-0,9879): 100% - 12 907
3. Изменение коммер-ческих рсходов 1306 507·0,6926:100% 9 049
3. Изменение управ-ленческих расходов 1306 507 ·2,1717:100% 28 373

 

Выводы: за счет роста выручки от продаж продукции на 877 472 тыс.руб., прибыль от продаж увеличилась на 57 027 тыс.руб.; снижение себестоимости проданной продукции по уровню (-0,9879%) привело к росту прибыли от продаж в сумме 12 907 тыс.руб. Рост коммерческих расходов (0,6926%) повлек снижение прибыли от продаж на 9 049 тыс.руб., аналогичное влияние оказал рост управленческих расходов: прибыль от продаж снизилась на 28 373 тыс.руб.

4. Рассчитайте величину прибыли до налогообложения, налога на прибыль и чистую прибыль по данным таблицы 7.2

Табл. 7.2

Расчет чистой прибыли.

Показатель Квартал Итого
       
Прибыль от реализации 710696,9 733195,1 803840,6 761453,3 3009185,9
Налог на имущество 1369,23 1624,84 1712,46 2295,24 7002,77
Прибыль до налогообложения 709327,68 721579,26 802127,14 759158,06 3002183,13
Налог на прибыль 170238,64 175576,86 192510,51 182197,93 720523,95
Чистая прибыль 539089,03 555993,4 6096116,63 576960, 12 2281659,18

 

Решение:

Для того, чтобы рассчитать прибыль до налогообложения, необходимо из величины прибыли от реализации работ вычесть сумму налога на имущество. Чистая прибыль определяется путем вычитания суммы налога на прибыль из величины прибыли до налогообложения расчет приведен в табл. 7.1.

Рентабельность в строительстве

Вцелом результативность деятельности строительной органи­зации может оцениваться с помощью абсолютных и относитель­ных показателей.

Прибыль является абсолютным показателем эффективности работы организации, а рентабельность — относительным.

Абсолютные показатели прибыли дают возможность опреде­лить их динамику, но не позволяют дать сравнительную оценку.

Эту задачу решают относительные показатели рентабельности, которые отражают прибыль, получаемую с каждого рубля вло­женных средств. Относительные показатели слабо подвержены влиянию инфляции, так как представляют различные соотноше­ния прибыли и вложенного капитала.

В строительстве различают сметный, плановый и фактический уровни рентабельности.

Сметный уровень рентабельности характеризует отношение' сметной прибыли (плановых накоплений) к сметной стоимости, объекта:

Рсм = (Нплоб)100,

где Рсм — сметный уровень рентабельности, %; Нпл — сметная прибыль, тыс. р.; Соб — сметная стоимость объекта, тыс. р.

Плановый уровень рентабельности определяется по формуле

Рпл = (Пплд) 100,

где Рпл — плановый уровень рентабельности, %; Ппл — плановая прибыль, тыс. р.; Цд — договорная цена объекта строительства, тыс. р.

Фактический уровень рентабельности определяется по форму­ле:

Рф = (Пфф)100,

где Рф — фактическая рентабельность, %; Пф — фактическая прибыль от сдачи объекта (с учетом экономии и компенсации), тыс. р.; Сф — фактическая стоимость строительства объекта, тыс. р.

В зависимости от поставленных целей и от состава используе­мых средств в практике работы строительных организаций приме­няются и другие показатели рентабельности.

Рентабельность собственного капитала — это отношение чис­той прибыли к средней величине собственного капитала. Данный показатель дает возможность определить эффективность исполь­зования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

Рентабельность реализованной продукции показывает отноше­ние чистой прибыли к выручке от реализации продукции (ра­бот). Этот показатель характеризует конкурентоспособность про­дукции.

Рентабельность основной деятельности характеризует отноше­ние прибыли от реализации (от продаж) к затратам на производ­ство реализованной продукции. Этот показатель оценивает эффек­тивность издержек организации на производство строительно-монтажных работ.

Рентабельность инвестиций отражает отношение прибыли до налогообложения к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств. Этот показатель оценивает эффективность управле­ния инвестициями.

Рентабельность активов подразумевает отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости активов. Этот показатель определяет величину прибыли на каждый вложенный рубль в иму­щество организации.

Рентабельность оборотных активов — это отношение прибыли до налогообложения к средней величине оборотных активов. Дан­ный показатель характеризует эффективность использования обо­ротных активов.

Рассмотренные показатели рентабельности позволяют провести анализ производственной финансовой деятельности строительной организации и сделать выводы о результативности ее деятельности.

Примеры:

1. Предприятие выпустило в январе – 1200 изделий, в феврале – 1900 изделий, в марте – 1800 изделий. Цена одного изделия составляет 70 руб. / шт. Себестоимость одного изделия составляла: в январе – 55 руб., в феврале – 57 руб., в марте – 52 руб. Сравните рентабельность продукции, выпущенной за три месяца.

Решение:

1. Определяем объем выпуска продукции по месяцам:

Январь: 1200 * 70 руб. = 84 тыс.руб.;

Февраль: 1900 * 70 руб. = 133 тыс.руб.;

Март: 1800 * 70 руб. = 126 тыс.руб.

2. Рассчитаем себестоимость выпущенной продукции:

Январь: 1200 * 55 руб. = 66 тыс.руб.;

Февраль: 1900 * 57 руб. = 108,3 тыс.руб.;

Март: 1800 * 52 руб. = 93,6 тыс.руб.

3. Определяем полученную прибыль от реализации продукции:

Январь: 84 тыс.руб. – 66 тыс.руб. = 18 тыс.руб.;

Февраль: 133 тыс.руб. – 108,3 тыс.руб. = 24,7 тыс.руб.;

Март: 126 тыс.руб. – 93,6 тыс.руб. = 32,4 тыс.руб.

4. Рассчитаем рентабельность продукции:

Январь: (18 тыс.руб. / 66 тыс.руб.) * 100% = 27,3%;

Февраль: (24,7 тыс.руб. / 108,3 тыс.руб.) * 100% = 22,8%

Март: (32,4 тыс.руб. / 93,6 тыс.руб.) * 100% = 34,6%

Вывод: наиболее высокий уровень рентабельности наблюдался в марте.

2. В январе были изготовлены и реализованы 7 тыс. изделий по цене 80 руб. / изд. Общие постоянные расходы предприятия составляют 75 тыс. руб. Удельные переменные расходы – 55 руб./ изд. В феврале планируется увеличить прибыль на 15% по сравнению с январем.

Каков должен быть дополнительный объем реализации, чтобы прибыль возросла на 15%?

Решение:

  1. Определим выручку от реализации продукции в январе:

80 руб. * 7 тыс. изд. = 560 тыс. руб.

2. Определим общие переменные расходы:

55 руб. * 7 тыс. изд. = 385 тыс. руб.

3. Общая себестоимость продукции определяется как сумма общих постоянных и общих переменных расходов:

75 тыс. руб. + 385 тыс. руб. = 460 тыс. руб.

4. Определим сумму прибыли, полученную предприятием в январе, как разность между сумой выручки и себестоимостью:

560 тыс. руб. – 460 тыс. руб. = 100тыс. руб.

5. Рассчитаем необходимый объем прироста продукции для увеличения прибыли на 15 % как отношение абсолютной суммы увеличения прибыли к разнице между ценой реализации изделия и удельными переменными расходами:

(100 тыс. руб. * 0,15)/ (80 руб./изд. – 55 руб./изд.)=

= 600 изделий.

Вывод: для получения дополнительных 15% прибыли объем реализации необходимо увеличить в феврале на 600 изделий.

 

3. Цена изделия в первом квартале составляла 250 тыс. руб. Во втором квартале цены поднялись на 8%. Постоянные расходы предприятия оставались неизменными и составляли 2500 тыс. руб. Удельные переменные расходы в первом квартале были равны 70 тыс. руб., а во втором увеличились на 5%.

Рассчитайте, как изменение цены повлияет на критический объем реализации продукции.

Решение:

1.Определяем цену изделия во втором квартале после повышения:

250 тыс. руб. * 1,08 = 270 тыс. руб.

2Определяем удельные переменные расходы второго квартала:

70 тыс. руб. * 1,05 = 73,5 тыс. руб.

3. Влияние повышения цены на изменение критического объема реализации продукции рассчитывается как произведение постоянных расходов на разность отношений, в числители которых единица, а в знаменателе – разница между ценой изделия и удельными переменными расходами соответственно второго и первого кварталов:

2500 тыс. руб. * (1 / (270 тыс. руб./ изд. – 73,5 тыс. руб./изд.)-1/(250 тыс. руб./изд. – 70 тыс. руб./ изд.)) = 2500 тыс. руб. * - 0,000466 =

- 1165 изделий.

Вывод: повышение цены на 8% уменьшит критический объем реализации продукции на 1165 изделий.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте экономическую природу дохода строительной орга­низации.

2. На какие виды в зависимости от условий получения подразделяется доход организации?

3. В чем различие сметной, плановой и фактической прибыли?

4. Назовите принципы распределения и использования прибыли.

5. Какие показатели рентабельности используются в практике учета и анализа деятельности строительной организации?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: