I. Доисторическое человечество (первобытные).




Признавая многообразие культур, а также отмечая неповторимость, уникальность каждой из них, культурологи стремятся найти в них общие основания, признаки. Типология культур призвана помочь в познании ныне существующей и некогда существовавшей культуры.

О хронологический — выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т.е. локализация во времени;

О географический — локализация культур в географическом пространстве;

О национальный — изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития. 1 Типология O. Шпенглера. Освальд Шпенглер. Родился в 1880 г. Гуманитарное образование. Закончил философский Лейпцигский университет.

 

Числил себя в учениках Ницше. В начале XX в (1911) начал писать. За 3 года написал двухтомный труд «Закат Западного мира» («Закат Европы»).

 

1914 ― закончил. Началась I М.В. и всем стало не до философии. Напечатали только в 1918. I М.В. ― это время для Европы было очень сложным. Европа впервые столкнулась с военными действиями такого масштаба. Раньше ― только локальные воины. Эти события отразились на мировоззрении европейцев. Европа вынуждена понять, что основные ценности начали девальвироваться. Базовый слой в сознании ― уважение к религии, следование христианским традициям. События I М.В. пошатнули религиозное сознание. В умах возник и сформировался вопрос: так ли всемогущ Бог, если допускает гибель стольких? Христианство стало превращаться в традицию.

 

Вторая ценность была в науку. Европейцы были уверены, что наступает время научной цивилизации, которая всемогуща. Первые же месяцы войны обнаружили, что наука не собиралась устраивать рай на земле. У неё свои цели и задачи: телеграф, телефон, ж/д. Наука разработала и новые виды оружия: пушки, танки и самое страшное ― отравляющие газы. Наука утратила статус ценности. Наука не связала себя с понятием добро и зло. Её задача ― поиск истины. Европейцы простились с уважением к политике. Оказалось у политических кабинетов были свои цели.

 

В I М.В. Европа осознала, что человеческая личность со своей индивидуальностью нигде не играет особой роли. Вера в значимость человеческой личности начала распадаться.

 

Европа вышла другой из I М.В. Сами люди, возвратившиеся с фронтов застали жизнь другой.

 

Поколение, вернувшееся с войны оказалось в противоречивом состоянии: они рады, что вернулись, но жизнь не могла предложить им ничего хорошего.

 

Как раз издалась книга Шпенглера. Они увидели, что автор предсказал всё до I М.В. Предсказал появление мегаполисов.

 

Поразили прежде всего пророчества.

 

В книге он писал, что европейская культура приблизилась к своему концу. Книга отвечала на многие вопросы, совпадала со многими впечатлениями. Книгу перевели на все европейские языки.

 

Первое издание на русском языке появилось в 1922 году. II том издать не удалось. До 80-х гг. Шпенглера держали в спецхранах. II том переводили 7 лет (уже после 80-х).

У Шпенглера нет научного стиля. Метафоры, сравнения, поэтические образы, идиомы. II том издали в сер. 90-х.

Типология: Выделяет 8 культур:

Египетская 2. Китайская 3. Индийская 4. Майа 5. Греко-римская (Аполлоновская) 6.Германо-романская (Фаустовская) 7. Византийско-арабская (Магическая) 8. Вавилонская.

Критерии выделения культур.

Каждая культура вырастает из своей особой идеи. Идея ― прасимвол или прафеномен. Идеи разные и культуры разные. Родства между культурами нет (близок к Данилевскому)

Прасимвол

Аполлоновская культура. Её прасимвол ― телесность. Это культура, которая стремиться к материальной форме. Развивается скульптура. Из наук ― геометрия. Каждая идея ― воплощение. Религия ― олимпийский пантеон.

Европейская культура. Прасимвол ― глубина. Доктор Фауст ― психологическая глубина сложности, противоречивости. Искусства ― живопись. Наука ― алгебра. Музыка ― полифония. Шпенглер представлял культуру аналогом живого организма. Он биологист, как Данилевский. Бессмертных культур нет и не бывает.

Культура проходит несколько стадий развития. Стадии Шпенглер рассматривает как развитие человека ― детство, юность, старость. Но в таблицах использует 4-е времени года.

Смерть культуры. Это период, который следует называть «цивилизация». Он не считает, что смерть культуры её исчезновение. Культура уходит в тот момент, когда у народа исчезает творческий потенциал. На место творчеству приходит работа, на место науки ― изобретения. Человек как носитель культуры не развивается. Этот переход не означает катастрофы.

Европа подошла к своему краю. Европа вступила в стадию цивилизации.

Срок жизни ― 1 тыс. лет.

Считал, что между культурами есть переклички, но это «отблеск костра на стене».

«Закат Европы» ― его единственная книга. Умер во II М.В.

Концепции близки друг к другу. Оба биологисты, отказываются от понятия единый человеческий путь. Различаются тем, что Данилевский следовал логике естественных наук, Шпенглер выстраивал по законам философии, идеалистической концепции. У Шпенглера появилось понятие «судьба». 2 Типология А.Тойнби Арнольд Джозеф Тойнби. Младший современник Шпенглера. Был военным корреспондентом. Был профессиональным историком. Преподавал, писал научные работы. На протяжении всей жизни собирал материалы и писал главный труд. К концу жизни написал и издал 12-титомный труд «Изучение истории» Тойнби принимал во внимание социальные характеристики. В качестве критерия выбирает территорию и религию (территориально-религиозный принцип). Признаёт единый путь развития человечества. Развитие цивилизаций для Тойнби является единым историческим процессом.

У Тойнби периодизация приобретает сложный характер. Всю историю человечества он делит на 3 пласта:

I. Доисторическое человечество (первобытные).

II. Цивилизационный период (продолжается до сих пор)

III. Всемирное человечество.

Рассмотрим подробно II пласт.

Тойнби говорит, что за время существования цивилизационного периода сменилось несколько десятков цивилизаций. Большинство состояло в генетической связи друг с другом. Первые цивилизации формируются на базе доисторических ― называют цивилизации первичного типа (Междуречье). Из первичных цивилизаций отпочковываются вторичные. В частности Критская. Из неё выросла греко-римская (вторичная). Вторичная порождает третичную (Европейская).

Выводы:

Т.к. религия в развитии играет важную роль, количество цивилизаций варьируется по мере изменения системы верований.

К XX веку осталось 7 цивилизаций:

- Христианские цивилизации (западно-христианские и вост.-христианские с русской православной ветвью).

- Исламская

- Буддистская

Остальные 4 цивилизации отжили свой век.

Тойнби считает, что для Всемирного человечества нужна одна религия. Все формы религий сольются воедино.

Экуменизм ― движение за объединение разных конфессий.

Основные этапы становления цивилизации:

1. Зарождение, формирование основных феноменов.

2. Развитие, расцвет

3. Надлом

4. Разрушение.

Механизм развития рассматривает как социально-исторический процесс. С другой стороны Тойнби создаёт остроумную идею. Говорит, что развитие человечества, группы цивилизаций подчиняются системе «вызов-ответ». Тойнби считает, что каждая цивилизация на протяжении развития может получать вызов. Вызов ― это события, ставящие цивилизацию на грань выживания/катастрофы. Это стихийное бедствие, историческое событие, эпидемия. Цивилизация, которая получила вызов, должна искать ответ, т.е. комплекс мер. Если меры найдены, то цивилизация продолжает своё развитие. Если ответ не найден ― цивилизация погибает.

Критская цивилизация. Стихийное бедствие ― волна цунами. Ответ был найден. Крит восстановился за 50 лет. Второй вызов ― нашествие ахейцев. Ахейцы поглотили Крит. Ответ не был найден. Вызовы не обязательно получают отдельные цивилизации. Ледниковый период ― один из первых вызовов.

Современные цивилизации сблизились друг с другом. В XX веке человечество начало получать вызовы планетарного масштаба: ядерная угроза, экологические проблемы.

Тойнби не указывает откуда приходят вызовы. 3 Сравнительный анализ культур. Развитие культуры: Шпенглер считал, что культура проходит несколько стадий развития. Стадии Шпенглер рассматривает как развитие человека ― детство, юность, старость. Но в таблицах использует 4-е времени года. Тойнби - развитие цивилизаций для Тойнби является единым историческим процессом.

Цивилизации генетически связаны друг с другом. У Тойнби периодизация приобретает сложный характер. Всю историю человечества он делит на 3 пласта:

I. Доисторическое человечество (первобытные).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: