Возрастные особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития) 6-7 лет




Рабочая программа

Образовательной деятельности

В подготовительной к школе группе

На 2017-2018 уч.год

Разработана учителем-дефектологом

Высшей квалификационной категории

Гафиятуллиной Лилии Рафаиловны

 

г. Нижнекамск, 2017г.

Содержание программы

Целевой раздел ……………………………………………………………….…… 3

1. 1. Пояснительная записка

1. 2. Планируемые результаты освоения программы

1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития) 6-7 лет

1.4. Организация системы мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях введения ФГОС

 

Содержательный раздел …………………………………………………………. 8

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

 

Организационный раздел ………………………………………………………… 30

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3. 2. Распорядок и (или) режим дня учителя-дефектолога

3. 3. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями

воспитанников

3. 4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной

Среды

3.5. Взаимодействие с педагогами ДОУ

 

Дополнительный раздел ………………………………………………………….. 36

Краткая презентация рабочей программы

 

Литература ………………………………………………………………………… 38

 

 

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР) детского дошкольного учреждения. Программа составлена в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Группа для детей с задержкой психического развития открыта на базе МБДОУ №63 и комплектуется из дошкольников, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.

Рабочая программа включает в себя образовательныме области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (ФГОС ДОУ). В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка. («Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».)

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 2013 года № 1155, с использованием следующих нормативно – правовых документов:

На международном уровне:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка(1989 год).

На федеральном уровне:

  • 1.Конституция РФ (1993 год).
  • 2.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.
  • 3.ФГОС дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 2013 года № 1155.
  • 4. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013. №544н).
  • 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  • 6.Комментарии к ФГОС дошкольного образования (методические рекомендации Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249)
  • На республиканском уровне:
  • 1.О Государственных языках РТ и о других языках в РТ – Закон РТ от 08.07. 1992 № 1560-ХII
  • 2. Государственная программа «Развитие образования и науки в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы»

Основой для разработки данной учебной программы устранения задержки психического развития у детей дошкольного возраста явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией. Вераксы Н. Е. (М., 2011); Шевченко С.Г. (М., 2004); также использовались конспекты занятий: И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» (М., 2011); И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (М., 2009), О.С. Гомзяк «Конспекты занятий по развитию связной речи» (М., 2011). Региональный компонент ФГОС реализуется при изучении следующих лексических тем: «Моя Родина», «Наш город», «Наш дом», «Детский сад», «Откуда хлеб пришел», «Хвойные и лиственные деревья», «Перелетные зимующие птицы», «Дикие и домашние животные», «Перелётные и зимующие птицы», «Дикие и домашние животные», «Рыбы».

Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи: 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

Принципы: 1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети в подготовительной к школе группе должны знать и уметь:

Ознакомление с окружающим миром:

· уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.

· Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада

· Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).

· Знать название города, деревни, где живут, улицу.

· Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес


Развитие речи:

· правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно

· Использовать в речи существительные, обозначающие профессии

· Употреблять в речи простые и сложные предложения

· Пользоваться прямой и косвенной речью

· Поддерживать непринужденную беседу

· Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым

 

Художественная литература

· Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

· Выразительно читать стихи наизусть


Математика

· считать в пределах 7 (количественный счет) в прямом и обратном порядке, отвечать на вопрос «сколько всего»

· сравнивать 2 группы предметов, выраженные числами 6 и 7

· чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник

· определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

· знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом

· ориентироваться на листе бумаги рисование

· Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов

· Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение

· Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы

 

Обучение грамоте

· Составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным картинкам

· Определять количество слов в предложении и место слов в предложении

· Делить слова на слоги(части), определять количество слогов в слове

· Определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) в слогах и словах; соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) с буквой.

 

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития) 6-7 лет

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций. Дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне. Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. И только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
 
 
 
 
 

1.4. Организация системы мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях введения ФГОС

В условиях введения Федеральных государственного образовательного стандарта возникает необходимость определения структуры и содержания, как диагностического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и коррекционноразвивающей работы, способствующей развитию его эмоционального, социального и интеллектуального потенциала, формированию позитивных личностных качеств. Для решения данной цели ведущим средством является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка, что предполагает с одной стороны, уточнения его диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой, стороны, - разработки индивидуальной программы сопровождения развития ребенка. В пособии Лавровой Г.Н. «Организация и содержание диагностической и коррекционно- развивающей работы с дошкольниками имеющими отклонения в развитии» представлены комплексы по диагностике детей раннего и дошкольного возраста, разработаны образцы основной документации специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии, описаны дополнительные методы по психологической диагностике. Для создания программы психолого-педагогической диагностики были использованы методы изучения детей раннего и дошкольного возраста, разработанные отечественными учѐными С.Д. Забрамной, Л. А. Венгером, А.А. Катаевой, Э.И Леонгард, И.А. Коробейниковым, Е.А. Стребелевой, Г.А. Урунтаевой, О.Н. Усановой, Е.О.Смирновой и многими др. В условиях реализации ФГОС система комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья включает психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления их особых образовательных потребностей, и мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: