Современное социальное гос-во и право.




Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает быть орудием обеспечения классового господства, а следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому приходит социальное государство.)

Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно представлены все социальные группы населения данного государства.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что современное государство – это рыночное государство. Суть рыночной экономики сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и частного предпринимательства.

В условиях рыночной экономики основным регулятором общественных отношений выступают законы рынка, и главный из них – закон соотношения спроса и предложения. В соответствии с этим законом формируются цены на товары и услуги, в конечном счете – определяется уровень жизни населения страны. Падение спроса на отдельные товары заставляет предпринимателя повышать качество продукции, снижать затраты на ее изготовление, поддерживать развитие науки и техники путем создания новых, более современных, пользующихся большим спросом изделий и продукции. Примером такой погони за удовлетворением потребительского спроса в современном государстве служит, например, развитие автомобильной промышленности в ведущих странах мира (США, Японии, ФРГ, Италии, Франции и др.).

Но парадокс современного общества состоит в том, что рыночные отношения развиваются тем лучше, чем меньше государство ограничивает свободу участников этих отношений. Однако в рыночных отношениях (частном предпринимательстве) участвуют далеко не все члены общества. Значительная часть населения страны продолжает работать в так называемой бюджетной сфере экономики, то есть в учреждениях и организациях, содержащихся за счет государства. В разных странах количество людей, занятых в этой сфере, различно. Но есть такие сферы общественной жизни, которые не могут быть переданы в область частных интересов: охрана общественного порядка и борьба с преступностью (организация и содержание полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование армии, производство отдельных видов вооружения) и некоторые другие сферы общественной жизни.

Есть также категории населения, которые не могут быть участниками рыночных отношений не по причине их занятости в бюджетной сфере, а в связи с их общей неспособностью к занятию производительным трудом наряду с другими гражданами. Речь идет о названных выше социально незащищенных категориях населения: детях, инвалидах, престарелых. В интересах этих людей, а также в целях содержания бюджетной сферы производства государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы от наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Такидо образом, в условиях современного социального государства сохраняется традиционная внутренняя функция государства – сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Конечно, "Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такого типа государствам. Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства данного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству.

Выполняет социальное государство и целый ряд традиционных регулятивных и охранных функций: поддержание общественного порядка, наказание преступников, разрешение споров и конфликтов, защита от внешней опасности и др. Однако соотношение функций охранных (подавления) и регулятивных по сравнению с эксплуататорским государством меняется в сторону расширения последних и сокращения первых.

Таким образом, современное социальное государство – это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

В связи с анализом сущности социального государства представляется необходимым обратиться к рассмотрению государства социалистического, до недавнего времени существовавшего в нашей стране. Несмотря на этимологическую близость названий этих государств, их сущность представляет собой яркую противоположность, хотя исторические корни их происхождения имеют некоторую близость.

Одним из признаков вступления человечества в эпоху цивилизованного развития явились попытки сознательного преобразования общественного и государственного устройства в соответствии с определенными теоретическими концепциями, созданными учеными-философами, юристами, теологами и др. Начиная осознавать пороки и недостатки эксплуататорского государства, отдельные выдающиеся представители науки пытались создать концепции, направленные на совершенствование человеческой жизни, устранение недостатков в развитии основных ее институтов.

Одной из концепций такого развития стало социалистическое учение. Зародившись почти одновременно в различных странах (Франции, Италии, Германии, Великобритании), это учение имеет множество школ, оттенков, самостоятельных ветвей и направлений развития. Одной из наиболее своеобразных моделей общественного развития в рамках этого учения в современных условиях является так называемая шведская модель социализма. Значительным своеобразием отличалась так называемая советская модель, длительное время существовавшая в СССР и странах Восточной Европы.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения единого общепланетарного государства трудящихся, первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной собственностью, исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью общественного развития, по К. Марксу, было построение коммунизма, то есть такого общественного строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями.

Одним из фундаментальных недостатков данной теории было то, что, дав блестящую критику современного им домонополистического капиталистического общества и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс лишь в общем плане наметили прообраз будущего общественного устройства, не показав путей его реального достижения. Их теория страдала и целым рядом существенных недостатков принципиального характера. Так, причиной эксплуатации человека человеком эти философы считали наличие частной собственности. Они отрицательно относились к федеративному устройству государства, проповедовали идею отмирания ("засыпания", по образному выражению Ф. Энгельса) государства и т.д. Причиной этих ошибок явилось чрезмерное их увлечение теорией классовой борьбы, интересам которой были подчинены все помыслы этих, безусловно, выдающихся мыслителей XIX в.

Существенный вклад в развитие учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В.И. Ленин, на практике воплотивший целый ряд идей социалистического учения, относящегося к крайне левым взглядам политического спектра. В частности, исходя из возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, В.И. Ленин создал теорию государства диктатуры пролетариата, блестяще воплотив ее в результате Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания в России – стране, слабо подготовленной не только к социалистическим, но и даже к буржуазным преобразованиям. Построение социализма в СССР сопровождалось подменой диктатуры пролетариата диктатурой партийно-государственной номенклатуры, введением уравнительного распределения доходов, созданием командно-административной системы управления экономикой, огосударствлением собственности, введением моноидеологии, ограничением демократии и т.д. Дальнейшее развитие страны шло по пути усиления авторитарного режима, вульгаризации социалистических и коммунистических идей, усиления фискальных и карательных функций государства, вооруженного противостояния "идеологическим" противникам в лице "капиталистических" стран, превращения государства в авторитарно-эксплуататорское.

В то же время большинство стран мира идет по пути реализации социалистических идей, но не левацкого, а либерально-демократического толка (лат. libere – свободный). Сама по себе социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о чем можно судить по расширению политического представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако существенное отличие описанного выше социального государства от социалистического, особенно "советского" типа, состоит именно в наличии либерально-демократической модели развития.

Либерально-демократическое общество основано на невмешательстве государства в жизнь человека и всего гражданского общества в целом. Одним из его принципов является идейный и политический плюрализм, в соответствии с которым граждане вправе самостоятельно осуществить демократический выбор того политического режима и типа общественного устройства, который им в наибольшей степени по душе. Возможность подобного выбора позволяет скорректировать недостатки, имеющиеся в любой (не только в социалистической) модели общественного и государственного развития, подчинить государство через институты непосредственной и представительной демократии интересам всего общества, всего народа.

Естественно, что чем более демократическим и свободным является общество, тем более сильным, устойчивым и стабильным должно быть государство, обеспечивающее нормальное его существование и защиту. Однако такое государство не может не быть социальным, демократическим, правовым.

 

14. Гос-во и право переходного типа.

Это своего рода промежуточный тип государства. Это государство, которое лишено устойчивой социальной основы, вследствие чего является недолговечным. В политической области оно может характеризоваться блоком классовых сил, как это, к примеру, присуще странам, освободившимся от колониальной зависимости, где различные социальные силы объединяются на основе общенациональной идеи. Переходное государство характеризуется чрезмерной социальной стратификацией общества, неструктурированностыо и поляризацией его интересов, отсутствием так называемого среднего класса, придающего обществу стабильность и устойчивость. Оно отличается специфическим переходным типом экономики - скажем, от планово-централизованной к рыночной или от стихийного рынка - к цивилизованному и социально ориентированному.

Опыт государственно-правового развития человечества свидетельствует о том, что абсолютно все государства на том или ином историческом отрезке своего пути пребывают в этом переходном состоянии. Одни находятся в этом качестве длительное время, другие сравнительно короткий исторический промежуток времени. Нередко случается и так, что одно и то же общество на разных этапах своего развития не единожды переводит государство в режим переходного.

Так, государства с тоталитарным режимом и централизованной экономикой должны пройти сравнительно долгий путь социального переустройства, и прежде всего - в экономике. Не изменив экономического "обличья", такие государства рискуют вновь попасть в состояние эквифинальности - вернуться к тому, с чего начинали.

К особому типу государств относятся государства социалистические, наиболее ярким примером которых выступает советский тип государства. Его отличает специфическая экономическая основа - государственная собственность на средства производства и отсутствие института частной собственности. Специфической также является политическая основа общества, характеризующаяся соединением власти в лице Советов народных депутатов, слитностью партийных и государственных структур, всеобъемлемой ролью государства в общественной жизни и др.

 

15. Политическая с-ма общества: понятие, структура, виды.

ПСО – единая и взаимодействующая совокупность ГО, негос организаций, общественных объединений, институтов непосредственной демократии (пикеты, демонстрации, забастовки и т.д) по средствам которых осущ управление делами общества и гос-ва.

Структура ПСО: гос-во; общественные организации; институты непосредственной демократии (выборы).

Виды ПСО: 1) при формационном подходе: рабовладельческая ПСО; феодальная; капиталистическая (буржуазная); социалистическая.; 2) от хар-ра взаимоотношений ПСО с внешней средой: закрытые и открытые; 3) по типу политической культуры: англо-американская; континентально-европейская; доиндустриальная; тоталитарная; 4) по виду политико-правового (политического) режима: тоталитарная; авторитарная; демократическая.

 

16. Гос-во – основной структурный элемент полит с-мы общества.

Государству принадлежит решающее место в политической системе общества. Причем в данном случае оно рассматривается не как совокупность властных органов, а как целостный политический институт.
Особое место государства в политической системе общества обусловлено следующими факторами:
1. Социальное назначение государства состоит в управлении обществом. Государство представляет собой специализированный институт, предназначенный для принятия политически значимых решений в масштабах всего общества.
2. Государство располагает специальным механизмом, позволяющим ему наиболее эффективно осуществлять управление делами общества. Оно обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций. Это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Система юридических средств, которые эксклюзивно может использовать государство, позволяет применять широкий диапазон методов.
3. Государство обладает суверенитетом, т. е. является легитимным представителем интересов всех граждан и проживающего на его территории населения. Оно возвышается над прочими организациями, преследующими политические цели, контролирует их деятельность и охраняет их интересы.
4. Государство обладает значительной экономической основой для своей политической деятельности.
Иногда государство, занимая решающее место в политической системе общества, может поглотить не только систему, но и общество. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы. Вот почему важно законодательно установить и обеспечить пределы вмешательства государства в жизнь общества, вывести из сферы действия государства общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования.

 

17. Гос-во и общественные организации.

. Государство и общественные организации (политические партии движения, профсою­зы, творческие союзы) - самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет свою структуру строго определенного характера, свои принципы организации и деятельности. Они обладают самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, относящихся к их компетенции. Вместе с тем структурные элементы политической систе­мы общества тесно взаимодействуют между собой. В частности, государство демократи­ческого содержания всемирно поддерживает самодеятельность общественных организа­ций, которые в свою очередь помогают государству решать социально-экономические, культурные задачи, участвуя в формировании самих органов государственной власти. В конечном результате политическая партия ставит своей задачей завоевание политиче­ской власти для проведения в жизнь своих программных задач, социально-экономических преобразований, достижение намеченных целей. Государство и есть тот социальный ин­ститут, где партийные интересы могут выступать как общественные, обеспечиваться вла­стной поддержкой, сопровождаться механизмом их реализации. Именно поэтому государ­ство выступает важнейшим объектом политической борьбы, допуская в рамках закона участие партий в завоевании власти. В отношение политический партий, при нарушении ими НРА могут быть применены следующие виды наказания:

а) письменное предупреждение

б) ликвидация политических партий

В связи с этим различают парламентские партии, которые имеют своей целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, кото­рые ставят своей целью насильствий захват власти. Известны 2 разновидности партийных систем:

-создана на монополии правящей партии. Это достигается путем запрета оппозиционных партий, либо безраздельным господством тех из них, которые получают важную органи­зационную или материальную (финансовую) поддержку.

-местное многообразие партийности. В много партийной системе государство свои от­ ношения с парламентскими партиями строит по следующей схеме: выражение партиями тех или иных классов, социальных групп ставятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении правовых норм и процедур.

К власти приходит партия, победившая на парламентских выборах. Это система олице­творяет действительных политический плюрализм, существующий в обществе. Нормальное функционирование партийной системы и устранения почвы для захвата вла­сти или присвоения властных полномочий партией обеспечивается правовым регулирова­нием деятельности партий. Оно сводится к следующему:

-никто не может быть принужден вступлению в партию или пребыванию в ней.

-организация и деятельность партии не должны ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

-решение политических партий имеют обязующей силы для ОГВ и У.

-действия государственных органов и должностных лиц, ведущее к устранению много­партийности, незаконному ограничению деятельности партий, установления неравномерных преимуществ для отдельных из них, преследуются по закону.

Государство, как единственная властвующая и главная организующая сила общества, при­звана обеспечить нормальную деятельность не только политических партий, но и всех других негосударственных организаций (профсоюзов, кооперативов, добровольных об­ществ, творческих союзов и другие) в рамках их уставных задач, содействовать их разви­тию и совершенствованию. Государство определяет правовые основы образования и функционирования общественных организаций, охраняет их деятельность. Следует пом­нить - все субъекты политической системы обязаны действовать в рамках и на основе за­конов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.

 

18. Сущность гос-ва. Основные подходы в понимании сущности гос-ва.

. Государство - это исторически развивающееся явление, продукт общественного прогресса. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. Изменяются и взгляды на понятие государст­ва, его роль и предназначение в общественной жизни.

Для того что бы понять, что собой представляет государственно-организованное общест­во, необходимо рассмотреть совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых теряется своеобразие, суть исследуемого предмета, явления.
Сущность любого явления есть главное основное, определяющее в этом явлении. Соци­альная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его роли, на­ значении в обществе.

Отсюда понятно, что сущность государства является его роль, назначение в государстве.
Другими словами раскрыть сущность государства - значит выявить то главное, опреде­ляющее, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства, чьи интересы оно выра­жает.

Существуют два подхода к определению сущности государства (ВНИМАНИЕ. По вопро­су о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зре­ния).

а) (Классовый). Сущность рассматривается однозначно с позиции классов, как орудие не­ограниченной власти, диктатуры господствующего класса, (теории СССР).

б) (Общесоциальный). Государство представляет собой надклассовое образование, инст­румент примирения классовых, социальных противоречий, выражающих интересы всего общества (Западные теории). Все эти подходы к определению сущности государства в на­ стоящее время в современном правоведении и являются главными.

Наиболее постоянной качественной чертой сущности государства является, то что оно во всех своих разновидностях выступает как единственная организация политической вла­сти, управляющая всем обществом.

Возникновение государства всегда связано с изменением характера власти, с превращени­ем ее в политическую власть, первобытного общества, в интересах, прежде всего привиле­гированной части общества. Следовательно, государства всегда были политической орга­низацией собственников основных средств производства. Классовый подход в рассмотре­нии сущности государства позволяет обнаружить в нем социальные противоречия. Государство, как активная сила вмешиваясь в экономику, выводит общество из депрессии, решает дела в пользу прогресса. Государственный механизм превратился из орудия по­давления в инструмент достижения общественного согласия и поиска компромиссов. Сле­довательно - современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство достижения социального благополучия по содержанию и как правовое - по форме. Признаки государства как структурного элемента политической системы общества:

1. выступает от имени народа;

2. выполняет общесоциальные функции;

3. оказывают определяющее влияние на развитие экономики;

4. издавая НПА, обеспечивает их реализацию, определяет правовое положение других субъектов политической деятельности, регулирует общественные процессы;

5. располагает системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия (управление, стимулирование, принуждение);

6. обладает суверенитетом;

7. через систему учебных, научно-исследовательских, лечебных и других социально- культурных учреждений обеспечивает гуманитарное развитие общества.
Государство - это политико-территориальное, суверенная организация управления обще­ ством, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего по средствам правовых предпи­саний первоначально интересы господствующего класса, а по мере сглаживания классо­вых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоци­альные функции.

 

19. Понятие и классификация функций гос-ва.

Функциями государства называются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции государства имеют классификацию:

- внутренние и внешние;

- охранительные и регулятивные;

- постоянные и временные;

- основные и неосновные.

Основные внутренние функции

Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономические, социальные, финансового контроля, охраны правопорядка и экологические.

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления.

1. Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием, составлении программ экономического развития в масштабе страны, финансировании программ промышленных и научных исследований, выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретных механизмов.

2. Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики: на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях. Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества.

В правовом государстве социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, образование, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка как явление примитивно-потребительское выгодна только уравнивающей бюрократии. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, падению культуры и нравственности; приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд.

Высший финансовый контроль за доходами и расходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.

Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины.

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В центре правоохранительных действий государства в первую очередь должна находиться личность, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы своего общества.

Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды. Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: