Формы и методы осуществления функций гос-ва.




Различают организационно-правовые и организационно-фактические формы реализации функций государства.

Организационно-правовые формы:

1) правотворческая деятельность - подготовка и издание законов и иных нормативных правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функций государства;

2) правоисполнительная деятельность - деятельность государства, направленная па исполнение законов и других нормативных правовых актов государства. От эффективности правоисполнительной деятельности во многом зависит, будут законы и другие нормативные правовые акты реализованы (претворены в жизнь) или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие правовые акты, контролируют их исполнение и др.;

3) правоохранительная деятельность - властная оперативная и правоприменительная работа государственных органов и должностных лиц но охране правопорядка, прав и свобод граждан. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, разрешению юридических дел, привлечению к юридической ответственности и др.

В современных условиях возросла роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночных отношений, появлением правового саморегулирования, когда стороны определяют взаимные права и обязанности;

4) судебная деятельность - осуществление правосудия. Суд призван в особой процессуальной форме разрешать споры о праве, различные конфликты, рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, используя государственную власть. Приговоры и решения суда непререкаемы и обязательны для тех, кому они адресованы;

5) контрольная деятельность, которая осуществляется в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц, принимаемых ими решений, правовых актов конституции, законам, нормативным актам других вышестоящих органов. Такова деятельность конституционных судов, конституционных советов по проверке конституционности законов. Контрольной деятельностью в ряде стран занимается прокуратура, специальные ведомства. В России контроль за соблюдением прав человека осуществляет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, избираемый Государственной Думой.

Контрольные органы обычно не дают каких-либо указаний, распоряжений. Они устанавливают факты и по результатам своей деятельности обращаются в соответствующие органы, могут возбудить дело в суде.

Организационно-фактические формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа и необходима, и правомерна, по она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению, изучению различной информации, необходимой для принятия управленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан и др. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.д.

В качестве средств осуществления функций государства различают организационно-властные (механизм государства), финансовые (бюджет стран и государственные фонды), идеологические (государственные СМИ, научно-образовательные и просветительские учреждения) и правовые (правовая система общества). Функционирование государства обеспечивается в определенной степени деятельностью и муниципальных образований, политических партий, заинтересованных негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений граждан.

Методы осуществления функций государства можно классифицировать па общие (убеждения, принуждения, стимулирования), организационно-управленческие (системно-структурный, планирования, прогнозирования, моделирования), экономические (инвестиции, субсидии, кредитование)и др.

 

21. Понятие и структура формы гос-ва.

Формы гос-ва – организация и устройство гос власти, обусловленная сущностью и соц назначением гос-ва и отражающее исторические, экономические, нац особенности, уровень развития демократии и культуры. Понятие форма гос-ва включает в себя 3 элемента: форма правления; форма гос устройства; политический (политико-правовой) режим.

 

22. Форма правления.

Форма правления способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. Монархия характеризуется следующими особенностями:

- во-первых, власть монарха юридически непроизводна от какой-либо другой власти;

- во-вторых, власть монарха наследственна. Порядок престолонаследия определяется либо конституциями, либо конституционными и органическими законами.

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, избираемый в определенном порядке.

В парламентарных республиках роль главы государства чисто номинальна. Как правило, он действует в них с санкции правительства.

При президентской форме правления глава государства (президент) обладает весьма обширными полномочиями. В качестве главы исполнительной власти он формирует и осуществляет руководство правительством, которое ответственно перед ним, а не парламентом. В качестве участника законодательного процесса он санкционирует законопроект, который только после этого вступает в юридическую силу. При отказе дать санкцию законопроект вновь возвращается на повторное рассмотрение в парламент. Иные полномочия главы государства при президентской форме правления включают в себя следующее: создание и упразднение различных агентств и ведомств, входящих в структуру исполнительной власти, руководство вооруженными силами государства, назначение и отзыв послов, заключение международных договоров, назначение судей Верховного Суда и т. д.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.

Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия характеризуется «двоевластием». Она возникает на стыке двух исторических эпох - феодальной и буржуазной. Этот «переходный» период характеризуется тем, что феодалы уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия, вследствие своей слабости, еще не в состоянии взять всю полноту власти в свои руки.

Признак дуалистической монархии - наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата выражает интересы буржуазии и формируется выборным путем. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что она существует в буржуазном обществе и обязана своим сохранением общественным предрассудкам.

При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.

Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства.

 

23. Форма гос устройства.

. Форма госустройства – территориально-политическая структура страны, т.е. определенное деление государства на части и порядок подчинения этих частей друг с другом и с центральной властью.
Форма госустройства закреплена в конституциях в первых главах, большинство конституций регулирует принципы территориальной организации государства, подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на ее целостность.
Форма госустройства зависит от исторических, экономических, социальных и национальных условий каждой конкретной страны, а также от сложившейся традиции. В конституциях могут закрепляться принципы соотношения центральной и региональной властей, компетенции различных частей государства, соотношение их полномочий, порядок рассмотрения спорных вопросов. В некоторых конституциях нет прямого обозначения формы госустройства, но из их содержания становится ясно к какой из форм можно отнести данную страну.
2. Унитарное государство – единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые полностью подчиняются центральной власти и следовательно государственным суверенитетом не обладают (Франция, Великобритания, Швеция, Испания, Греция). Для унитарных государств характерен ряд отличительных признаков:
1) единая законодательная, исполнительная, судебная власть
2) единая конституция
3) общее для всех законодательство
4) единое гражданство, валюта
Принцип административно-территориального деления:
1) по численности населения
2) по территории
3) вокруг наиболее крупных экономически развитых городов.
Существуют унитарные государства, которые не имеют административно-территориального деления в связи с малой территорией (Монако, Люксембург).
3. Федерация – союзное государство, субъекты которого обладают самоограниченным государственным суверенитетом (РФ, США, Индия).
Существует 2 вида федераций:
1) договорные
2) недоговорные
Договорные федерации – такие союзные государства, которые возникли на основе договора будущих субъектов федерации, к примеру, независимых государств (США, Швейцария, Австралия).
Недоговорные федерации – центральная государственная власть предоставляет значительную самостоятельность административным единицам и те превращаются в субъекты федерации (Пакистан).
Выделяют юридические и фактические признаки федерации.
Главные фактические признаки:
1) объединение союза государств осуществляется по географическому признаку, признаку соседства или общности экономических, торговых и военных интересов
2) право на выход из федерации отсутствует
3) неравенство членов федерации друг с другом
4) территория федерации состоит из территории, входящей в ее состав
Юридические признаки федерации:
1) федерация как государство имеет общую конституцию – федеральную, которой должны соответствовать конституции субъектов федерации и их законодательство
2) федерация имеет законодательную, исполнительную, судебную власть федерального уровня, соответствующие органы власти субъектов федерации
3) наличие федерального гражданства, хотя в некоторых случаях формально признается гражданство субъектов федерации
4) и др. признаки
Компетенции федерации:
• существует исключительная компетенция федерации
• исключительная компетенция субъектов федерации
• совместная компетенция
Исключительная компетенция федерации:
1) вопросы войны и мира, обороны страны
2) иностранные дела
3) вопросы денежного обращения
4) сбор важнейших налогов и пошлин
5) организация федеральных госорганов
6) рассмотрение споров между органами федерации и субъектами, споры между субъектами.
Исключительная компетенция субъектов федерации:
1) вопросы организации местных органов управления и самоуправления
2) проведение выборов
3) охрана общественного порядка
4) охрана и защита окружающей среды
5) принятие местного законодательства
6) вопросы науки, культуры, образования
Совместная компетенция – наличие вопросов, которые могут решаться как федеральной властью, так и субъектами федерации. Приоритет принадлежит федеральному правительству и законодательству.
4. Конфедерация – союз независимых государств, объединенных какими-то общими целями и задачами (экономический союз, военный союз, таможенный союз).
Исторически конфедерация носит временный характер, служит переходной формой. Среди известных конфедераций выделяют королевство Нидерландов.
Формальными признаками конфедерации являются:
1) наличие договоров об образовании союза
2) общие органы управления
3) столица, флаг, герб
4) общая валюта

 

24. Политический (гос) режим.

Политико-правовой режим - совокупность методов и средств осуществления госу­
дарственной власти.

Две разновидности:

1) демократический 2) недемократический

Признаки недемократического:

а) плюрализм;

б) реализация принципа разделения властей;

в) защита личности от произвола, беззакония;

г) демократическая власть учитывает единство интересов большинства и меншенства.

д) демократический правовой режим базируется на правовой основе.
Демократический режим:

а) либеральный - переход от недемократического к демократическому режиму;

б) авторитарный режим - власть одного человека или группы людей (ограничение свобод
граждан, запрещение аппозиционной партии);

в) тоталитарный режим - крайняя форма авторитаризма.

фашистский

полуфашистский

военно-диктаторский

Все они различаются по степени применения насильственных методов и средств осуще­ствления власти, контроля за общественной жизнью населения.

 

25. Понятие и значение механизма гос-ва.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства. 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство. 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения. В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

 

 

 

26. Понятие и признаки органа гос-ва.

Государственный орган – наделенный властными полномочиями элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства.

Государственный орган – структурно обособленное звено государственного механизма, участвующее в осуществлении задач, целей, функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Основные признаки государственного органа:

1) обладает определенной самостоятельностью;

2) образован и действует на основе правовых актов;

3) выполняет задачи и функции, только ему присущие;

4) наделен властными полномочиями;

5) имеет внутреннюю структуру (строение);

6) имеет материальную базу, финансовые средства, источник финансирования;

7) участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы правового воздействия;

8) при необходимости ликвидируется в установленном законом порядке.

 

27. Органы гос-ва и их классификация.

Классификация органов государства:

1) по принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные;

- контрольно-надзорные.

2) по характеру формирования:

- первичные – представительные органы избираются по установленной процедуре;

- производные – создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры).

2) в зависимости от территориальной сферы деятельности:

- высшие – Президент, Парламент, Правительство, Верховный суд;

- центральные – министерства, ведомства;

- местные – советы, муниципалитеты, исполкомы.

3) по форме реализации государственной деятельности:

- представительные;

- исполнительно-распорядительные;

- контрольно-надзорные.

4) по срокам полномочий:

- постоянные;

- временные.

6) по структуре или способу организации:

- простые – не имеют внутреннего подразделения (нотариат);

- сложные – обладают внутренней структурой (министерства, ведомства).

 

 

28. Принципы организации и деятельности органов гос-ва.

Принципы организации и деятельности государственных органов РБ.

Верховенство Конституции.

Разделение властей (ст.6 Конституции).

Централизм проявляется в единстве системе государственных органов, обязательности решения вышестоящий органов для нижестоящих.

Демократизм проявляется прежде всего в органах, которые избираются народом.

Точное законодательное разграничение полномочий.

Законность проявляется: Что все органы и должностные лица действуют в рамках Конституции и законодательных актов (ст.7 Конституции). Они обеспечивают соблюдение не подведомственных им территорий.

Социальная направленность вытекает из ст.1 Конституции.

Приоритет человека, его прав и свобод (ст.2 Конституции).

Гласность означает, что гражданам гарантируется право на получение достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Государственные органы обязаны предоставить гражданину возможность ознакомится с материалами, затрагивающие его законные права и интересы.

Ответственность, подконтрольность и подотчетность.

Принцип профессионализма и права равного доступа к государственной службе (ст.39 Конституции).

Принцип депортизации государственных органов. В государственном аппарате не создаются структуры политических партий, а ряд государственных служащих не могут быть членами политических партий, преследующие политические цели.


29. Основные признаки права, его сущность и типология.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Праву присущи следующие специфические признаки.

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. Однако степень обязательности норм права может быть разной, что зависит от круга их адресатов. Так, норма, устанавливающая налог на доходы физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Сущность права - это глав­ная, внутренняя, относительно устойчивая качественная осно­ва права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

Типология права – это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как:
1) национально-правовая система
2) правовые семьи
Достоинством цивилизационного подхода является то, что выделяют национально-технические, конкретно географические и юридические признаки. Слабой стороной данной типологии является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов. Относительно формационного подхода выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типологии права.
2.Рабовладельческое право рождается вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю рабовладельцев. Характерные черты рабовладельческого права – это открыто закрепленное неравенство людей. Это выражается в том, что рабы рассматриваются не как субъекты, а как объекты права. рабовладельческое право предоставляет рабовладельцу полную и ничем не ограниченную свободу действий. Была разработана сложная система наказания рабов за неповиновение господину. В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господство отца над детьми. Центральное место в рабовладельческом праве занимал институт частной собственности. Охрана частной собственности обеспечивалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Основным памятником рабовладельческого права были законы Ману в индии и закон 12 таблиц в Риме. С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивным: преобладающим источником права был обычай. На более поздних этапах рабовладельческого права оно было систематизировано (римские юристы различали цивильное право, естественное право и т.д. Цивильное право различали на частное и публичное).
3.Феодальное право значительно отличается от рабовладельческого характерным для него принципом формального неравенства. Всеобщности равных прав и обязанностей не существует. Феодальное право – правовая привилегия. Оно носило местный (партикулярный) характер. Классовая сущность феодального права заключается в защите интересов феодального землевладельца и личности феодала, и в закреплении крепостной зависимости крестьян. Феодальному праву не присущи деление на частное и публичное. Во многом феодальное право носило религиозный характер. Церковь, как крупнейший земельный собственник, не зависело от светской власти, имела свое право, свой суд и тюрьмы. Церковь – идеологическая сила. Ее догмы лежали в основе мировоззрения и авторитет феодального законодательства подкрепляется религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
4.Буржуазное право возникло в ходе разложения феодального строя и связано с победой новых капиталистических общественных отношений. В основе формирования капиталистических государства и права лежит частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. Право этого периода характеризуется тем, что на первый план выходит экономическое принуждение и сохранение отношений эксплуатации работников, начинает появляться наемный труд и на первых порах своего развития буржуазное государство и право являются компромиссом между старой властью в лице монарха и новым классом – буржуазией. В период возникновения буржуазного права общество переживает качественный скачок в своем развитии. Все это приводит к появлению новых отраслей права, поскольку нормы права предыдущего периода не способны успевать за темпами экономического роста. Буржуазное государство и право являются сложным политическим организмом, который сглаживает противоречия между различными социальными группами, классами общества. Основная роль права – поиск компромисса между государственным воздействием на личность и свободой личности.
5.Социалистическое право характеризуется тем, что на первых этапах своего становления и развития является орудием меньшинства над большинством. Модель социалистического права реально ставит человека с его потребностями в центр всей общественной жизни, освобождая его от государственной зависимости, допускает разнообразие форм собственности, гарантирует реальную справедливость в распределительных отношениях. Эти идеи совпадают с общечеловеческими ценностями. Современные цивилизованные государства – это институт, направленный на организацию нормальной жизни общества, прав и интересов граждан.

 

30 Различные концепции сущности права.

Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.
Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя поразному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.
Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.
Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):
1. нормативное правопонимание;
2. социологическое;
3. нравственное.
Эти концепции и раскрывают сущность права.
С точки зрения нормативного правопонимания право - это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.
Такое правопонимание обладает определенными недостатками:
1. Право понимается очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.
2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.
3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.
4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).
5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.
6. Этот тип правопонимания недемократичен.
7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.
Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.
С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой определяет сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений.
В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).
Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается прежде всего как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.
С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые.
Правовые законы - законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе.
Неправовые законы - акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.
Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.
Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений.
Как следствие - особое внимание у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: