От аутоэротизма до нарциссизма – эго в качестве «объекта либидо»




Герберт Валь

Дидактический материал к клиническим семинарам РПО тематического блока «Психоанализ нарциссизма» (июнь-декабрь 2009 г.)

Понятие нарциссизма

В обиходной речи слово нарциссизм употребляется, как правило, для обозначения таких отрицательных качеств, как эгоцентризм, пре­тензия на значительность и заносчивость. С точки зрения философской морали, нарциссизм представляется болезненной самовлюбленностью. Привычное психологическое содержание, которым наполняют понятие нарциссизма, не имеет никакого отношения к современному психоанали­зу. Любая попытка точного определения терпит фиаско из-за многознач­ности термина, изначально закрепленного за тем или иным понятием, а также из-за многообразия теорий и концепций, которые появились еще во времена Фрейда и продолжают множиться поныне (в частности, концепции Абрахама, Ференчи, Сандгера и Ранка). В данном случае речь идет скорее о различных аспектах того сложного комплекса явлений, которые связаны с особым отношением человека к самому себе.

Тема самовлюбленности, впервые раскрытая в греческом мифе о прекрасном юноше Нарциссе, который утопился из-за неутолимой любви к своему недосягаемому зеркальному отражению, бесконечно обыгрывается в западном искусстве. Неоднозначное восприятие этого сюжета, унаследованного в современной культурой, равно как и метания между категоричным порицанием и преувеличенным восхищением наложили свой отпечаток на научный подход психоанализа к проблеме возникновения, существования, структуры и развития нарциссизма.

Терапевтический подход к лечению расстройства самовосприятия рассчитан прежде всего на восстановление «нормального нарциссизма». Однако по иронии судьбы, переоценка этого понятия дается нелегко, и это объясняется двумя обстоятельствами. Унаследовав от психиатрии термин «нарциссизм», который традиционно используется для описания сексуальной перверсии, молодой психоанализ получил в придачу целый букет значений, приобретенных этим словом в процессе исторического и культурного развития. Кроме того, термин нарциссизм применялся с целью указания на то, что в основе весьма различных нормальных и патологических феноменов, начиная со спаи влюбленности и заканчивая психозом, лежит процесс катексиса, связанный с «нарциссическим либидо». Таким образом, между экономической концепцией влечений и понятиями, наполненными эмоциональным содержанием, в частности чувством собственного достоинства, уважением и любовью к самому себе, был поставлен знак равенства, и аморальность «импульсивного эгоистического» нарциссизма автоматически стала ассоциироваться с отношением челове­ка к самому себе. Вопрос о том, позволило ли принятое в рамках психоло­гии самости решение отказаться от термина нарциссизм, «очистить» это понятие от посторонних наслоений, остается открытым. Дня того чтобы вникнуть в сущность нынешней дискуссии, необходимо получить представление о том, какие знаменательные полустанки и развилки попадались на пути формирования психоаналитических теорий нарциссизма.

Нарциссизм — миф в метапсихологическом облачении

От аутоэротизма до нарциссизма – эго в качестве «объекта либидо»

Еще до появления программной работы «Введение в нарциссизм» (Freud, 1914c) Фрейд полагал, что, с точки зрения психогенеза, гомосексуальность представляет собой специфический выбор сексуального объекта в соответствии с «нарциссическим типом», иными словами, но принципу сходства с собственной личностью. Впоследствии он писал о нарциссической фазе, которая представляет собой нормальную промежуточную стадию развития между периодами «первоначального аутоэротизма», связанного с сексуальными влечениями, и любви к объекту. Поначалу индивид испытывает любовь к своему телу, к себе или иным объектам, «подобным» ему. Таким образом, самовлюбленность мыслилась как подготовительная стадия зрелой любви к объекту, с наступлением которой нарциссизм сменяется отношениями, лишенными эгоизма. Ныне этот роковой постулат подвергается сомнению с точки зрения теории, клинической практики и психологии развития.

В работе «Тотем и табу» (Freud, Totem und Tabu, 1912—1913) Фрейд высказал мнение о том, что анимизм и вера первобытных народов, детей и невротиков в сверхестественное объясняется «всесесилием мыслей», связанных с нарциссической «промежуточной стадией». Вместе с тем он утверждал, что такая «нарциссическая конституция», при которой сексуальные влечения сосредоточены на развившемся к этому времени это, уже никогда не исчезнет – даже при условии обнаружения внешнего объекта либидо!

В отличие от К.Г. Юнга, Фрейд разработал «концепцию первоначального сосредоточения либидо на эго» и проиллюстрировал подобный «первичный нарциссизм» с помощью широко известной метафоры: энергия первичного нарциссизма направляется на объекты подобно псевдоподиям (ложноножкам) кровяных телец и притягивается обратно (вторичный нарциссизм). Либидо эго и либидо объекта – любовь к себе и любовь к объекту – существуют в условиях жесткой конкуренции: «Чем выше спрос на одно, тем беднее другое» (Freud, 1914c, S. 140f).

С точки зрения экономии либидо, это обстоятельство, по всей видимости, и решает судьбу самовлюбленности; если рассматривать ее сквозь призму принципа реальности, то она превращается в откровенный эгоизм, который чреват патологической неспособностью любить другого человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: