Внутренняя структура группы.




Взаимоотношения в туристской группе.

Морально-волевая и психологическая подготовка. Часть1

Группа:

“Психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга” (Дикарс). Можно проще: “Группа – это люди объединенные реальными отношениями” (Литвак)

Несколько типичных черт, присущих группам:

  1. Взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует.
  2. Определённость ролей, которые используют отдельные индивиды.
  3. Обособленность лидеров, влияющих на остальных.
  4. Общность целей, деятельности и организации.
  5. Наличие у членов группы чувства “мы”, единства группы. (очень важный субъективный фактор)
  6. Сплоченность.
  7. Определённая локализация в пространстве и времени.

Цели. Казалось бы тут всё очевидно: наша цель – сходить в поход, получить в нём разнообразные впечатления и благополучно из него вернуться. Однако, отправляясь в поход, каждый преследует разнообразные цели, например:

  1. Спортивные (зайти на определённую вершину, пройти препятствие определённой сложности). Причем здесь выделяется 2 пути:


а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,
б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.

  1. Преодоление себя, самоутверждение. Причем сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.
  2. Общение.
  3. “За компанию” (особенно типично для первых походов).
  4. Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.
  5. Найти супруга/супругу.
  6. Отдых, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.
  7. Экзотические, например созерцание, занятие разными духовными практиками.

Для большинства же тех, кто ходит давно, это становится стилем жизни, внутренней потребностью.

Роли

Первая и главная – роль лидера группы. Наличие этой роли говорит о том, что перед нами определённо группа. Для успеха путешествия важно, кому достанется эта роль. Оптимальный и достаточно частый вариант – руководитель группы или инструктор в роли лидера. Но это бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко осложняет ситуацию в группе и может привести к конфликту. Какие бывают лидеры: Авторитарный, демократический. Авторитарный: резко доминирует над всеми членами группы, уверен в себе, пользуется непререкаемым авторитетом. Его почитают, им восхищаются, иногда боятся. Нередко не считается с чужим мнением и даже не интересуется им. Всё это возможно в определённых пределах, пока это идёт на пользу группе. Демократический лидер: не выдаёт готовых решений, не подавляет чужую инициативу, делает всех соучастниками решений, терпим к недостаткам товарищей. Обычно группам по душе именно демократический лидер. Однако, бывают ситуации, когда авторитарный метод руководства оказывается более действенным: например, в критической обстановке, когда от решительности руководителя зависят жизнь и здоровье участников, когда нет времени для размышлений и дебатов, может потребоваться полная вера и абсолютное подчинение. Демократический же лидер может не обладать таким высоким личным авторитетом. Демократическое лидерство наиболее эффективно при высоком уровне развития группы. Так что оптимальный вариант – сочетание обоих типов лидерства в зависимости от конкретных условий. Кроме постоянного лидера в группе может выдвигаться ситуативный лидер – лидер, выдвигаемый на время в той или иной ситуации: при обработке маршрута (причем разные лидеры могут быть на скальных, снежных, ледовых маршрутах) или при общении с местным населением, лидер досуга или лидер при проведении бивуачных работ.

Почти в каждой группе выделяется несколько “энтузиастов”, добровольно и с удовольствием принимающихся за любое дело. Положительная роль “энтузиастов” очевидна, однако своей активностью они нередко душат инициативу остальных, затрудняя рост квалификации менее опытных. Кроме того на фоне неумелых действий малоопытных участников у энтузиастов может развиться самолюбование, чувство превосходства над другими, и, следовательно, привести к нездоровой обстановке в группе.

“Старейшина” – наиболее авторитетный и независимый член группы. Может совпадать с лидером или с “энтузиастом”. Если “старейшин” в группе двое и более, а позиции их не совпадают, их авторитет резко падает, может возникнуть конфликт, раскол группы.

“Шут” – своими действиями создаёт веселье, выступающий объектом для шуток и чужого остроумия. И “остряк”, добывающий смех с помощью собственного остроумия и острословия. Предпочитает шутить по поводу ситуаций или над другими участниками.

Основную массу группы составляют “потребители”. Своими реакциями, признанием, они доставляют удовлетворение лидеру, энтузиасту, шуту. Поддерживают наметившееся распределение ролей.

В группе могут оказаться так называемые “самоопределяющиеся”, в своём поведении руководствующиеся только собственными интересами и не считающиеся с чужим мнением. От них следует отличать людей, нарушающих нормы поведения с целью обратить на себя внимание, произвести впечатление, как правило перед лицом противоположного пола.

В каждом деле всегда кто-то остаётся последним. Хорошо, когда в эту позицию в разных делах попадают разные люди. Но бывает так, что последним по всем статьям оказывается один из туристов. Постоянно отстающий, слабый технически и физически, нередко он становится объектом насмешек. Незавидность этой роли очевидна, однако, если в группе четко определился последний, это резко улучшает позиции предпоследнего и близких к нему участников. Они обретают внутреннюю уверенность, спокойствие. Бывает, что “последний” способствует сплочению группы: людей объединяет общая реакция на его действия – будь то осмеяние или желание помочь ему.

Еще одна, очень важная роль – “дезорг” (дезорганизатор, противник). Авторитетный турист, который имеет свою точку зрения и активно её защищает. В результате какая-то часть группы начинает действовать и думать как он. Может посеять недоверие к руководителю, доказывая, что группа идёт не туда, может предпринять какой-нибудь манёвр, противоречащий указаниям руководителя. Отличается от “самоопределяющегося” тем, что он прежде всего заботится об интересах всей группы (как он их понимает), а не о собственных. Часто в результате его действий возникает угроза единству действий в группе. Однако, если он и его сторонники не принимают самовольных действий, а лишь ратует за свои предложения, их нельзя оценивать отрицательно. При соблюдении дисциплины они могут представлять полезную оппозицию, способствующую установлению истины. В этой роли может закрепиться один из участников, но чаще в разных ситуациях она переходит от одного к другому.

В группах могут встречаться и другие роли:

“Мученик” – взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от неё.

“Моралист” – который всегда прав.

“Любимчик” – пробуждающий нежные чувства и нуждающийся в защите.

“Агрессор”, “защитник”, “нытик”, “педант”, “спасатель”, “жертва” и т. д. Группа всегда стремиться расширить репертуар ролей.

Формирование Туристской группы:

А) Группа подбирается под маршрут. Например, вы задумали сплав 5 к.с по рекам Жом-Болок, и члены группы должны отвечать некоторым требованиям. Метод хорош, если вы знаете потенциальных участников, и они знают вас. Если сами не пойдут, то помогут найти Васю и Сашу, которые могут и хотят. Такой подбор и подготовка к туристскому походу начинается задолго до старта.

Б) Маршрут подбирается под группу. Например, ваш творческий коллектив или студенческая группа хочет отдохнуть на природе. И Вы думаете, какой маршрут им по силам. В этом случае ориентируются на цели, вероятен значительный отсев.

 

Любая группа, как живой организм проходит несколько стадий своего развития. Первая стадия – это ассоциация – такой уровень развития при котором определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится довольно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, группа становится кооперацией. Итак, ассоциация превратилась в кооперацию и приступила к выполнению своих задач, и тут начинается групповой процесс: интриги между неформальными группами, конфликты между отдельными членами. Меняется состав групп и группировок, начинаются агитация и пропаганда. Между группами происходит борьба за “место под солнцем”. Всё это отвлекает от выполнения основных задач. На такой стадии развития группа называется процессуальной. Если этот процесс удаётся свести до минимума, группа может превратиться в коллектив. Определение этого понятия таково: “Коллектив – это такой уровень развития группы, при котором её член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес” (Литвак). Чем отличается коллектив от кооперации:1) В трудные времена кооперация распадается, а коллектив сплачивается, 2) В кооперации не возникают дружеские эмоциональные связи, 3) Существенным признаком кооперации является групповой эгоизм, 4) Коллектив же – открытая система, попасть в него легко, положение в коллективе определяется личной компетентностью, если она отсутствует, то не помогут ни знакомства, ни заслуги. Если предстоит серьёзный поход – есть смысл стремиться к превращению группы в коллектив, (задача эта нелёгкая).

 

Внутренняя структура группы.

Группа состоит из лидера, малых групп и одиночек.

Что такое малая группа? Процесс образования малых групп - это вполне естественно и нормально. Суть его в том, что между людьми, имеющими сходные ожидания устанавливается взаимопонимание, симпатия. Образуются группки по 2 – 3 человека. Ещё выразительнее этот процесс пойдет в походе, когда этому будет способствовать территориальное или функциональное объединение: палатка, связка, банка консервов, выдаваемая на перекус, увлечения (нудисты, преферансисты, курильщики), специальность (весьма часто возникающая малая группа – программисты). Возникновение большого числа малых групп способствует хорошему психологическому климату в группе., особенно если каждый входит в состав не одной, а нескольких групп (с одним я дежурю, с другими – иду в связке, с кем-то обсуждаю политические проблемы, с кем-то – пою песни и т. д.) и если микрогруппы сотрудничают друг с другом. Нередко в таких группах выдвигаются свои лидеры, в них возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции (разделение обязанностей при установке палатки, ежевечерний ритуал укладывания, вечерняя колыбельная или революционные песни на марше, бутылка с водой, совместная сигарета перед сном, отдельные слова, имеющие смысл только для этой группы, выбрасывание вещей из палатки при их несвоевременном сборе, запрещение вносить рюкзак, подшучивание и т.д.). Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм. Степень значимости групп для их членов может быть разной. Группа, мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить, называется референтной (или эталонной). Признание у окружающих – обязательное условие группового благополучия. Но при образовании малых групп может возникнуть и определённая опасность. Проиходит это в том случае, если такая группа становится в оппозицию руководству или другим группам, противопоставляя свои интересы “чужим”. Это – так называемая “отрицательная микрогруппа”, если же она ещё и выдвигает сильного постоянного антилидера, благополучное существование всей группы оказывается под угрозой. Поэтому нередко, чтобы избежать подобных вещей во многих туристских школах практикуют следующие вещи: пришедшие готовые группы разбивают по разным отделениям, нередко так же поступают с супругами, поскольку семья, несомненно, также является “малой группой” (точка зрения одного из руководителей, с которым я ходила: “Не люблю ходить с супругами, они всегда тащат за собой из дома груз нерешенных проблем и пытаются решать их за счет окружающих”). Вопрос спорный, но поскольку существует и такая практика, имейте это в виду…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: