КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРКОВ И УСАДЕБ




ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПАРКОСТРОЕНИЯ И СОЗДАНИЯ УСАДЕБ

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫСОЗДАНИЯ ПАРКОВ И УСАДЕБ

Паркостроение — наиболее концентрированный и организованный вид ландшафтного искусства, одна из основных задач которого заключается в формировании здоровой и эстетической среды для полноценной жизни человека.

Заметим, что приемы и содержание паркостроения в основном схожи с действиями, которые осуществляются при озеленении любых других территорий. Все они должны быть направлены, во-первых, на обеспечение благоприятных условий для произрастания растений, во-вторых, на формирование комфортной и эстетической среды для человека (должны быть учтены такие ее параметры, как освещенность, температура воздуха, влажность и чистота его, защита от ветра).

В этом плане направленность приемов будет различаться в северных и южных районах страны: на севере важно создавать больше открытых пространств, освещенных солнцем, с уменьшением влажности и защитой от прохладных ветров; на юге желательны затемнение для обеспечения прохлады, дополнительное увлажнение и также защита от иссушающих ветров.

Важно подчеркнуть специфику особого материала, с которым имеет дело специалист в области ландшафтного искусства. Это природа, представленная конкретными компонентами ландшафта: климатом, землей-территорией (с рельефом и почвой), водным режимом и растительностью.

Суть действий специалиста заключается в том, чтобы связать все эти компоненты в оптимальном сочетании на экологической основе, по законам красоты. Масштаб таких действий может варьироваться от нескольких десятков и сотен квадратных метров (территория усадьбы) до нескольких десятков и сотен гектаров (территория парка).

Специалист по паркостроепию начинает свою работу на конкретном природном объекте — ландшафте и, создавая парк, формирует в нем пейзажи и виды. В паркостроении эти три территориальные единицы различаются следующим образом: — ландшафт — определенным образом выделенная (по основным, характерным признакам) отдельная и сходная территория (различают ландшафты холмистой местности, плато, низины, лесной, луговой, болотной местности и т. д.);

пейзаж — ограниченное пространство (часть ландшафта), воспринимаемое с определенной точки;

вид — часть пейзажа с определенными отличительными особенностями: вид на рощу, холм, газон, отдельное дерево, изгиб реки, пруд и т. д.

Создание парка — это организация объемно-пространственной структуры территории. Данная структура включает в себя две пространственные категории: плоскость (поверхность земли на различных элементах рельефа) и объем (насаждения и сооружения).

Плоскость и объем вместе и составляют пространство. В процессе разработки проекта и создания парка необходимо оценить и благоустроить территорию: сначала подготовить

плоскость (на экологической базе) и затем сформировать планируемый объем. В этом заключается суть всех действий по выполнению главной задачи. Создание благоприятной среды для отдыха предполагает сложный процесс комплексного решения биолого-эко-логических, функциональных pi эстетических задач.

В набор последовательных действий и решений входят следующие мероприятия:

- оценка пространства (составление первичных карт местности);

- работы по окультуриванию и освоению территории (очистка и планировка поверхности, регулирование водпо-воздушного и питательного режимов почвы, ее обработка); — составление и реализация проекта создания парка (насаждения, дорожки, водные объекты, сооружения и скульптура).

Вся деятельность специалиста по закладке парка направлена главным образом на создание разнообразных насаждений. Растения и растительность незаменимы как в парках, так и при любом другом озеленении. Водные пространства, строения и скульптура лишь дополняют основную роль и влияние растений.

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ, ПЛАНЫИ СХЕМЫПРИ ОСВОЕНИИ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ПАРКОВ И УСАДЕБ

При освоении территории требуется проведение разнообразных и многочисленных, но всегда конкретных работ, поэтому приходится составлять довольно объемную проектную документацию на их проведение. После создания упомянутых выше карт для оценки условий и характеристики участка составляется архитектурно-проектное задание (АПЗ). В данном документе учитываются цели создания парка (усадьбы) и пожелания заказчика (в этом качестве может выступать город, учреждение или частное лицо): необходимые посадки с включением в них редких, экзотических растений (экзотов), площадки, постройки. После этого разрабатываются несколько вариантов проекта (или эскизов) планировки участка, из которых заказчик выбирает наиболее желательный. Выбранный вариант утверждается и принимается к дальнейшей разработке (рис. 10).

Для осуществления проекта создается ряд планов и схем: генеральный план, схема дренажа, топографическая схема, схема вертикальной планировки, дендрологический план (дендроплан), посадочная и разбивочная схемы, схема электроосвещения. На генеральном плане показывают общий вид территории парка. Подходы к составлению генерального плана будут показаны ниже. Схема дренажа составляется при необходимости осушения. На топографической схеме отображается рельеф местности. На схеме вертикальной планировки указываются места и площади, которые необходимо выровнять (засыпать или срыть), высота или глубина неровностей и объемы почвенных материалов, необходимых для осуществления соответствующих работ; в случае

отсутствия плодородного слоя почвы или недостаточной его мощности рассчитывается объем почвы, который требуется и который надо завезти.

На дендрологическом плане указываются породы декоративных деревьев и кустарников и общее их количество для посадок (иногда эти данные называют «экспликацией растений».

На посадочную схему выносятся все посадочные места (то есть ямы для посадки деревьев и кустарников), указываются размеры ям, а также объемы почвы и разных видов компостов для наполнения всех намеченных посадочных мест.

На разбивочной схеме определяются (с привязкой к местности) все дорожки (аллеи), площадки-перекрестки, места для игр, отдыха, постройки.

На схеме электроосвещения указываются места установки фонарей, их общее количество, типы (высокие, низкие, на уровне поверхности почвы и т. д.), характеризуется освещение площадок, строений, деревьев и кустарников.

В итоге составляется сметная ведомость всех работ по освоению территории и проведению посадок.

Кроме того, среди документации на создание парка (усадьбы) может быть пояснительная записка с обоснованием выбора тех или иных пород деревьев и кустарников для данной местности, указанием времени и продолжительности их цветения, описанием декоративности их крон, листьев, цветов в разные сезоны года и т. п.

Составляется и баланс площадей, в котором показывается, какую долю и площадь на всей территории занимают отдельные части парка (усадьбы): посадки деревьев, кустарника, цветники, газоны, дорожки и различные сооружения. Здесь же представляются потребности в семенах для создания газонов, в материалах для устройства дорожек, поребриков, площадок и др.

После заключения договора на ландшафтные работы их начинают осуществлять на основании проекта и планов к нему. С помощью нивелиров проводят вертикальную разбивку, показывая места для засыпки или срезания и выравнивания; разбивают территорию и на плане, размечая места дорожек, водоемов, строений. Очищают территорию от пней, камней, копают ямы под посадку деревьев и кустарника, определяют высоту газона относительно дорожек и общего уровня участка, после чего проводят посадки деревьев, кустарника.

Одновременно завозятся материалы для строительства намеченных сооружений, спортивных площадок и осуществляется такое строительство.

Подчеркнем, что, так как основная, фоновая площадь отводится в большинстве проектов под газоны, создание их посевом семян специальных газонных растений (видов и сортов), а также высадка цветочных растений осуществляются после завершения всех перечисленных выше работ и прекращения проезда транспорта с материалами.

Семена газонных растений высеваются на окончательно и тщательно подготовленную площадь, и этим завершается выполнение проекта создания парка (усадьбы).

Итак, мы достаточно подробно познакомились со всем кругом основных вопросов и с этапами создания парков и усадеб. Логично теперь перейти к рассмотрению основ проектирования и конкретных элементов, которые наполняют проекты. Особое внимание будет уделено важнейшему из таких элементов — разнообразным типам растительности, являющимся основой эстетического и декоративного фона парков и усадеб.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСНОВЫПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРКОВ И УСАДЕБ

Начнем с повторения цели создания парков и усадеб: приблизить природу к людям, приумножить ев красоты в спланированном, благоустроенном виде и сохранить облагороженную таким образом природу. Кратко и концентрированно содержание трех основных этапов проектирования и создания парков и усадеб можно выразить так: — первый этап — композиционный замысел и общая схема; — второй этап — составные части и определенное их сочетание; — третий этап — технологии выполнения работ: нормативы, сроки и очередность.

Итак, специалист в области паркового искусства реализует свои творческие возможности, и под его руководством проводятся все намеченные работы на базе основных составляющих элементов ландшафта: климата, рельефа, почвы, водных источников и растительности.

В самом начале проектирования выделяется участок с ландшафтом, характеризующимся определенными природными условиями — ландшафтно-планировочный район. Ядром его должен стать создаваемый садово-парковый ландшафт. Он состоит из различных элементов или объектов, которые следует формировать и объединять по законам композиции, то есть надо располагать все части парка (усадьбы) — природные элементы и искусственные формы — в определенной системе, связанной общим замыслом и назначением парка. Этот общий замысел всегда четко и ясно представлял себе Петр 1.

Отражает творческий замысел «строгий геометрический чертеж, без которого невозможна композиция», как писал Максимилиан Волошин. Создание такого оригинального и сложного произведения искусства как парк, требует разделения композиции на планировочную и объемную.

Планировочная композиция — двухмерное планирование на плоскости, то есть на поверхности земли с различными элементами рельефа. Объемная композиция — создание парковых пейзажей из объемных элементов, наблюдаемых из одной точки (стоящим зрителем) или при движении, поэтому такая композиция выполняется в трех или четырех измерениях.

При этом создается объемно-выраженный рельеф из различных сооружений и насаждений (деревьев, кустарников, газонных трав, цветов).

Формируя объемную композицию, намечают визуальные связи, то есть выбирают и планируют виды и фиксируют видовые точки. Интересные виды создаются или сохраняются на данной местности, а нежелательные — устраняются или изолируются. Так, в парковые ландшафты включают геологические обнажения горных пород, скалы, камни и каменные россыпи и нагромождения.

Вода — важнейший компонент ландшафта в природе и в парке. Водные ресурсы являются определяющими в формировании планировочной структуры территории. Яркий пример: река Славянка и создание вдоль нее прекрасного Павловского парка; не менее смелый и уникальный пример — использование побережья Финского залива и его водной глади как фона Петергофских парков. Поэтому реки, ручьи, цепи прудов, каналы — все это должно использоваться при проектировании как композиционные оси парка или его частей (районов). Более компактные по форме водные объекты служат композиционными центрами и узлами: это бассейны, фонтаны, водопады, ключи.

Парковое пространство состоит из системы аллей, водоемов, растительности, сооружений и архитектурных форм, объединенных планировочной и объемной композициями.

Собственно проектирование начинается с выбора композиционного центра, оси и схемы, с учетом рельефа и других природных условий, куда, как выше отмечено, входят и водоемы. Далее планируется расположение аллей, площадок, полян и вокруг них — посадок, различных по форме, масштабам и типам растительных объектов. Кроме того, выбираются и размечаются в разных местах парка архитектурные сооружения и скульптура. При этом обязательно учитывается солнечное освещение различных мест территории (свет — тень) в разное время суток, с утра до вечера, в разные сезоны года, то есть положение участка по отношению к сторонам света (север — юг, восток — запад).

Организация всей структуры парка является сложным творческим процессом. Нужно решить целый комплекс биолого-экологических, функциональных и эстетических задач. В результате должна быть создана полноценная среда для отдыха людей на природе. Построение пространства парка осуществляется через достижение противоречивого единства двух основных моментов проектирования. Первый момент — ограничение, выделение частей парка, второй — создание единого целого. Поэтому для создания паркового пространства

необходимо использовать различные приемы организации объемных растительных и искусственных форм.

В основе проектирования лежат три теоретические категории: пропорция, симметрия и перспектива.

Теория проектирования парков включает несколько классических понятий. Одним из основных является пропорционирование — решение задачи выбора соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, то есть построение определенных композиций. Понятие пропорции пришло в садово-нарковое искусство из архитектуры. Слово это в переводе с латинского означает «соотношение, соразмерность». Пропорция — одно из проявлений гармонии.

Практически используют два вида пропорционирования: модульную систему и золотое сечение.

В модульной системе пропорций за основу принимается определенная исходная величина — модуль (в переводе с латинского — «мера»), например, в соотношениях 1:2,1:3,1:4ит.д.1— это модуль.

Золотое сечение с древности считается идеальной, наиболее гармоничной пропорцией. Оно получается при делении отрезка на две части таким образом, что длина всего отрезка так относится к большей его части, как эта большая часть относится к меньшей части. Подобные соотношения строятся на основе так называемых чисел Фибоначчи (каждое следующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,..). Такие числа и дают последовательный ряд отношений: 1:2,2:3,3:5,5:8,8:13,..

Соотношения, начиная с 3: 5, выражают золотое сечение. Соотношения из пар последующих цифр этого ряда выражают золотое сечение со все большей точностью. Любой объем или плоскость, части которых соотносятся по правилу золотого сечения, выглядят строго пропорционально и производят благоприятное впечатление.

Золотое сечение используют при создании цветников, партеров (газонов и водных пространств), пейзажных картин.

Таким образом, как модульная система пропорций, так и золотое сечение применяются при проектировании парков и усадеб лишь в определенных, особенно заметных и центральных частях общей территории: на площадях перед дворцами, особняками, при устройстве газонов, цветников, водных бассейнов, спортивных площадок. Остальная площадь (в стороне и по краям

общей территории) планируется в менее строгой манере в смысле соотношения сторон.

Пример: размеры футбольного поля согласно международным стандартам равны 105 х 70м. Читателям предлагается определить, насколько пропорционально футбольное поле: соответствует его форма модульной системе или золотому сечению.

Следующие важные понятия в проектировании: симметрия и асимметрия. Симметрия — это строго закономерное расположение одинаковых форм или фигур (деревьев, цветников и др.) по отношению к оси или плоскости; на основе симметрии планируются регулярные парки. Асимметрия — это неровные по величине формы, расположенные свободно, но в определенной композиции; асимметрия используется при планировании пейзажных парков.

Из основных теоретических понятий, используемых в практике проектирования, упомянем еще перспективу — зрительное восприятие изменения предметов по мере удаления от них наблюдателя. Перспектива бывает линейной и воздушной. Линейная перспектива — это зрительное уменьшение величины и формы предметов. Воздушная перспектива — изменение яркости, четкости и цвета предметов по мере удаления от точки наблюдения. Перспектива учитывается при разработке различных видов в парке.

Планировочная композиция должна быть ясной и четкой, поэтому строится она из простых композиционных схем (рис. II): замкнутой, лучевой, осевой, кольцевой или звездной', композиционные схемы могут быть и комплексными, то есть сочетающими две, а иногда и три простые схемы: — осевая + лучевая; — осевая + звездная; — осевая + лучевая + кольцевая.

Составные части композиционных схем представляют собой оычно основные аллеи, а иногда — каналы, каскады или системы прудов, озер.

Выбор и разработка композиционных схем должны вестись обязательно с учетом доминирующих строений в парке (дворцов, крепостей, спортивных площадок) и природных условий, особенно элементов рельефа и водных пространств (рек, прудов, озер и т.д.). В соответствии со всеми такими особенностями должна быть выбрана конкретная композиционная схема.

Понятно, что при планировании парка или усадьбы с использованием как симметрии, так и асимметрии необходимо руководствоваться

элементарным здравым смыслом и логикой, мерой и вкусом. Например, не стоит располагать сверхупрощенно все виды посадок: деревья и кустарник — с одной стороны главной оси композиции (основной аллеи), а все газоны и цветники — с другой. Напротив, составные элементы растительности, формирующие парк (отдельные деревья, их группы, массивы и рощи, куртины кустарника, газоны и цветники), необходимо спроектировать по всему парку или усадьбе (симметрично или асимметрично), с обеих сторон аллей, дорожек, перемежая и сочетая такие посадки с элементами рельефа, привязывая их к основным зданиям и вспомогательным строениям, функциональным площадкам и участкам, а также к границам парка или усадьбы. В разных местах при этом создают участки парка, ограниченные конкретными элементами рельефа; на разных участках можно создавать садики различных стилей, например уголок японского садика и др.

АЛЛЕИ И ДОРОЖКИ

Выбранные схемы композиции реализуются формированием системы парковых аллей (дорог) и дорожек. Они имеют большое значение, так как ландшафт парка воспринимается в основном начиная с них. Так что это — основа, простая и обязательная при разработке проекта.

Аллеи и дорожки могут быть двух видов: геометрическими — прямолинейными, четко, под определенными углами меняющими направления, или живописными — свободными, мягкими, меняющими свои направления постепенными изгибами.

Первый вид аллей характерен для регулярных парков — он и определяет этот стиль; второй вид аллей типичен для пейзажных парков.

Дорожки и аллеи связывают зоны (районы) парка. Они могут пересекаться под разными углами, расходиться лучами, сходиться на полянах и т. д.

Среди всех аллей выделяется главная аллея которая связывает все зоны и дорожки. Поэтому она должна иметь наибольшую ширину — не менее 10 м (это норматив для парков; в частных усадьбах аллеи значительно уже: центральные шириной 1-3 м, а боковые, второстепенные — менее 1 м). Но на основной площади парка или усадьбы следует осуществить регулярный или пейзажный стили..

Художественность и рациональность парковых аллей обеспечивается при их проектировании с ориентированием на ряд правил: — начертание в плане, изгибы и повороты должны соответствовать характеру рельефа;

— развилки не должны образовывать острых углов газонов; — по ширине аллеи и дорожки должны быть одинаковыми на всем своем протяжении; расширения допустимы в виде площадок определенной формы;

— густота системы аллей и дорожек в парке должна быть минимальной;

— покрытие аллей и дорожек должно быть ровным, спланированным, прочным и декоративным.

Аллеи могут иметь разнообразное внутреннее строение: однорядные — простые, в несколько рядов — сложные, различной ширины (более узкие или широкие); с разным расположением посадок вдоль них и по вертикали (1, 2, 3 яруса); с разными породами деревьев и кустарников. В этом плане возможно и допустимо большое разнообразие аллей; несколько примеров приведены на рис. 12.

Деревья в аллеях сажают по-разному: сравнительно редко в рядах, через 8-12м — такие аллеи называют открытыми или полуоткрытыми', в других случаях делают более тесные посадки, через 2, 3 или 5 м, — получаются аллеи закрытого типа. В группах деревья

также можно сажать плотно или рыхло, с оставлением небольших полян-лужаек между ними. Посадка по нескольку деревьев в одну яму называется букетной. Все перечисленные виды посадок встречаются на разных аллеях.

Аллеи обсаживаются самыми различными породами и видами декоративных деревьев и кустарников. Среди них чаще используют следующие: дубы, клены, липы, платаны, вязы, ивы, ели, лиственницы, пихты, березы', сирень, боярышник, бересклет, сведу, кизильник черноплодный, барбарис обыкновенный и др. Видовые названия большинства пород деревьев здесь нс упомянуты, так как каждая из них включает несколько видов (например, дуб — около десяти разных видов), многие из которых декоративны и используются при создании аллей.

Деревья и кустарники в аллеях подстригают и формируют их кроны, но во многих случаях оставляют в естественном состоянии. Это не значит, что за ними не нужен уход: следует их разреживать, удалять сломанные ветви, срезать торчащие опасные сучки и т. д. -- При различном расположении деревьев в аллеях, тем более при использовании разных пород, обеспечивается и разная степень освещенности аллей, различные их внешний вид и цветовая гамма листьев и крон.

В пейзажных парках аллеи могут обсаживаться не сплошными посадками, а единичными деревьями и кустарником или группами деревьев, расположенными через разные интервалы — в отдельных местах на протяжении аллеи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: