История развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогике




 

Идея об использовании технологий в учебном процессе возникла на начале XX века. Само понятие педагогической технологии было осмысленно и осознано такими учеными как Беспалько В.П., Ильина Т.А., Фрадкин Ф.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и др., а так же общественностью настолько, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ей определение: "это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.Сегодняшнее понимание педагогической технологии, основывается на том, что она представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления и является разновидностью процесса обучения.

Анализ, проведенный исследователями предполагает, что педагогическое явление, которое обозначается сегодня термином "педагогическая технология" выступало предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Как утверждают ученые, ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему.

Еще Демокрит (460-371 до н.э.) замечал, что лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. Марк Фабий Квинтиллиан (ок.35-ок.96) писал: "Учение должно быть для него (ученика) забавою…".

В современной трактовке, суждения античных авторов звучат так: оба говорят об отношении ребенка в процессе его воспитания и образования, причем Квинтиллиан указывает на обязательность переживания детьми успеха своей деятельности как важнейшего фактора, стимулирующего дальнейшее личностное развитие. При этом формы воздействия отбираются в соответствии со стремлением возбудить в ребенке желание совершенствоваться.

Итальянский философ - утопист Т. Кампанелла в своей книге "Город солнца", проводит мысль о ненасилии в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее примером технологического обустройства предметно-пространственного окружения.Французский гуманист М. Монтень (1533-1592) замечает: "Желательно, чтобы он не только мог увлекать своим рассказом, но и слушал своего ученика". Высочайшего уровня технологического обобщения он достигает при описании "общения с другими", выделив в рекомендации следующее:

)не выставлять себя на показ;

)воздерживаться в расходовании знаний;

)избегать заносчивости и др.

Принимая тезис о том, что основу обучения должно составлять "искусное распределение времени, предметов и метода", Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе поточной системы производства, которая сохраняет доминирующее положение и в современном обществе (Коменский Я.А. "Великая дидактика").

Становления педагогической технологии в отечественной педагогике рассматривалось как сущность проводимого исследования, посвященного изменению педагогических технологий на рубеже XX-XXI веков. Основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский (1824-1870), в разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают человеческую природу, т.е. брал за основу антропологический подход к личности. Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т. Шацкий (1878-1934), исследуя влияние среды на воспитанника, расширил понятие педагогической технологии, выявив закономерные результаты ее воздействия, как на отдельную личность, так и на коллектив.

Некоторые исследователи по истории происхождения и становления понятия "педагогическая технология" (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.), доказали, что термин "технология" впервые в отечественной педагогике был использован в 20-е годы ХVIII в.[8].

В 30 годы XX века в педагогической науке и образовательной практике сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся творческими поисками. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалась необязательность этих программ, в связи, с чем открывался простор педагогическому творчеству учителей.[15]. Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалось необязательность этих программ, в связи с этим открывался простор для педагогического творчества.

Осуществляются поиски педагогических технологий опытно-показательными учреждениями (ОПУ), возглавлявшиеся наиболее квалифицированными педагогами - С.Т Шацким, М.М. Пистраком, А.С. Толстовым, Н.И.Поповой и др.

Принципиальная новизна технологии С.Т. Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи, как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру.

В советской школе к концу 1930 года основной технологией школьного обучения становится классно-урочная, где закрепляется роль учителя, постоянный состав учащихся класса, твердое расписание предметных занятий. Была признана целесообразной дифференцированная система оценки знаний учащихся.

В начале XX века в советской школе предпринимались попытки использования зарубежных технологий. Эти попытки нашли свое выражение в форме бригадно-лабораторных методов. Также, в советских образовательных технологиях I половины XX века, прослеживаются некоторые элементы метода проектов, который получил широкое распространение за границей (Фрей К. Проектный метод). Кроме того, в 50-60-ые года XX века в США возникла идея о необходимости использования программированного обучения, с помощью которого можно управлять деятельностью учащихся. Пошаговая организация обучения, высокая степень операциональности, индивидуализация обучения и др. способствовали внедрению некоторых элементов данной системы в советской школе, работающей над совершенствованием собственных педагогических технологий. Особый отклик в технологизации школьного обучения в советское время нашло т.н. каузальное обучение, идеи которого оказались близки отечественным.

Согласно классификации,предложенной Г.К. Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

. Игровые.

. Догматические, репродуктивные.

.Объяснительно-иллюстративные.

.Развивающее обучение.

.Проблемные, поисковые.

.Программированное обучение.

.Диалогические.

.Творческие.

.Саморазвивающее обучение.

.Информационные (компьютерные).

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности. В структуру игры как деятельности, способствующей личности входят этапы:

• целеполагания;

• планирования;

• реализации цели;

• анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

• сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.[20].

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительной эмоционально- окрашенной монотонную скучную деятельность по повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Актуальность игры в настоящее время продолжает повышатся. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами "Угадай-ка", таблицами сотни, "точечками", "часами", термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предметные развивающие игры способствуют развитию интеллекта.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка- чертежа, письменной или устной инструкции. Они знакомят ребенка с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка.[21].

В развивающих играх главная особенность в том, что удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Таким образом, анализ различных концепций и соответствующих им педагогических технологий позволяет выявить общие положения, характерные для педагогики и школы начало XX века: активность ребенка в процессе его жизнедеятельности, связь с окружающей жизнью, и обязательный элемент всех концепций и технологий - трудовая деятельность.

Краткий анализ истории становления педагогической технологии показывает, что каждая технология может возникнуть только благодаря тому, что создаются благоприятные предпосылки для ее роста и развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: