Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 19 глава




На третьем этапе главной задачей становится активация эмоционального, речевого, интеллектуального, личностного развития ребенка, формирование у него социально адекват­ных форм поведения. Врач, постоянно наблюдая за динами­кой состояния ребенка в процессе обучения и психотерапии, гибко корригирует медикаментозное лечение, снимая трево­гу и страхи.

В условиях специальной коррекционной группы необходи­ма связь врача и психолога.

280

Педагог и психолог

Опираясь на данные врача и психолога, педагог ведет соб­ственную работу, определяет конкретные задачи обучения и вырабатывает методику работы.

Педагог ставит перед психологом конкретные задачи по кор­рекции поведения ребенка. Особые трудности поведения и ин­теллектуальной деятельности детей, выявляемые на учебном занятии, становятся предметом специальной работы психоло­га. В этом случае психологическая коррекция, аналогично ме­дикаментозной терапии, становится средством устранения ра-сторможенности, уменьшения проявлений агрессии и страхов, методом профилактики.

На каждом этапе совместной работы психолог и педагог, об­следуя ребенка, оценивают динамику его развития в процессе коррекции. Необходимо подчеркнуть, что ребенку дошкольного возраста именно педагог в процессе обучения дает наиболее сложные образцы взаимодействия с взрослыми. Его требования и запреты представляются ребенку непреложными. Игры, в которых педагог ищет первый контакт с ребенком, представля­ются ему как «занятия ».

Взаимодействия с психологом носят более свободный харак­тер и дают возможность большему самовыражению ребенка. Психолог может участвовать и в самих педагогических заняти­ях в роли соученика.

Каждый специалист использует достижения другого для обо­гащения содержания собственных занятий и форм контакта с ребенком.

Родители и специалисты

Установление контакта специалистов с родителями начина­ется с обсуждения особенностей психического развития и соци­ализации ребенка. Определяется уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в се­мье.

Врач объясняет, что определенная часть нарушений поведе­ния ребенка носит защитный характер и частично связана с не­доучетом окружающими особенностей его развития. Врач обя­зан предупредить родителей о большой ранимости аутичного ребенка для исключения неосторожных высказываний в его присутствии. Следует осторожно очертить перед родителями круг трудностей и реальных возможностей ребенка. Врач при-

281

влекает родителей к процессу медикаментозного лечения. Под­держивающая терапия в большинстве случаев при отсутствии выраженного обострения может осуществляться дома под по­стоянным контролем врача. Она успокаивает ребенка и стиму­лирует его целенаправленную деятельность. Врач учит родите­лей наблюдать за состоянием ребенка во время медикаментоз­ного лечения и фиксировать наблюдения в дневниках. Врач может оказывать медицинскую помощь и самим родителям, если это необходимо.

Психолог может подсказать родителям, как избежать внут­рисемейных конфликтов, создать щадящий и в то же время эмо­ционально-тонизирующий, организующий ребенка режим, чтобы уменьшить его аутистические тенденции. Психологу принадлежит ведущая роль в обучении родителей особым при­емам воспитания аутичного ребенка дошкольного возраста, на­чиная от способов налаживания контакта и заканчивая форми­рованием целенаправленного поведения.

Педагог обучает родителей методике занятий с ребенком, регулярно обсуждает динамику обучения и вновь возникающие у ребенка затруднения. Таким образом, работа с семьей аутич­ного ребенка включает методы обучения.

Для обучения аутичных детей используются различные под­ходы — от понуждающего обучения и условнорефлекторных методов до стимуляции и поддержки развития сохранных сто­рон психики и поведения. Предпочтительным является комбинированный подход, реализующий потенциальную эф­фективность различных методов.

Основные препятствия в обучении связаны с неконтактнос­тью, языковыми трудностями, плохо управляемым поведени­ем. Началу обучения предшествует установление достаточного - контроля над поведением. Важно обучение не только языковым навыкам и адекватному их использованию, но и неязыковым средствам общения — пластике, жестовому языку. Для этого могут быть использованы управляемые модификации «ритуаль­ных» танцев под музыку, занятия в группах лечебной физкуль­туры, обучение плаванию, ходьбе на лыжах. На первых порах аутичный ребенок должен получить хотя бы не полностью ос­мысляемые, но необходимые для социального поведения язы­ковые шаблоны. Большое значение придается обучению быто­вым умениям и навыкам самообслуживания. Здесь приходится изыскивать для каждогоребенка свои способы, учитывающие

282

также возможности семьи. Одна из сложностей связана с зат­руднением у многих детей непосредственного воспроизведе­ния. Родители и воспитатели должны быть готовы к тому, что те или иные прививаемые навыки и умения могут реали-зовываться не сразу, а через недели или даже месяцы. В ра­боте с группой родителей проводится общее обсуждение по­добного рода трудностей, родители обмениваются опытом их преодоления.

Иногда дети, казавшиеся лишенными каких-либо перспек­тив развития, могут -прогрессировать до возможности среднего образования. Обучение в коррекционной школе VIII вида не все­гда решает проблему, так как многие дети по интеллектуаль­ным возможностям превышают уровень этой школы, но не уме­ют правильно построить поведение, плохо овладевают трудовы­ми навыками. Для их обучения организуются специальные классы с небольшим количеством детей и специально подготов­ленным персоналом.

Опыт клубной работы с детьми с нарушениями общения в ИКП РАО

Трудности контакта с другими людьми, в первую оче­редь с ровесниками, составляют одну из сложных и наиболее дезадаптирующих проблем аутичных детей. Известно, что аутизм интенсивно проявляется у детей в возрасте 4—7 лет. В дальнейшем, если ведется психокоррекционная работа, аутизм ослабевает, уменьшается стереотипность. Специфи­ческие речевые особенности и проблемы в сфере общения ос­таются. Стремление к общению в более старшем возрасте уси­ливается, однако возможности аутичного ребенка ограничи­вают реализацию этой потребности. Затруднена возмож­ность диалога: недостаточен учет желаний собеседника, его готовность к общению; нет навыка соблюдать элемен­тарную очередность слушания-говорения, недостаточное понимание, о чем можно говорить и в какой форме. Харак­терна плохая ориентировка в чувствах партнера по обще­нию; неспособность к гибкому учету изменений в среде и со­ответственно недостаточной гибкости в диалоге приводят к изменению собственного поведения. Быстро возникает пре­сыщение в общении.

283

Аутичный ребенок может приближаться к собеседнику, пере­брасываться одной-двумя репликами. В условии групповой ком­муникативной ситуации пресыщение может выглядеть как мно­гократные уходы участника и возвращения в общий круг. Любая неожиданность, трудность могут вызвать состояние растеряннос­ти и пассивного ожидания внешней помощи либо вызвать страх, импульсивное агрессивное действие, направленное вовне или на себя, усиление стереотипии у аутичного ребенка. Все это ограни­чивает возможности аутичного ребенка общаться в коллективе, в развитии произвольности, самообладания, гибкости, усложнении форм общения. Аутичному ребенку обязательно нужен определен­ный опыт пребывания в формальной детской группе (в классе, в кружке). Специально организованное общение в группе заставля­ет следовать групповым нормам, учиться быть одним из участни­ков, частью общего группового процесса.

В Институте коррекционной педагогики на протяжении 11 лет с несколькими подростками и уже взрослыми людьми с последствиями синдрома РДА ведутся групповые занятия, ко­торые можно назвать Клубом друзей.

Клуб возник из встреч детей на регулярных психокоррекци-онных и педагогических занятиях и совместных праздновани­ях. Участники Клуба не были аутичными. С каждым из них не менее 2— 3 лет велась индивидуальная психокоррекционная и/или педагогическая работа.

Были установлены правила, которые нельзя было нарушать никому. Например, очередность ответов: помогать товарищу, отвечать за него можно только в том случае, если он об этом сам попросит.

Встречи в Клубе включали в себя: совместное с родителями чаепитие, за которым родители могли видеть своих детей в до­вольно необычных условиях, по-своему открывая их.

Такие клубные встречи использовались как средство очень ин­тенсивной, но при этом комплексной и сбалансированной (много­уровневой) эмоциональной стимуляции аутичных детей и подрос­тков, адекватной их возможностям и уровню развития: •> Стимуляция первого уровня. Каждая встреча имела свою драматургию. Так, сначала все участники неторопливо со­бирались, при этом небольшое опоздание разрешалось. Кто-то в это время мог помогать устраивать помещение для игры — подносить стулья и т. д. Компьютер во время клуб­ных встреч был доступен,"и место перед ним становилось

284

ареной самопроизвольных, без вмешательства взрослых вза­имодействий между участниками. Каждый из пришедших по-своему осваивался в пространстве, привыкал, настраи­ваясь на предстоящее переживание. Точно так же происхо­дило и прощание.

•> Стимуляция второго уровня. Это в первую очередь отчетли­вое переживание тепла и уюта в обжитом безопасном поме­щении. Наиболее ярким из впечатлений второго уровня было совместное чаепитие. Здесь следует отметить, что свою логику, динамику имела не только каждая встреча, но и годовая цикличность встреч. Кульминацией всего года был всегда совместный новогодний праздник, по-своему отме­чались «конец сезона», последняя игра с награждением уча­стников. Начало года (сентябрь — октябрь) и конец (май — июнь) также были отмечены своими неповторимыми собы­тиями, как правило, совместными поездками за город (о роли таких «выходов » речь пойдет ниже). Таким образом, работа Клуба с самого начала была устроена так, чтобы, кроме все­го прочего, дать переживание устойчивого годового цикла, движения времени.

•> Стимуляция третьего уровня. Сама ситуация игры с неопре­деленным финалом предполагает активное включение уров­ня аффективной экспансии. Задания давали столь необходи­мое переживание азарта в предвкушении сложной задачи. *** Стимуляция четвертого уровня. На этом уровне стимулиро­валось развитие эмоционального механизма добровольной жертвы — пусть маленькой, но все же уступки другому. Та­ким образом, как и другие формы психокоррекционной ра­боты с аутичными детьми, Клуб изначально обращался к пе­реживаниям, к эмоциональному опыту разных уровней сис­темы аффективной регуляции и активизировал их, не давая зациклиться на переживаниях определенного уровня и раз­вивая эмоциональные механизмы разных уровней. Формы и методы такой клубной работы были наиболее адек­ватны особенностям младшего школьного и предподросткового возраста. Иными словами, клуб помогал подросткам 12—15 лет и даже 18-летним юношам приобрести тот необходимый опыт, который нормально развивающиеся дети получают в гораздо более раннем возрасте в более естественных условиях (дворовая компания, внеклассная работа в школе, спортивные секции, кружки по интересам).

285

После двух-трех лет встреч, преимущественно с игровыми сценариями, Клуб стал отчетливо и неуклонно двигаться в на­правлении меньшей структурированности, менее жесткой за-данности происходящего, а значит, большей спонтанности и ес­тественности. Исчезло игровое шоу, доминирующее место за­няли просто разговоры, беседа знакомых людей на разные темы. При этом постепенно все больше и больше стиралась граница между позициями участников и ведущих профессионалов. Ос­новной задачей являлась организация диалога.

За последние 2—3 года общение на клубных встречах явля­ется полностью незаданным, неспланированным и, следователь­но, непредсказуемым. Участникам все время приходится ждать, соотносить то, чем нестерпимо хочется поделиться в дан­ный момент, с сиюминутной коммуникативной ситуацией: с общей канвой разговора, с фокусом внимания аудитории, даже с преимущественным уровнем громкости речи окружающих в данный момент. Каждому хочется говорить об интересующем его предмете (как правило, это монолог, т. е. участнику больше нужно выговориться самому, чем выслушать других), часто эта тема подхватывается, начинают высказываться и другие при­сутствующие, разговор может перейти в иное русло — и участ­ник поневоле втягивается в диалогическое общение со всей его непредсказуемостью.

В сравнении впечатлений детства достигается радостное чув­ство общности присутствующих.

Очень важно, что Клуб остается местом не только специаль­но организованного общения за столом с ведущими, но и спон­танного взаимодействия участников между собой — местом, где можно просто поделиться новостями, расспросить других об их

НОВОСТЯХ И Т. Д.

Клубное общение является ценным тренингом для его участ­ников (в отношении социальных навыков, учета другого чело­века), устойчивой эмоциональной базой, на фоне которой воз­можно формирование гибкой адаптации к окружающей жиз­ни. Этому содействовали выезды на природу, к кому-нибудь в гости, в музей, на концерты и т. д. Сложность ситуации для участников увеличивалась постепенно.

Руководители клуба пришли к выводу, что иногда в реальных жизненных ситуациях, требующих мобилизации душевной и фи­зической, аутичные дети могут проявлять чудеса выдержки и нео­бычайно высокие для них адаптационные возможности.

286

Ранняя детская шизофрения

Одним из основных признаков ранней детской шизофре­нии является аутизм, отягощенный рядом регрессивных пси­хических расстройств: резкое снижение психической актив­ности, нарастание эмоционального безразличия к близким, потеря интереса к окружающей действительности. Ребенок становится бездеятельным, сидит, устремив безразличный взгляд в пустоту. Эти состояния сменяются возбуждением, стереотипными движениями: потряхиваниями кистями рук, прыжками, бегом на цыпочках и т. д. Постепенно у детей рас­падается речь, они отказываются от речевого общения или мо­нотонно повторяют одни и те же слова или отдельные звуко­сочетания, о себе говорят в третьем лице. Теряются навыки самообслуживания, ребенок становится безразличным к еде, одежде.

Таким образом, если при раннем детском аутизме развитие ребенка с самого раннего возраста отклоняется от нормы, то при шизофрении на фоне предшествующего нормального развития психики проявляется ее своеобразный регресс.

У некоторых детей заболевание может начинаться с появ­ления страхов, галлюцинаций. Происходит изменение эмоцио­нальной сферы: бросается в глаза неустойчивость настроения, общее беспокойство, иногда ребенок сильно возбуждается, са-моагрессивен. Дети могут кусать свои руки, бить себя по лицу. В периоды возбуждения наблюдаются характерные особеннос­ти походки: шаг вприскочку, чередование размеренного шага с быстрыми пробежками. Дети могут долго и однообразно бе­гать по кругу с припаданием то на одну, то на другую ногу. Вре­менами это двигательное возбуждение сменяется заторможен­ностью, застыванием в одной позе. У некоторых детей периоды возбуждения чередуются немотой. Часты проявления негати­визма, ребенок импульсивен, нелепо ведет себя, пугает взрос­лых устрашающими фантазиями. Обычно расстраивается сон, характерны общая тревожность и страхи.

В некоторых случаях заболевание может возникать посте­пенно. Это вялотекущая шизофрения. У детей появляются на­вязчивые движения, мысли, высказывания. Они малоактивны, игры становятся более примитивными и однообразными. Рас­страивается сон, появляются страхи, неустойчиво настроение. Постепенно изменяется поведение, усиливается отгорожен-

ность от сверстников, дети все больше погружаются в мир своих фантазий, эмоциональные контакты обедняются.

Могут также возникать и более тяжелые расстройства по­ведения. Дети не могут соотносить свои желания с желания­ми окружающих. Поведение их все больше принимает не­адекватный характер. Они не подчиняются общим правилам поведения, требуют выполнения только своих желаний. Мо­жет появляться агрессивность и жестокость по отношению прежде всего к близким. Все эти психические нарушения обычно усиливаются в периоды возрастных кризов. Постепен­но дети становятся все более отчужденными, бездеятельны­ми и вялыми.

Иногда начало заболевания может иметь приступообразный характер. В этих случаях могут наблюдаться расстройства сна, общее моторное возбуждение, приступы немотивированного плача. Эти состояния возбуждения обычно сменяются общей вя­лостью, безразличием ко всему окружающему. Одновременно пропадает речь, утрачиваются навыки опрятности. Возникают и становятся стойкими однообразные и бессмысленные движе­ния-стереотипии. Во всех случаях замедляется темп психичес­кого развития, падает активное внимание.

Шизофрения является психическим заболеванием, возник­новению которого способствует генетическая предрасположен­ность. В отличие от аутизма, при котором имеет место особый, неравномерный тип психического развития ребенка, проявля­ющийся уже в раннем возрасте, при шизофрении наблюдается прогрессирующий характер заболевания с регрессом ряда пси­хических функций. Шизофрения может возникать и чаще все­го возникает на фоне различных нарушений психического раз­вития (в том числе у детей с ранним детским аутизмом).

Существует несколько форм течения ранней детской ши­зофрении. Закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе видоизменяют и определяют спе­цифику проявлений заболевания у детей разного возраста. Особенности проявлений заболевания тесно связаны с наслед­ственной семейной патологией. Больные ранней детской ши­зофренией нуждаются в систематическом медикаментозном лечении, специальных занятиях с психологом, логопедом и дефектологом. Для более успешного обучения и адаптации к жизни детей, больных шизофренией, важное значение имеет раннее распознавание заболевания. Большая роль в этом при-

288

надлежит родителям, которые должны внимательно наблюдать за своим ребенком.

В тех случаях, когда заболевание возникает остро, первым признаком являются страхи, которым может сопутствовать ис­каженное восприятие окружающего. Страхи характеризуются психологической немотивированностью. Дети убеждены в ре­альности причины, которая их вызвала, отвлечь и переключить их на что-либо другое практически невозможно. Отмечаются общая растерянность, неадекватность поведения и затруднения в общении, особенно речевом. Поведение ребенка резко меня­ется: он перестает играть, не отвечает на вопросы, застывает в каких-либо неудобных позах, иногда у него пропадает речь. Часто наблюдается двигательное возбуждение, непонятная аг­рессия, импульсивность. Ребенок становится драчливым, ду­рашливым, не может ничем заняться, бежит куда-то без всякой цели. Постепенно начинает проявляться отставание умствен­ного развития, потеря речевого контакта может сопровождать­ся своеобразными искажениями произношения знакомых ре­бенку слов.

Наряду с отсутствием речевого контакта ребенок может повто­рять отдельные слова по созвучию, но не по смыслу, он начинает говорить о себе в третьем лице. Также наблюдаются изменения и в общем соматическом состоянии: прежде всего у ребенка наруша­ется сон, появляется непонятная избирательность в еде, для него характерны общая слабость, бледность, похудание. Умение роди­телей внимательно наблюдать своего ребенка помогает диагности­ке этого заболевания уже в раннем возрасте.

Воспитание в семье ребенка

с дефицитом внимания

и гиперактивным поведением

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Специальные исследования показали, что синдром дефици­та внимания является самой частой причиной трудностей обу­чения и нарушений поведения в дошкольном возрасте.

Основными проявлениями данного синдрома являются: ♦ общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недоста­точная регуляция поведения;

289

♦ нарушения целенаправленности и концентрации активно­го внимания;

♦> импульсивность и инфантильность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;

♦ проблемы во взаимоотношениях с окружающими;

♦ заниженная самооценка.

Все указанные расстройства приводят к школьной и соци­альной дезадаптации.

Многие из симптомов — невнимательность, гиперактивность, импульсивность — типичны и для родителей этих детей.

Родители часто испытывают чувство вины. Это тяжелая си­туация для родителей, особенно до того момента, как поставлен диагноз.

Гиперкинетическое расстройство, скорее всего, гетероген-но по своим механизмам и не имеет единого патогенеза. Пред­полагается, что возникновению данного расстройства может способствовать легкое повреждение мозга вследствие разнооб­разных патогенных воздействий во внутриутробном и перина­тальном периодах, а также цепочки инфекций в раннем возрас­те. Показано, что повреждение коры правого полушария в 93% случаев связано с гиперактивностью. Гиперактивность как про­явление ММД может быть одним из центральных нарушений при задержке психического развития церебрально-органичес­кого генеза.

Установлена связь гиперактивности с интоксикацией свин­цом, содержащимся в выхлопных газах и красках, используе­мых для отделки жилых помещений. Из лекарственных средств наиболее значимыми являются барбитураты, бензоадизепины. Имеет место повышенная частота неспецифических отклоне­ний ээг.

Признаки когнитивного дефицита многообразны и неспе­цифичны. Конкордантность МЗ — близнецов выше, чем ДЗ, что свидетельствует об определенной роли генетических фак­торов. Отмечен также повышенный риск расстройств у сибсов пробанда. О вовлеченности генетических механизмов свиде­тельствует также повышенная наследственная отягощенность гиперкинезами, особенно у девочек. Изучение приемных де­тей показало, что у биологических родителей детей с гиперак­тивным расстройством данное нарушение встречалось в детстве чаще, чем у приемных. Можно выделить группы больных с пре­имущественным типом отягощенности по тем или иным пси-

290

хическим расстройствам. Специальные исследования показа­ли, что признаки раннего органического поражения ЦНС отме­чаются у 84% детей с СДВГ, а его наследственный характер выявлен у 57% гиперактивных детей. Следовательно, в 41% случаев отмечался комплексный характер страдания. В группе обследуемых детей отмечались следующие негативные внут­рисемейные факторы:

неполная семья;

частые конфликты;

низкий уровень образования у родителей;

разлука с родителями;

неправильное воспитание.

Симптомы нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности

Симптомы нарушения внимания, гиперактивности и им­пульсивности проявляются ранее 7 лет, обычно начиная с трех­летнего возраста. Это нелегкое для диагностики нарушение. Большое внимание необходимо уделять истории болезни, на­блюдать ребенка, говорить с родителями, воспитателями и учителями.

Симптомы нарушенного внимания

Ребенок не обращает внимания на детали. Например, надо закончить что-либо, внести заключительные штрихи — он ско­рее отложит это, чем выполнит. Ему трудно удержать внима­ние, ему свойственна непоседливость. Ребенок не слушает, ког­да к нему обращаются, избегает контакта взглядом, ему сложно сосредоточиться, чтобы слушать. Он может с большим энтузи­азмом подойти к заданию, что-либо сделать, но никогда не дово­дит начатое до конца. Ребенок избегает задач, которые требуют напряженных умственных усилий и которые являются одно­временно «скучными». Если ребенок действительно чем-то сильно увлечен, он может заниматься этим часами, но, если вдруг занятие ему наскучит, он бросит его.

Он легко отвлекается. Часто теряет свои вещи. Ребенок постоянно забывает то, что надо сделать, особенно в новых для него ситуациях, особенно когда необходимо быстро сориенти­роваться. Такие дети не могут выполнить задание по инструк­ции, если последняя состоит из нескольких звеньев. Ни одно задание не выполняется без многочисленных ошибок, так как

291

дети отвлекаются на любые внешние стимулы, повышенно забывчивы.

Подвижные игры на развитие внимания

1. «Запомни ритм».

Ведущий предлагает участникам повторить за ним рит­мическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлоп­ков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра обозначает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними — паузы. Для облег­чения задачи предлагается вслух считать хлопки в соответ­ствии с их цифровым изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в ин­дивидуальном, а затем нарастающем темпе. Сбившийся вы­бывает.

2. «Внимательные животные».

Каждый, сидящий в круге, выбирает роль животного, кото­рое изображается характерной позой или жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выб­ранного кем-то другим. Тот, в свою очередь, повторяет свой об­раз и показывает еще чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в пока­зе, больше трех секунд выдержал паузу либо изобразил образ того участника, который уже выбыл.

3. «Шапка-невидимка».

В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собран­ные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

4. «Мяч в круге».

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Симптомы гиперактивности

Ребенок ерзает, не может спокойно сидеть, он очень беспо­коен. Он сидит и барабанит пальцами, все время двигается в кресле. У него всегда чувство внутреннего беспокойства. Он не может сидеть неподвижно, все время бегает, куда-нибудь заби­рается. Ребенок движется все время, даже если кажется, что он устал. Часто эти дети спят меньше, чем обычные дети, даже в младенчестве; то есть, помимо того, что он все время бегает, ка­жется, он никогда не спит. ■--—■ -

Таким детям трудно играть тихо — они как будто с мотором внутри. Они обычно очень говорливы, часто это основа для диаг­ноза. Их избыточная моторная активность бесцельна, не соот­ветствует требованиям конкретной ситуации.

Наибольшая выраженность гиперактивности отмечается в дошкольном и школьном возрасте. Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно имеют место нару­шения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса. Ребенок затрудняется в освоении навы­ков самообслуживания.

Такие дети не могут регулировать свои действия, не могут ничего приятного для себя откладывать — всего хотят сейчас. Часто перебивают или недослушивают в разговоре, бестактно вмешиваются в игру. Испытывают трудности в коллективной деятельности, требующей соблюдения очередности. Это затруд­няет занятия игровым спортом. Дети могут быть излишне болт­ливы на уроках, не считаясь с ситуацией. Диагноз может быть поставлен с 3—4 лет. Девочек часто поздно диагностируют, по­тому что они вообще спокойнее. Чем спокойнее ребенок, тем позднее ставят диагноз.

При диагностике дети часто показывают хорошие резуль­таты, если тест интересен и в новинку. В ситуации один на один ребенок показывает результаты лучше, чем в группе. Дети часто показывают лучшие результаты в присутствии отца, нежели в присутствии матери. Это объясняется тем, что дети больше привыкают к матери, а отец — более в новинку для них.

Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности

1. «Личный подвиг».

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивиду­альное задание — подняв для ответа руку самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать; вновь подняв руку, опять ее опу­стить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочет высказаться.

2. «Скалолазы».

Участники должны пройти вдоль свободной стены, фикси­руясь на ней постоянно минимум тремя конечностями. Кто ото­рвал или передвинул две конечности, считается «сорвавшим­ся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая доб­равшаяся до противоположного угла.

293

3. «Съедобное-несъедобное», «Черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить» и подобные игры, требующие самоконтро­ля для избежания импульсивных реакций.

4. Игры типа «Угадай мелодию».

Дети не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому нарушения дисциплины нельзя считать преднамерен­ными. Взрывчатая раздражительность сочетается с лабильнос­тью аффекта и легкими переходами от смеха к слезам. У девочек менее выражена гиперактивность, но в большей степени выра­жены тревога, эмоциональная лабильность, нарушения мышле­ния и речи. Гиперактивность обычно нормализуется в подрост­ковом возрасте, импульсивность сохраняется у 25% взрослых. Труднее всего компенсировать нарушения внимания.

У детей и подростков с СДВГ отмечается более низкая само­оценка, более высокий уровень алкоголизации и употребления наркотиков. В сборе данных специалисту прежде всего требу­ется помощь родителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: