Психогигиена и психопрофилактика: определение понятий




ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Практическое занятие 3

Психологическая профилактика отклонений и нарушений в развитии личности как одно из направлений работы практического психолога

Вопросы для обсуждения:

1. Психопрофилактическая работа психолога.

2. Психогигиена и психопрофилактика: определение понятий.

3. Задачи психопрофилактической работы

 

Основная литература

1. Практическая психология образования: учеб. пособие / И. В. Дубровина [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп.; Гриф МО. - СПб.: Питер, 2009. - 588 с.: ил. - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-94723-870-9: 209-55

Дополнительная литература

Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология - 2 изд. - М.: Медицина, 1984. - 272 с.

2. Рохлин Л. Л. Психопрофилактика // Большая медицинская энциклопедия: [В 30-ти т / АМН СССР]. Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - Т. 21. - С. 350-351.

Пахальян, В. В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. - 2002- № 1. - С. 38-44.

4. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие. - М.: Высш. школа, 1981. - 175 с.

5. Положение о психологической службе в системе народного образования. Приказ Государственного комитета по народному образованию № 616 от 19.09.90.

6. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. - М., OIM.RU, 2003.

 

Исследовательское задание

Заполнить таблицу

«Содержание понятия «Психологическая профилактика»

Содержание Автор Примечание
  ЭСМТ(1983)  
  Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков (1964)  
  Б.Д. Карвасарский (1982)  
  В.М. Банщиков, В.С. Гуськов, И.Ф. Мягков (1967)  
  И.В. Дубровина (1991)  
  И.В. Дубровина ( 2000 )  
  В.В. Пахальян (2002)  
  «Положение о психологической службе в системе народного образования»(1990)  

2. Составление плана-конспекта консультации практического психолога для родителей.

ПрЗ 3 Психологическая профилактика отклонений и нарушений в развитии личности как одно из направлений работы практического психолога. Составление плана-конспекта консультации практического психолога для родителей. 2 балла

2 балла – Учебный материал изучен глубоко и основательно в соответствии с основной и дополнительной литературой. План-конспект имеет конкретные рекомендации относительно проблем, с которыми могут столкнуться родители детей с отклонениями и нарушениями в развитии личности. Ответы студентов содержательные, полные. Студенты свободно владеют материалом, могут обосновать свои ответы.

1 балл – Учебный материал изучен частично. План-конспект составлен не полно, не в полном объеме (без опоры на знание проблем отклонений и нарушений в развитии личности). Ответы студентов построены только на основной литературе, частично формальны. Слабая ориентировка в материале.

0 баллов – Учебный материал не изучен. Студенты не владеют материалом, не могут обосновать свои ответы.

 

1. Психопрофилактическая работа психолога

Психопрофилактическая работа психолога была выделена в образовании как отдельное направление деятельности практического психолога уже в одном из первых "Положение о психологической службе в системе народного образования" от 1990 г. [32]. (Далее ссылки на этот документ, как "Положение"). Там же дано и определение этого понятия:

Психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта".

В "Положении" выделены общие направления такого вида работы в зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения:

- адаптация детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их замещающим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

- обследование при переходе из старшей группы в подготовительную в плане готовности детей к обучению, подготовка для родителей или лиц, их замещающих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

- определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

- подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

- проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально психологической реабилитации;

- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

- создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу вопросов [32].

В то же время, ни ее конкретных форм и вариантов тогда не было определено. Да и сам перечень направлений перекликается с таковыми разделами диагностической и консультативной работы.

Интересно посмотреть, как представлено это направление работы в специальной литературе.

Психогигиена и психопрофилактика: определение понятий

Как общее понятие "психопрофилактика и психогигиена" рассматриваются, в частности, в одном из справочных пособий по коррекционной педагогике и специальной психологии: "Психогигиена и психопрофилактика - раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сбережения, укрепления и предупреждения возникновения психических заболеваний; сами эти меры" [37, С. 81].

В этой связи представляется необходимым рассмотреть вопрос взаимоотношения двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики. Как было отмечено выше, ряд авторов ставит знак тождества между этими двумя понятиями, и для этого у них имеются основания.

Немецкий исследователь К. Гехт (1979) в своей книге, приводя обширный исторический обзор, обосновывая науку психогигиену, дает следующее определение этой науке: "Под психогигиеной мы понимаем профилактическую охрану психического здоровья человека путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности, путем улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений, а также путем повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды" [8, С. 46].

Согласно психологу К. К. Платонову, - "Психогигиена - наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека" [31, С. 114].

М. М. Кабанов, Л. И. Спивак (1983) в "Большой медицинской энциклопедии" так определяют рассматриваемое понятие: "Психогигиена - область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека" [14, С. 328].

Здесь же Л. Л. Рохлин (1983) проводит разграничение этих понятий. Отмечая, что "Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней" [35, С. 350]. Он проводит эту условную черту следующим образом: "Психогигиена в отличие от психопрофилактики имеет главную цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Психопрофилактика - деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств" [35, С. 350].

Согласно К. Гехту (1979), "Х. Ф. Бёттхер, Х. Колер и А. Кох отграничивают от психогигиены психопрофилактику как более узкую область, содержанием которой является "конкретное влияние психического аспекта внутренних условий системы на сохранение здоровья" [8, С. 47].

Ряд зарубежных авторов рассматривают психопрофилактику в ряду самостоятельных прикладных дисциплин. В частности, В. С. Манова-Томова, Г. Д. Пирьов и Р. Д. Пенушлиева (1981) подчеркивают: "Однако ни дефектология, ни лечебная педагогика не могут достичь положительных результатов, если они будут опираться только на свои собственные теоретические и практические предпосылки, не прибегая к помощи психологии, в частности ее прикладных отраслей: медицинской психологии, патопсихологии, психопрофилактики, психогигиены и др." [23, С. 14].

Вторую точку зрения зарубежных ученых в отношении психопрофилактики приводит в своем учебнике по медицинской психологии Н. В. Канторович (1971), правда в критическом ключе. В частности он пишет: "Таким образом, в понимании этих авторов психогигиена является всеобъемлющей наукой, которая включает в себя широко понимаемую социальную психиатрию. Сходя из того, что вся жизнь человека и ее проявления зависят от психики, социальная психиатрия, занимающаяся психогигиеной и психопрофилактикой, должна превратиться в "биократию", в науку о жизни вообще как утверждает Тулуз (ВОЗ)" [16, С. 273-274]. Сам же Н. В. Канторович придерживается обозначения места психопрофилактики "в рамках психоневрологии и социальной гигиены" и выделяет только две области для приложения сил: психопрофилактика алкоголизма и профилактика наркоманий.

Таким образом, анализ представленных здесь определений позволяет рассматривать психогигиену как науку о сохранении, укреплении и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактику как деятельность, направленную на предупреждение психических расстройств.

Ниже (в таблице 1) представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".

 

Таблица 1.
Содержание понятия "Психологическая профилактика"
Содержание Автор Примечание
Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных. ЭСМТ(1983)  
Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964). Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.
Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. Б. Д. Карвасарский (1982). Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.).
Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики. В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967) Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику.
Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. И. В. Дубровина (1991) Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы.
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. И. В. Дубровина (2000) Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" [33, С. 61].
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства. В. В. Пахальян (2002) Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым.
Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. "Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990).  
3. Виды (системы) психопрофилактики Теперь рассмотрим конкретные виды (или системы) психопрофилактики. В медицине имеется три вида профилактики: первичная, вторичная и третичная. Под первичной профилактикой понимается "система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также путем повышения устойчивости организма к воздействию факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды, способных вызвать патологические реакции" [54, С. 383]. Под профилактикой вторичной понимается - "совокупность мер, направленных на пресечение или ослабление возникшего в организме патологического процесса и предупреждение на этой основе тяжелых и прогностически неблагоприятных форм неинфекционных болезней" [54, С. 383]. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1984) в своем совместном учебном пособии по медицинской психологии описываю все три вида психопрофилактики. Под психопрофилактикой по их мнению "принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней". Это первичная, которая "включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития" [22, С. 119]. Вторичная - как система "мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания" [22, С. 119]. Выделяют они и дают определение еще одного вида - третичную профилактику. "Третичная профилактика - система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации" [22, С. 119]. К сожалению, на этом описание третичной профилактики заканчивается. В то же время, если сделать поправку на систему образования, то именно эту задачу решает такая область педагогики как коррекционная педагогика (ранее применялся более точный термин комплекса дисциплин - дефектология). Согласно И. И. Беляеву (1973), задачи первичной профилактики совпадают с целями психогигиены и относится к сфере деятельности не только невропатологов и психиатров, но и клиницистов, работающих в соматической медицине. Задачи вторичной и третичной профилактики выходят за рамки психогигиены и носят специфический характер. Под вторичной психопрофилактикой - максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. Под третичной системой этой работы - предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных [17]. В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологии.  
Таблица 2.
Содержание первичной, вторичной и третичной психопрофилактик |
Первичная Вторичная Третичная
Автор: И. И. Беляев (1973)
Задачи совпадают с целями психогигиены. Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных.
Авторы: Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1984)
Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации.
Автор: Л. Л. Рохлин (1983)
Мероприятия, предпреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика профвредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний. Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.
Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия. Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию. Включает для реализации задач социальную реабилитацию.

 

         

Собственно и психогигиена, как направление медицины не может быть подменена психологией или педагогикой. Это самостоятельная область социальной медицины, уже давно обретшая свои "права гражданства". В то же время практическая психология вполне может быть интегрирована в общую систему психопрофилактической работы. Как это было сделано в медицинской психологии задолго до появления практической психологии образования.

Какова же сегодня ситуация с психопрофилактической работой в практической психологии образования, исходя из теоретических исследований по данному вопросу?

И.В. Дубровина (1991), рассматривая этот вид работы, описывает зарубежную трактовку, как самого понятия, так и его содержания по E. L. Cowen (1977):

I уровень - так называемая первичная профилактика. Она имеет дело с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех людей. Психолог на уровне первичной профилактики работает со здоровыми детьми. Это безмерно увеличивает количество клиентов психолога, ибо включает всех учащихся школы, как "нормальных", так и с проблемами (т. е. 10 из 10).

II уровень - вторичная профилактика. Она направлена на так называемую группу риска, т. е. тех детей, у которых проблемы уже начались. Основная задача вторичной профилактики - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми (примерно с 3 из 19). Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для изменения учения детей и преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень - третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Основная цель профилактики - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно 1 из 10), направленными к нему для специального изучения" [11].

Собственно заимствования и опора на достижения зарубежного опыта не всегда может быть применены в отечественной системе образования.

Во-первых, это различные системы и они по-разному интегрируются с системами здравоохранения в нашей стране и за рубежом.

Во-вторых, опыт зарубежных психологов "технологически" бывает, часто не переносим из-за кардинальных различий в базовой подготовке специалистов. За рубежом в большинстве стран психолог имеет медицинскую подготовку. Вот почему их, в частности у американских психологов, модель психопрофилактики довольно близка принятой в отечественном здравоохранении, а не по причине того, что "их психологическая служба занимались тестированием" [11, С. 121].

В-третьих, использование чужого опыта не означает забвение своего отечественного. Тем более что в этой области имеется значительный задел, подготовленный отечественной медицинской психологией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: