Информационное обеспечение обучения




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Методические рекомендации

Для подготовки реферата по дисциплине

«Профессиональная этика участников судопроизводства»

Для студентов 2 курса магистратуры за

Очной формы обучения

Магистерская программа «Юрист в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства»

факультета подготовки специалистов для судебной системы

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

гуманитарных и социально-экономических дисциплин

протокол № 1 от 31 августа 2017 года

Заведующий кафедрой, проф., д.ф.н. С.В. Шефель


Методические рекомендации

Для подготовки реферата

Профессиональная культура будущего юриста в правовом социальном государстве не мыслима без развитого нравственного сознания. Особая роль в его формировании принадлежит нравственной и практической философии – этике, которая выясняет сущность и специфику морали, обосновывает и систематизирует знания о высших моральных ценностях, идеалах, нормах и ориентациях. Мораль выступает основой права, тесно связана с ним и без глубоких знаний теории нравственности не может быть полных системных знаний права, понимания механизмов его функционирования. Этим объясняются высокие моральные требования, предъявляемые к профессиональной деятельности юриста. Нравственные коллизии современности, специфика взаимодействия гражданского общества и правового государства формируют новое понимание морального смысла профессии юриста, актуализируют проблему интериоризации гуманистических нравственных идеалов, ценностей и норм в сознание и деятельность юристов-профессионалов.

Изучение дисциплины предполагает не только пассивное усвоение материала с помощью прослушивания лекций и чтения учебников, но и активное постижение этического знания. Его основными средствами являются подготовка письменных работ: рефератов и эссе, выступления на семинарских занятиях или коллоквиумах с сообщениями.

В этом случае студенты выступают соучастниками процесса познания, пытаются постичь смысл изучаемой дисциплины, глубже понять предметную область и основные проблем нравственной философии, выработать собственное отношение к этическому знанию.

Студенту следует знать, что сделать хорошую работу за 2-3 дня невозможно. Подготовка письменной работы по этике – длительный процесс, который предполагает последовательное прохождение следующих этапов:

1. выбор проблемы (темы) исследования;

2. анализ проблемы;

3. определение своей позиции по изучаемой проблеме;

4. оформление работы.

1. Выбор темы. Тему избирают из предложенного списка, но при этом важно ориентироваться на собственный интерес. Чтобы работа получалась, надо, чтобы она нравилась; необходима некоторая одухотворенность в связи с предметом исследования. Итак, начинать работу следует с вопроса, который вам интересен и, на который вы хотите найти ответ.

2. Анализ проблемы. Первоначальным элементом этого этапа является подбор и изучение литературы по проблеме, составление списка работ, раскрывающих тему. Необходимо составить первоначальный план работы, хотя бы в виде вопросов, на которые вы предлагаете ответить.

Следующим элементом этапа является подготовка «черного наброска». Это, как правило, то, что большинство студентов имеют в виду, когда думают о письменном изложении. Здесь необходимо определить основные идеи, содержащиеся в литературе, сформулировать и изложить на бумаге свои мысли по поводу этих основных идей. Вы приводите цитаты, перестраиваете их в значимое целое, делаете сноски. В этой работе вам поможет ориентация на основные принципы анализа проблемы.

Принципы эти следующие:

Определение: это ответ на вопрос «Что это?». Вы должны определить основные понятия, описывающие исследуемый предмет. Например, что такое мораль и нравственность как научное понятие и явление, что такое свобода, добро и зло? Далее следует характеристика явления, описываемого раскрытым понятием.

Классификация: это ответ на вопрос, «Каков характер предмета исследования?». Следует обратить внимание на описание разнообразных форм, в которых присутствует исследуемое явление. Например, «каковы основные этические направления?», т.е. представить типологию или классификацию этических направлений.

Сравнение: употребляется для ответа на вопрос «На что похож и не похож ваш предмет исследования?». Например, каковы сходства и различия этики традиционного, индустриального, постиндустриального и экологического общества?

Анализ: используется для ответа на вопрос «Каковы взаимоотношения между частями (компонентами) исследуемого предмета или явления?». Например, каковы взаимоотношения морали личности, и нравственности общества, как составляющих этической культуры юриста?

Аргументация: употребляется для ответа на вопрос «Можете ли вы доказать это?». Например, должно ли современное общество ориентироваться на «золотое правило нравственности», определяя перспективы своего этического развития?

3. Определение своей позиции по изучаемой проблеме. Это довольно трудный, но интересный этап вашей работы, который демонстрирует умение собирать и комментировать информацию, вести диалог с учеными-авторами статей и книг, которые вы использовали в своей работе. Здесь важно уметь находить, устанавливать и проводить связи между явлениями и процессами исследуемой нравственной проблемы, между изучаемыми юридическими дисциплинами и этикой.

4. Оформление работы. Ваша работа должна состоять из плана, введения, основной части и заключения, списка использованной литературы.

Во введении необходимо обосновать выбор темы, её актуальность, степень разработанности в литературе, сделать краткий историографический обзор научной литературы по проблеме; определить цель и задачи работы.

В основной части работы студент должен продемонстрировать знание и понимание существа темы, изученного материала. Важно раскрыть поставленные задачи и достичь цели.

Все разделы основной части должны соответствовать пунктам плана и завершаться выводами.

В заключении необходимо подвести итоги всей работы, раскрыть значение темы для профессиональной деятельности юриста.

Изложение темы должно носить целостный законченный характер, выводы и итоги должны отражать степень и качество выполнения поставленных задач. Все приведенные в работе цитаты, статистические данные должны подтверждаться ссылками на источник: автор, название работы, год и место издания, страница.

Семинарские занятия по дисциплине «Профессиональная этика участников судопроизводства» проводятся в форме обсуждения рефератов, подготовленных студентами. Каждый докладчик имеет двух оппонентов, назначаемых из числа студентов.

Докладчик представляет свою работу; отвечает на вопросы аудитории и оппонентов, делает заключение по итогам обсуждения.

Оппоненты анализируют представленную работу, высказывают суждения относительно полноты и качества раскрытия темы, дают оценку представленной работе.

Продолжительность выступления докладчика – 10 минут, оппонента – 5 минут.

Информационное обеспечение обучения

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2014. – 32 с.

Кодекс судейской этики / Утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. WWW.base.sprinform.ru

Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации WWW.genproc.gov.ru

Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 ред. От 23.04.2013 WWW.consultant.ru.

Основная литература:

Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.

Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. – 2-е изд.; испр. - М., 2001.

Блюм М.А. Этика деловых отношений. [Текст]: учебное пособие/ М.:

Форум, 2012. – 223 с.

Закомлистов А.Ф. Судебная этика. – СПб.: Изд. «Юридический

центр Пресс», 2002. – 258 с.

Кобликов А.С. Юридическая этика. [Текст]: учебник для вузов. – 3-е

изд., изм. - М.: НОРМА: ИНФРА- М, 2014. – 165 с.

Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Основы

судебной этики). Собр. соч., т. 4.–М.,1969.

Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения. – М., 2014.

Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

Расширенный перечень дополнительной литературы:

Платон. «Апология Сократа», «Критий», «Протагор». Соч. в 3 т. М.,1970, т1.

Аристотель. Этика. М., 2004,с.39-280, с.281-360.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.,1974.

Августин А. Исповедь. М.,2003

Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995

Макиавелли Н. Государь. М. 2003.

Спиноза Б. Этика. Минск, 2001.

Кант И. Основоположения к метафизике нравов. В кн.: Кант И. Соч. М.,1997. Т.Ш, с.99-205.

Кант И.Основы метафизики нравственности. В кн.: Кант И. Соч. в 6 т М.,1997. Т.4(1), с.243-283.

Гегель Г.В.Философия права. М.,1990. С.-172-198.

Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч. в 2 т. Т. 2, с.407-555.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2 т. Т. 2, с.119-126.

Толстой Л.Н. Исповедь. В чём моя вера? Полн.собр.соч. в 90 т. М., 1957. Т.23.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: