Семинарское занятие № 3 (Модуль 2)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Предмет и задачи дидактики высшей школы.
2. Дидактические закономерности и принципы как сущностные и нормативные основания обучения в высшей школе.
3. Современные дидактические концепции и подходы в обучении.
4. Направления и виды обучения.
5. Цели и содержание обучения в высшей школе.
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару и самостоятельной работы
1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для пед. вузов по спец. “Педагогика и психология” / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
2. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. – 248 с.
3. Корнетов, Г.Б. Общая педагогика / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 192 с.
4. Педагогика: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – Москва: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.
5. Северин, С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики: пособие / С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2008. – 81 с.
6. Сендер, А.Н. Хрестоматия по общей педагогике: в 2 ч. / авторы-сост.: А.Н. Сендер, С.Н. Севе-рин. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч. 1. – 166 с.
7. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
8. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 1 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2007. – 192 с.
9. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – 192 с.
10. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2010. – 196 с.
11. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
I. Подготовка к занятию
Учебно-исследовательские и творческие задания
1.1. Подготовьтесь к понятийному диктанту по теме и вопросам семинарского занятия. Проведите самодиктант или взаимодиктант (в парах). Результаты работы (самооценку или взаимооценку) зафиксируйте в тетрадях.
1.2. Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов (1, 2, 5) семинара (по выбору).
1.3. Напишите рефераты на темы (в соответствии с вопросами 3, 4 семинара):
1) Дидактические закономерности и принципы как сущностные и нормативные основания обучения в высшей школе.
2) Современные дидактические концепции и подходы в обучении.
1.4. Подготовьте учебное сообщение на тему «Научно-методическое обеспечение высшего образования в Республике Беларусь». Для этого изучите (составьте тезисы) соответствующие статьи Кодекса Республики Беларусь об образовании (статьи 16, 92, 94, 204, 205, 216, 217).
Примечание: выполняется одно из заданий 1.2, 1.3, 1.4.
1.5. Прочитайте текст 3.1 (см. раздел III). Сделайте записи в форме «двухчастного дневника», заполнив таблицу 1. (Цитируются те мысли автора текста, которые вызвали желание их прокомментировать: почему фраза обратила на себя внимание; какие мысли и ассоциации в связи с ней возникают; какие вопросы возникают; с чем вы не согласны и почему и т.д.) или примените метод «Инсерт» (см. семинарское занятие № 1).
Таблица 1. Двухчастный дневник
Цитата | Комментарий |
Изучите учебную программу по дисциплине, которую Вы преподаете (или собираетесь преподавать), в вузе.
Какие подходы положены в основу ее проектирования?
Какие цели и задачи обучения в ней заявлены? Формулируются ли они через компетенции будущего специалиста?
II. Проведение занятия
2.1. Реализация метода «Завершите фразу» ( содержание фразы будет представлено на занятии)
Планреализации: 1. Индивидуальная работа над заданием.
2. Студенты зачитывают окончания предложения.
3. Основные идеи фиксируются на доске и делаются выводы.
Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1 – 1.6 в группе.
2.3. Реализация метода «Алфавит»: рассматривается понятие «обучение в вузе».
III. Материалы для подготовки и проведения занятия (текст к заданию 1.5; информационная справка о методах, реализуемых на занятии)
3.1. Текст к заданию 1.5: фрагмент пособия А.В. Хуторского «Практикум по дидактике и со-временным методикам обучения» (Санкт-Петербург: Питер-принт, 2004. – 540 с.).
«Ключевые компетенции
[...] Компетенция в переводе с латинского competentia – означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В методиках обучения отдельным предметам компетенции используются давно, например, лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные – в информатике. В последние годы понятие «компетенция» вышло на общедидактический и методологический уровни. Это связано с его системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной ролью в общем образовании. [...]
Образовательная компетенция – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.
Иерархия компетенций: ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях);
- общекультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно–нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культуро–логические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
- учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно–познавательных проблем; функциональная грамотность);
- информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
- коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);
- социально-трудовая компетенция (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи);
- компетенция личностного самосовершенствования (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).
Функции компетенций в обучении: являются отражением социального заказа на минимальную подготовленность молодых граждан для повседневной жизни в окружающем мире; являются условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; задают реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности; задают минимальный опыт предметной деятельности ученика, необходимый для его «оспособленности» и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; имеют присутствие в различных учебных предметах и образовательных областях, т. е. являются метапредметными элементами содержания образования; позволяют связать теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и средств организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Структурные компоненты компетенции:
• название компетенции;
• тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компе-тенция);
• круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
• социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
• смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
• знания о данном круге реальных объектов;
• умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
• способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
• минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
• индикаторы – примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Ключевые проблемы
Введение понятия «образовательные компетенции» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Компетенции устанавливают набор системных характеристик для проектирования образовательных стандартов, учебной и методической литературы, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников. [...]
Практический пример
Ценностно-смысловые компетенции: формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт освоения научной картины мира.
Социокультурные компетенции: владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции: иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения; иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. [...]». (Приводится по: Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Питер-принт, 2004. – 540 с.).