Задания
для подготовки к семинарским и практическим занятиям
по дисциплине «Основы государственной культурной политики Российской Федерации»
Утверждены на заседании кафедры
философии, права и СПД Составители: Басалаева О. Г.,
Протокол № 5 «23» декабря 2016 г. Волкова Т. А.,
Паничкина Е. В.
Тема 2. Ценностно-нормативная цивилизационная составляющая государственной культурной политики
Вопросы для обсуждения:
1. Факторы, определяющие специфику российской цивилизации.
2. Характеристика российской цивилизации.
3. Традиционные ценности российской цивилизации.
Литература:
1. Волк, П. Л. Основания культурной политики [Текст] / П. Л. Волк. - Томск: Издательство Томского университета, 2005. - 481 с.
2. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма // Н. А. Бердяев. Сочинения. – Москва: Раритет, 1994. – С. 245-412.
3. Бердяев. Н. А. Судьба России // Н. А. Бердяев. Сочинения. – Москва: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. – 736 с.
4. Мухамеджанова, Н. Основы современной цивилизационной теории [Электронный ресурс]: конспект лекций / Н. Мухамеджанова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2013. - 318 с. - (Университетская библиотека on-line: электрон.библ. система). – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259278 – Загл. с экрана.
5. Комиссаров, С. С. Политика в сфере культуры: вектор духовного возрождения отечественной цивилизации [Текст] / С. С. Комиссаров // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1. - С. 35–40.
6. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Я. Флиер; Научная ассоциация исследователей культуры; науч. ред. И.В. Малыгина, О.И. Горяинова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Согласие, 2015. - 672 с.: (Университетская библиотека on-line: электрон.библ. система). – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430111 – Загл. с экрана.
Тема 3. Государство и культура в современной России
Вопросы для обсуждения:
1. Нормативная правовая база культурной политики РФ.
2. Культурная политика как фактор национальной безопасности. Культурный суверенитет.
Практические задания:
по вопросу 1:
- В тексте действующей Конституции РФ найти положения, связанные с культурой и культурными правами граждан;
- В Законе РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства РФ о культуре» (редакция, действующая с 1 января 2016 г.) найти положения, раскрывающие права и свободы человека в области культуры.
по вопросу 2:
- на основе изучения нормативных правовых документов, рекомендованных к занятию, самостоятельно сформулировать понятие «культурный суверенитет»;
- на основе изучения нормативных правовых документов, рекомендованных к занятию, раскрыть место культурной политики современной России в обеспечении национальной безопасности.
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2.Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669.
3.Федеральный закон 06.06.1997 № 115-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: https://docs.cntd.ru/document/9005213
4.Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 12.02.2013. Приложение 1. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - URL: https://www.mid.ru/brp 4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
5.Военная доктрина Российской Федерации. Дата подписания 25 декабря 2014 г. [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2016 г. 03.12.2015 г. [Электронный ресурс] - URL: https://importozamechenie.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-polnyj-tekst/
Письменное задание:
Заполнить таблицу цитатами из
ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
Разделы, которые необходимо проанализировать (только перечисленные):
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
V. ПОЛОЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
VI. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
VIII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Определение государственной культурной политики | |
Каким органом определяется перечень культурного достояния народов РФ | |
Какова деятельность государства в отношении творческой деятельности детей и женщин | |
Имеет ли право государство вмешиваться в деятельность творческих работников | |
Каковы обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ | |
Каким органом производится запрет какой-либо культурной деятельности в случае нарушения законодательства | |
По каким критериям проводится независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры | |
Какие органы отвечают за размещение информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры | |
Где должна быть размещена информация о деятельности организации культуры | |
Каков порядок приватизации объектов культуры | |
Какие объекты культуры не подлежат приватизации | |
Какую внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять организации культуры | |
Как распределяется выручка от продажи результатов творческой деятельности | |
Какие органы устанавливают тарифы на платные услуги и продукцию творческой деятельности | |
Определение творческой деятельности | |
Определение творческого работника |
Тема 4. Инфраструктура и механизмы управления в сфере культуры
Практическое задание:
1. На основе изучения сайтов Министерства культуры РФ и Администрации Кемеровской области выполнить соответственно 2 схемы «Система управления культурой в РФ: федеральный и региональный уровни».
Вопросы для обсуждения:
1. Полномочия, функции и сферы ответственности федеральных и региональных органов государственной власти.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. Официальный сайт Министерства культуры РФ URL: https://mkrf.ru/ - Загл. с экрана.
2. Официальный сайт Администрации Кемеровской области URL: ako.ru – Загл. с экрана.
Тема 5. Основные направления государственной культурной политики современной России
Практическое задание 1:
На основании изучения указанных разделов «Государственного доклада о состоянии культуры в РФ в 2015 г.» необходимо заполнить таблицу. На занятии быть готовыми обсудить предложенные в таблице вопросы.
«Государственный доклад о состоянии культуры в РФ в 2015 г.»
Раздел 1.Пункт 1.1: Перечислить типы мероприятий по сохранению материального культурного наследия (13-15 типов) | |
Раздел 4.Пункт 4.1: А) определить понятие «нематериальное культурное наследие»; Б) определить состояние сохранения, изучения и популяризации нематериального культурного наследия и его причины; В) перечислить меры по преодолению кризиса | |
Раздел 4.Пункт 4.2: Выделить задачи, решаемые Единым электронным каталогом нематериального культурного наследия | |
Раздел 4.Пункт 4.4: Определить возможности новых технологий в деле сохранения языков коренных народов | |
Раздел 4.Пункт 4.5: Выделить проблемы в деле сохранения декоративно-прикладного народного искусства, ремесла и промыслов | |
Раздел 4.Пункт 4.6: Выделить проблемы подготовки кадров для сохранения нематериального культурного наследия | |
Раздел 10.Пункт 10.1: А) Перечислить уровни социально-культурной деятельности; Б) Выписать основной параметр измерения социально-культурной деятельности | |
Раздел 10.Пункт 10.2: А) проследить динамику культурно-досуговых учреждений РФ в 2015 г. по сравнению с 2014 г. (включая инклюзивные формирования); Б) определить роль вузов культуры в реализации актуальных задач социально-культурной деятельности; В) оценить состояние современных любительских театров | |
Раздел 12.Пункт 12.1: А) выделить основные ступени в системе подготовки творческих кадров; Б) перечислить направления деятельности Минкультуры РФ по сохранению и развитию системы ДШИ; В) выделить приоритетные направления образовательной политики Минкультуры РФ в 2015 г.; Г) выписать все упоминания КемГИК |
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. Государственный доклад о состоянии культуры в РФ в 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://mkrf.ru/report/report2015/ - Загл. с экрана.
Практическое задание 2:
1. Выбрать для анализа творческий союз (например, «Союз архитекторов России», «Союз писателей Кузбасса» и т.п.).
2. Проанализировать особенности деятельности творческого союза, опираясь на:
· Модельный закон «О творческих работниках и творческих союзах», принятый на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановление от 6 декабря 1997 года №10-10;
· данные официального сайта творческого союза.
3. Занести результаты анализа в таблицу:
Название творческого союза | ||
Год основания | ||
Статус | ||
Учредитель / Президент / Председатель | ||
Требования к кандидатам и членам союза | ||
Условия и порядок приема в кандидаты и члены союза | ||
Условия и порядок выхода и исключения из союза | ||
Основные направления деятельности | ||
Членские взносы (сумма) | ||
Результаты деятельности союза |
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1.Модельный закон «О творческих работниках и творческих союзах», принятый на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановление от 6 декабря 1997 года №10-10 [Электронный ресурс] URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/9800 - Загл. с экрана.
Тема 7. Международная культурная политика Российской Федерации
Практическое задание:
1. Выбрать Русский центр на информационном портале Фонда «Русский мир» https://www.russkiymir.ru/rucenter/catalogue.php
2. Проанализировать данные о деятельности центра в соответствии с информацией официального сайта Русского центра.
3. Результаты анализа занести в таблицу.
Название центра | ||
Страна / Город | ||
Руководитель центра | ||
Цель организации центра | ||
Основные направления деятельности | ||
Основные мероприятия | ||
Обучение русскому языку | ||
Возможность сдачи экзамена (тестирование) по русскому языку |
Рекомендованные для выполнения практического задания Русские центры:
1. Центр русского языка Института Пушкина (Эстония) https://www.pushkin.ee/ru/
2. Русский центр Западночешского университета (Чехия) https://www.ruskecentrum.zcu.cz/ru-rc.php
3. Русский центр Финско-русской школы( Финляндия) https://www.svk.edu.hel.fi/ru/glavnaja/
4. Русский центр на базе Некоммерческой организации «Русский дом, Марибор» (Словения) https://www.ruskimir.si/ (нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
5. Русский центр при некоммерческой организации «Панъевропейской высшей школы Н.О.» (Словакия) https://www.ruskecentrum.szm.com/(нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
6. Русский центр Гимназии им. Й. Й. Змая в Нови-Саде (Сербия) https://www.ruskicentar.edu.rs/index.php?lang=sr (нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
7. Русский центр Филологического факультета Университета в Белграде (Сербия) https://www.ruskicentar.rs/(нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
8. Русский центр Университета Коимбры (Португалия) https://www.uc.pt/fluc/depllc/CER(нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
9. Русский центр Гронингенского университета (Нидерланды) https://www.rug.nl/bibliotheek/services/ub/gebouw/tweedeverdieping/centreforrussianstudies(нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
10. Русский центр Улан-Баторского филиала ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова (Монголия) https://ruszentr.edicypages.com/ru
11. Русский центр Молдавского государственного университета (Молдова) https://rusmir-usm.md/
12. Русский центр Приднестровского государственного университета (Молдова) https://spsu.ru/sveden/struct/strukturnye-podrazdeleniya/tsentry/1238-russkij-tsentr-fonda-russkij-mir.html
13. Русский центр Даляньского университета иностранных языков (Китай) https://eyzx.dlufl.edu.cn/rus/
14. Русский центр Шэньсийского педагогического университета (Китай) https://eyzx.snnu.edu.cn/ru/index.asp
15. Русский центр Миланского государственного университета (Италия) https://www.centrorusso.unimi.it/index.php/ru/
16. Русский центр Немецко-Русского института культуры (Германия) https://www.drki.de/russisches-zentrum/
17. Русский центр Русско-немецкого культурного центра (Германия) https://rdkev.de/index/0-15
18. Русский центр Печского университета (Венгрия) https://www.oroszkozpont.pte.hu/(нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
19. Русский центр Университета им. Лоранда Этвеша (Венгрия) https://www.russtudies.hu/Bindex.php?lang=r
20. Русский центр Пловдивского университета им. ПаисияХилендарского (Болгария) https://blogs.uni-plovdiv.net/rumir/?page_id=2
21. Русский центр МКИ «Столичная библиотека» (Болгария) https://www.ruskicenter.org/ru/
22. Русский центр (Центр русского языка и культуры) Университета Монса (Бельгия) https://hosting.umons.ac.be/php/centrerusse/ru/
23. Русский центр (Центр Российских Исследований) Лёвенского Католического Университета (Бельгия) https://www.arts.kuleuven.be/crs(нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
24. Русский центр Ереванского государственного университета (Армения) https://russian-center.ysu.am/
25. Русский центр Бакинского государственного университета (Азербайджан) https://bsu.edu.az/ru/content/russkiy_centr
26. Русский центр Университета Инсбрука (Австрия) https://www.uibk.ac.at/russlandzentrum/(нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)
27. Русский центр Университета Зальцбурга (Австрия) https://www.uni-salzburg.at/index.php?id=200923&MP=44700-200607%2C200411-200843(нужно согласиться с Google перевести страницу на русский язык)