Из выступления императора перед представителями дворянства




История – 17

Часть 1.

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) «95 тезисов» М. Лютера

2) Любечский съезд князей

3) сражение в бухте Чемульпо

     

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) битва на реке Альте Б) основание СССР В) основание Московского княжества Г) проведение земской реформы 1) 1068 г. 2) 1147 г. 3) 1276 г. 4) 1864 г. 5) 1922 г. 6) 1957 г
А Б В Г  
         
           

 

3. Ниже при­ве­ден перечень понятий. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к деятельности Петра Первого.

1) Уложенная комиссия; 2) Табель о рангах; 3) коллегия; 4) мировой посредник; 5) сенат; 6) рекрут.

   

 

4. Прочтите отрывок из нормативного акта и укажите князя, имя которого пропущено в тексте.

«________________, после смерти [князя] Святополка, созвал дружину свою в Берестове: Ратибора Киевского тысяцкого, Прокопья Белгородского тысяцкого, Станислава Переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Ивана Чюдиновича боярина Олегова [князячерниговского Олега Святославича], и постановили– брать проценты только до третьего платежа, если заимодавец берёт деньги “в треть”; если кто возьмёт с должника два [третных] реза, то может взыскать и основную сумму долга; а кто возьмёт три реза, тот не должен требовать возвращения основной суммы долга».

Ответ: __________________

 

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) ФАКТ
А) наполеоновские войны Б) установление советской власти В) Смоленская война Г) укрепление древнерусской государ­ственности 1) отказ короля Владислава от прав на русский престол 2) становление новой системы сбора дани княгиней Ольгой 3) битва под Фридландом 4) созыв I Государственной Думы 5) принятие Декрета о земле 6) осада Плевны  

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события произошли в IX в.

2) Александр Невский в XIII в. княжил в городе, в котором происходили описываемые события.

3) Описываемые события произошли в период политической раздробленности Древнерусского государства.

4) Современником описываемых событий был Ярослав Мудрый.

5) События, описываемые в отрывке, привели к образованию Древнерусского государства.

6) Описываемые события произошли в XI в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

7. Какие из перечисленных событий относятся к XIII в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) поход хана Едигея на Русь

2) образование государства Золотая Орда

3) Куликовская битва

4) разгром немецких рыцарей на Чудском озере

5) первое упоминание Москвы в летописи

6) битва на р. Калке

     

 

8. Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

А) ____________ — пер­вая женщина, Герой Со­вет­ско­го Союза, партизанка, на­граж­ден­ная посмертно, за­му­чен­ная и каз­нен­ная фа­ши­ста­ми в но­яб­ре 1941 г. в де­рев­не Петрищево.

Б) Летом 1942 г. не­мец­кая армия Па­у­лю­са на­нес­ла удар по го­ро­ду ____________.

В) Бе­ло­рус­ская опе­ра­ция была про­ве­де­на в ____________.

Пропущенные элементы:

1) 1941 г.

2) 1944 г.

3) Вера Волошина

4) Зоя Космодемьянская

5) Киев

6) Ста­лин­град

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В
     

 

9. Установите соответствие между государственными деятелями начала XX в. и их деятельностью.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) великий князь Николай Николаевич Б) С. Ю. Витте B) С. В. Зубатов Г) П. А. Столыпин   1) создание рабочих организаций, подконтрольных полиции 2) подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы 3) руководство правительством в годы Первой мировой войны 4) руководство армией в годы Первой мировой войны 5) подготовка указа о праве крестьян выходить из общины с наделом  

Запишите в ответ цифры, расположив их под соответствующими буквами:

А Б В Г
       

 

10. Прочтите от­ры­вок из до­ку­мен­та и ука­жи­те императора, его подписавшего.

«Смуты и вол­не­ния в сто­ли­цах и во мно­гих мест­но­стях им­пе­рии нашей ве­ли­кой и тяж­кой скор­бью пре­ис­пол­ня­ют серд­це наше. Благо рос­сий­ско­го го­су­да­ря не­раз­рыв­но с бла­гом на­род­ным и пе­чаль на­род­ная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явить­ся глу­бо­кое на­стро­е­ние на­род­ное и угро­за це­ло­сти и един­ству дер­жа­вы нашей.

Великий обет цар­ско­го слу­же­ния по­ве­ле­ва­ет нам всеми си­ла­ми ра­зу­ма и вла­сти нашей стре­мить­ся к ско­рей­ше­му пре­кра­ще­нию столь опас­ной для го­су­дар­ства смуты. По­ве­лев под­ле­жа­щим вла­стям при­нять меры к устра­не­нию пря­мых про­яв­ле­ний беспорядка, бес­чинств и насилий, в охра­ну людей мирных, стре­мя­щих­ся к спо­кой­но­му вы­пол­не­нию ле­жа­ще­го на каж­дом долга, мы, для успеш­но­го вы­пол­не­ния общих пред­на­ме­ча­е­мых нами к уми­ро­тво­ре­нию го­су­дар­ствен­ной жизни мер, при­зна­ли не­об­хо­ди­мым объ­еди­нить де­я­тель­ность выс­ше­го правительства.

На обя­зан­ность пра­ви­тель­ства воз­ла­га­ем мы вы­пол­не­ние не­пре­клон­ной нашей воли:

1. Да­ро­вать на­се­ле­нию не­зыб­ле­мые ос­но­вы граж­дан­ской сво­бо­ды на на­ча­лах дей­стви­тель­ной не­при­кос­но­вен­но­сти личности, сво­бо­ды совести, слова, со­бра­ний и союзов.

2. Не оста­нав­ли­вая пред­на­зна­чен­ных вы­бо­ров в Го­су­дар­ствен­ную думу, при­влечь те­перь же к уча­стию в Думе, в мере возможности, со­от­вет­ству­ю­щей крат­но­сти оста­ю­ще­го­ся до со­зы­ва Думы срока, те классы

населения, ко­то­рые ныне со­всем ли­ше­ны из­би­ра­тель­ных прав, предо­ста­вив за сим даль­ней­шее раз­ви­тие на­ча­ла об­ще­го из­би­ра­тель­ною права вновь уста­нов­лен­но­му за­ко­но­да­тель­но­му порядку, и

3. Уста­но­вить как не­зыб­ле­мое правило, чтобы ни­ка­кой закон не мог вос­при­ять силу без одоб­ре­ния Го­су­дар­ствен­ной думы и чтобы вы­бор­ным от на­ро­да обес­пе­че­на была воз­мож­ность дей­стви­тель­но­го уча­стия в над­зо­ре за за­ко­но­мер­но­стью дей­ствий по­став­лен­ных от нас властей.

Призываем всех вер­ных сынов Рос­сии вспом­нить долг свой перед Родиною, по­мочь пре­кра­ще­нию сей не­слы­хан­ной смуты и вме­сте с нами на­прячь все силы к вос­ста­нов­ле­нию ти­ши­ны и мира на род­ной земле».

Ответ: ______________________

 

11. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

1) начало создания «Русской Правды»

2) стояние на Угре

3) Варфоломеевская ночь во Франции

4) XI в.

5) заключение Вестфальского мира

6) начало Ливонской войны

7) XVI в.

8) открытие Америки Христофором Колумбом

9) XIV в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

 

12. Прочтите отрывок из письма российского военачальника и государственного деятеля.

«Вот, матушка родная, Бог даровал победу и другую над флотом турецким, где он совершенно разбит. Адмирал взятый – лучший у них морской начальник.

Едва исполнилось семь лет, как корабль "Слава Екатерины" сошёл по Днепру в Понт. Флот уже размноженный торжествует. Я счастлив, что не принёс флагу Вашему бесчестия.

Будьте милостивы к Контр-Адмиралу Ушакову. Где сыскать такого охотника до драки: в одно лето – третье сражение, из которых то, что было у пролива Еникольского, наиупорнейшее. Офицеры рвутся один пред другим. С каким бы я Адмиралом мог ввести правило драться на ближней дистанции, а у него – линия начинает бой в 120 саженях, а сам особенно с кораблём был против "Капитании" в двадцати саженях. Он достоин ордена 2-го класса Военного, но за ним тридцать душ, и то в Пошехонье. Пожалуйте душ 500, хорошенькую деревеньку в Белоруссии, и тогда он будет кавалер с хлебом.

Я был на флоте и с радостными слезами любовался, видя с флотилией больше ста судов там, где до Вашего соизволения не было ни лодки.

На Севере Вы умножили флот, а здесь из ничего сотворили. Ты беспрекословно основательница, люби, матушка, своё дитя, которое усердно тебе служит и не делает стыда».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В период событий, описываемых в отрывке, Крым входил в состав Российской империи.

2) Письмо адресовано российской императрице.

3) Упоминаемый в тексте российский контр-адмирал командовал русской эскадрой в Чесменском морском сражении.

4) В период написания письма основу российского военного флота составляли паровые корабли.

5) Автор просит о том, чтобы адмиралу, отличившемуся в сражениях,
в качестве награды были дарованы крепостные крестьяне.

6) Упоминаемые в тексте морские сражения произошли на Балтийском море.

     

 

 

13. Укажите государство, обозначенное на схеме римской цифрой «I».

Ответ: ____________________

 

14. Заполните пропуск в предложении: «Вхождение в состав Российского государства территории, обозначенной на схеме римской цифрой "II", было окончательно подтверждено условиями ______________ мирного договора».

Ответ: ____________________

 

15. Назовите российского монарха, в чьё правление произошли обозначенные на схеме события.

Ответ: ____________________________

 

16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В событиях, обозначенных на схеме, были задействованы только сухопутные войска.

2) Один из российских военачальников, походы которых обозначены на схеме, впоследствии возглавил дворцовый переворот.

3) С государством, обозначенным на схеме римской цифрой «III», в годы правления царевны Софьи Алексеевны был заключён «Вечный мир».

4) В ходе военных действий, которым посвящена схема, российским войскам не удалось преодолеть укрепления противника в районе крепости, обозначенной на схеме цифрой «1».

5) Вследствие событий, отражённых на схеме, город, обозначенный
цифрой «2», впервые вошёл в состав Российского государства.

6) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», вошёл в состав российского государства в XVII в.

     

 

17. Установите со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми деятелей рос­сий­ской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.

ФАМИЛИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
A) В. Н. Татищев Б) А. Н. Радищев B) Д. Г. Левицкий Г) В. И. Баженов   1) «Путешествие из Пе­тер­бур­га в Москву» 2) «История Рос­сий­ская с самых древ­ней­ших времён» 3) кар­ти­на «Екатерина-законодательница» 4) ко­ме­дия «Недоросль» 5) дом Паш­ко­ва в Москве

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
       

 

18. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Марка посвящена открытию первой железнодорожной магистрали в России.

2) Российский император, изображённый на марке, вошёл в историю как Миротворец.

3) Современниками императора, изображённого на марке, были И.Е. Репин и В.И. Суриков.

4) В годы правления императора, изображённого на марке, в Санкт-Петербурге были открыты Высшие женские (Бестужевские) курсы.

5) Данная марка была выпущена в период президентства Б.Н. Ельцина.

   

 

 

19. Кто из деятелей культуры, портреты которых представлены ниже, творил
в период правления императора, изображённого на данной марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен портрет этого деятеля культуры.

 

   

 

 

Часть 2.

Из выступления императора перед представителями дворянства

«У нас существует класс людей весьма дурной, и на который я прошу вас обратить особенное внимание — это дворовые люди. Будучи взяты из крестьян, они отстали от них, не имея оседлости и не получив ни малейшего образования. Люди эти вообще развратны и опасны как для общества, так и для господ своих. Я вас прошу быть крайне осторожными в отношениях с ними. Часто, за столом или в вечерней беседе, вы рассуждаете о делах политических, правительственных и других, забывая, что люди эти вас слушают и по необразованности своей и глупости толкуют суждения ваши по-своему, т. е. превратно. <...> Это очень вредно!

Переходя к быту крестьян, скажу вам, что необходимо обратить особенное внимание на их благосостояние. Некоторые лица приписывали мне по сему предмету самые нелепые и безрассудные мысли и намерения. Я их отвергаю с негодованием. Когда я издал указ об обязанных крестьянах, то объявил, что вся без исключения земля принадлежит дворянину-помещику. Это вещь святая и никто к ней прикасаться не может. Но я должен сказать с прискорбием, что у нас весьма мало хороших и попечительных помещиков, много посредственных и ещё более худых, а при духе времени, кроме предписаний совести и закона, вы должны для собственного своего интереса заботиться о благосостоянии вверенных вам людей и стараться всеми силами снискать их любовь и уважение.

Ежели окажется среди вас помещик безнравственный или жестокий, вы обязаны предать его силе закона. Некоторые русские журналы дозволили себе напечатать статьи, возбуждающие крестьян против помещиков и вообще неблаговидные, но я принял меры и этого впредь не будет.

Господа! У меня полиции нет, я не люблю её: вы моя полиция. Каждый из вас мой управляющий и должен для спокойствия государства доводить до моего сведения все дурные действия и поступки, какие он заметит. Если и в моих имениях вы усмотрите притеснения и беспорядки, то убедительно прошу вас, не жалея никого, немедленно мне о том доносить. Будем идти дружною стопою, будем действовать единодушно, и мы будем непобедимы».

 

20. Назовите императора — автора данного выступления. Укажите десятилетие начала его правления. Укажите название войны, в которой участвовала Россия во время окончания правления этого императора.

 

21. Укажите три просьбы императора к представителям дворянства, приведённые в данном отрывке.

 

22. Укажите любые три, не названные в данном отрывке, меры, предпринятые в период правления императора — автора данного выступления — для улучшения положения крестьян.

 

23. Этот император царствовал около полугода. Он вывел Россию из войны, в которой было одержано несколько побед. Не успев короноваться, император был свергнут своей супругой и вскоре убит. Обряд коронования над его прахом был произведён более чем через 30 лет при перезахоронении. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите название войны, из которой Россия вышла при этом императоре. Укажите причину, по которой был совершён небывалый обряд коронования праха императора.

 

24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Развитие Рос­сии в XVII в. шло в ином направлении, чем раз­ви­тие За­пад­ной Европы».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

25. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 980—1015 гг.;

2) 1613—1649 гг.;

3) 1894—1917 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: