Занятие 10.
Проблема эффективности современного урока
Основные понятия:
Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий, заранее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.
(Харламов И.Ф. Педагогика, Мн., 2000. С. 244)
Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
(Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1. С.521)
Цель урока – предполагаемый, заранее планируемый… уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.
(Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1996. С.264)
Дидактические задачи – шаги в достижении дидактической цели:
- актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока;
- сформировать у учащихся новыепонятия и способы действия;
- организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.
(Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. М.,1996. С. 264)
Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой
(Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.. 2002. С. 282)
Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.
(Бордовская Н.В.. Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2003. С.101)
Типы уроков – классификация уроков по дидактическим целям и месту в общей системе уроков.
(Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1. С.526)
Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
(Бордовская Н.В.. Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2003. С.101)
Фронтальная форма работы на уроке – совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
Индивидуальная форма работы на уроке – самостоятельная работа каждого ученика.
Групповая форма работы на уроке – учащиеся работают в группе 4-7 человек или в парах; задания для групп могут быть одинаковыми или разными; результаты работы групп сообщаются и оцениваются; состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным.
(Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С. 112)
Основные требования к уроку:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых у уч-ся межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями. Опора на достигнутый уровень развития уч-ся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств. 9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом уч-ся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков.11. Формирование умений учиться. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование каждого урока.
Современный словарь по педагогике. Мн, 2001. С 819
Вопросы для обсуждения:
1. Урок как основная форма организации обучения в отечественной школе.
2. Формы учебной работы на уроке.
3. Подготовка учителя к уроку, анализ и оценка его результатов.
4. Требования к современному уроку и способы повышения его эффективности.
Тема для реферата:
1. Технологическое многообразие уроков.
Практическая работа:
1. Сформулируйте последовательность действий учителя при подготовке к уроку.
2. Предложите виды помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока.
Основная литература
1. Харламов И.Ф. Педагогика, - Мн., 2000. - С. 238-280.
Или
2. Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1. - С.519-535.
Или
3. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.,1996. - С. 262-308.
и
4. Структурные элементы урока/ Справочник администрации школы по организации учебного процесса. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск », 1999 (ксерокопия).
и
5. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1997. - С.111-112.
Дополнительная литература
1. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1998. - С. 49-54, 60-64.
2. Современные требования к уроку / ЦiханаўЛ.М., Грымаць А.А. i iнш. Педагогiка. Вучэбны дапаможнiк. - Мн., 1995. Схема 18-19 (ксерокопия).
3. Подготовка к уроку / Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. - М., 1995. — С. 178-239 (ксерокопия)
4.Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М., 1994. - С.18-53.
5. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М., 1985. - С.22-43.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ТЕМЕ 10
1. Определите основные признаки урока, выбрав наиболее полный ответ:
- урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и единой для всех программе обучения;
- урок определяется следующими чертами: руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, проведение проверки знаний;
- урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить.
2. В какой группе изложена классификация уроков по признаку основной дидактической цели?
1 группа | 2 группа |
Урок изучения нового материала; | Урок – лекция; |
Урок формирования и совершенствования умений и навыков; | Урок – беседа; |
Урок обобщения и систематизации знаний; | Урок – экскурсия; |
Урок контроля и коррекции знаний; | Урок самостоятельной работы; |
Комбинированный урок. | Лабораторные и практические занятия. |
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 10
1. В чем заключаются особенности построения различных типов уроков?
2. Чем объясняется появление нестандартных уроков? Какие это уроки? В чем их педагогическая ценность?
3. Каковы современные дидактические, воспитательные, развивающие и организационные требования к уроку?
4. Проанализируйте причины неудачных уроков в современной школе.