Глава 2. Государственное устройство США




Начало закладывания правовых основ

В мае 1776г. Второй Континентальный конгресс принял решение о преобразовании колоний в штаты, а также «Декларацию независимости» Томаса Джефферсона, обнародованную 4 июля.

Провозглашение Декларацией независимости бывших английских колоний "свободными и независимыми штатами" означало появление на Атлантическом побережье Северной Америки 13 независимых суверенных государств. Хотя в Декларации и содержатся слова "Соединенные Штаты Америки", это не значит, что были созданы США в современном смысле слова как единая федеративная республика. Сам акт объявления бывших британских колонии независимыми суверенными государствами был событием исключительной важности не только для самих американцев, но и для всего остального мира.

B Декларации было сказано: "Мы считаем самоочевидным следующие истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами". Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, принцип равноправия она распространяла не на всех людей, а только на белых мужчин-собственников, ибо коренные жители Америки — индейцы, которые не были рабами, не включались в политическую общность, как и рабы.

К числу "определенных неотъемлемых прав" Декларация относит право на жизнь, свободу, стремление к счастью. В этом перечне нет права частной собственности. Т. Джефферсон не случайно "забыл" включить частную собственность в Декларацию. Он не считал владение частной собственностью естественным правом человека. По его мнению, она была продуктом исторической эволюции. Исключение права частной собственности из перечня естественных прав вовсе не означало его упразднения, что было бы просто немыслимым в буржуазной Америке.

В Декларации сказано, что для обеспечения естественных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Эта Формула полностью порывает с божественной теорией происхождения государства. Согласно Декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.

Важнейшее значение имело положение Декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство: "Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилия обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа — свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности".

Первая конституция США

Первая конституция Штатов получила название "Статей конфедерации" (1781 г.). Они создавали не столько государственный, сколько межгосударственный союз. Каждый штат сохранял "суверенитет, свободу, независимость и всякую власть, юрисдикцию и право", имел свой парламент, свое правительство, свою конституцию.

Делегации штатов, уполномоченные их парламентами, собирались на ежегодно созываемые сессии конгресса, где каждый штат располагал одним голосом из тридцати.

Основные вопросы политики: объявление войны, заключение мира, международных договоров, чеканка монеты, бюджет и пр. - решались квалифицированным большинством, не менее чем девятью голосами.

В промежутках между сессиями конгресса его функции переходили комитету штатов, в котором каждый из них имел своего представителя.

По образному выражению Д. Вашингтона, "Статьи конфедерации" представляли собой "веревку из песка". Слабость созданной ею центральной власти сказалась тотчас же на ходе войны.

Конституция 1787года

В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов. Почти все делегаты имели большой опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли политические деятели и юристы: А. Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Результаты работы, выполненной учредителями, свидетельствуют о высоком уровне их теоретической подготовки, творческом подходе к трудам выдающихся европейских ученых-конституционалистов, умении рационально применять общетеоретические установки к конкретным историческим условиям.

Итогом четырех месяцев тщательной и всесторонней работы стала Конституция 1787 г., которая в своих главных положениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа, явилось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой было законодательство, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т.д.). В этой области обе палаты наделялись равными правами за некоторым исключением: законопроекты относительно налогов должны были исходить от палаты представителей, сенат мог предлагать поправки. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечении этого срока законопроект считался принятым). Если президент отклонял законопроект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3 голосов в обеих палатах, т.е. предусматривалось отлагательное вето президента.

Исполнительную власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы государства и главы правительства. Как глава государства он был главнокомандующим, имел право помилования и отсрочки исполнения приговоров, "по согласию и совету" сената назначал послов и других высших должностных лиц, созывал палаты Конгресса в экстренных случаях, а также осуществлял некоторые другие полномочия. Как глава правительства президент руководил текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавал административные распоряжения, которые не должны, однако, выходить за рамки законов.

Третья власть была представлена судом. Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.

Таким образом, предусматривалась конституционная система "сдержек и противовесов". Конгресс мог отклонить законопроекты, внесенные президентом, сенат – не согласиться с предложенной президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. В этом случае палатой представителей возбуждалось дело и формулировалось обвинение, а сенат рассматривал дело под председательством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов. При этом осуждение должно ограничиваться "...удалением от должности, запрещением занимать в США какую-либо должность, с которой соединяется почет, доверие и выгода". В свою очередь президент, используя право отлагательного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения.

Введение двухпалатной системы (бикамерализм), обусловленное многими причинами, предполагало вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвращало возможность узурпации законодательной власти одной палатой.

Конституция предусматривала правила формирования государственных властей. Депутаты палаты представителей выбирались по штатам (один депутат от 30 тыс. граждан, удовлетворяющих множеству цензов). Сенат состоял из выборных законодательными собраниями штатов (два сенатора от штата). Президент избирался в ходе двухстепенных выборов (население по штатам избирало "выборщиков", а те - президента, впоследствии выборы президента из косвенных превратились в фактически прямые). Члены Верховного суда назначались президентом "по совету и с одобрения" сената.

Для предотвращения возможности временного безвластия в период выборов были установлены различные сроки правомочий властей. Палата представителей выбиралась на 2 года, сенаторы - на 6 лет, причем каждые 2 года обновлялась 1/3 членов сената. Президент избирался на 4 года. Должность членов Верховного суда объявлялась пожизненной "...пока будут вести себя безукоризненно".

Конституция вводила федеративное устройство. Соответственно разграничивались правомочия между общефедеральными властями и властями отдельных штатов. Федерация наделялась правом: объявлять войну и заключать мирные договоры (в более широком плане - ведение внешней политики), регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, чеканить монету (регулировать денежную систему страны), устанавливать единую норму мер и весов, набирать, содержать и управлять армией и флотом. Подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Фиксируя основы федерации, конституция вводила "смешанную" форму правления, при которой представительство корпуса избирателей страны в целом стало совмещаться с равным представительством штатов в сенате вне зависимости от численности населения каждого из них. Таким образом, верхняя палата неизбежно становилась более последовательным выразителем интересов штатов (особенно малонаселенных).

Билль о правах 1791 г.

В США Биллем о правах 1791 г. называются первые десять поправок к Конституции 1787 г.:

- первая поправка – о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;

- вторая поправка – о праве народа хранить и носить оружие;

- третья поправка – о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

- четвертая поправка – о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

- пятая поправка – о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности;

- шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определяется круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

- девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутой конституцией.

Десятая поправка не касалась гражданских прав.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызывало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известных как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В тоже время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.

 

 

Заключение

Не для кого не секрет, что когда был открыт Новый Свет, он воспринимался европейцами как Эльдорадо с его пышной растительностью, пестрым оперением птиц, смуглыми местными жителями. Европа усмотрела в их образе жизни воплощение мифического «золотого века», когда люди жили среди первозданной природы, питаясь её плодами и не заботясь о хлебе насущном.

Однако это представление было не долгим, и постепенно Америка стала «мировым котлом», объединившим в себе людей различных нации, стремящихся уйти от проблем и несправедливости Старого Света.

Но о них не хотели забывать и новым жителям пришлось держать ответ на вызов оставленного ими мира. И они сумели выстоять и заложить государственные основы такого уровня, которые уже 200 с лишним лет регулируют права и свободы человека и гражданина не только в их стране, но и послужить началом для отправления международного права.

Кто бы и как не относился к политике Америки в настоящее время, но мы вынуждены признать, что это великая страна и относиться к ней и её истории нужно соответственно.

 

Список использованной литературы:

1. Батыр К.И., Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4-е издание. Изд-во «Проспект». М., 2004. Стр. 262-264.

2. Волосникова Л.М., Кузнецов А.В., Алексеев В.И. История государства и права зарубежных стран.

3. Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. - Издательство «ПРИОР», М., 2001. стр. 110-111, 114.

4. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран/ Учебник для вузов. В 2 частях. Часть 2. 2-е издание. - Издательство НОРМА. - М., 2002. Стр. 30-31, 38.

5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., Юристъ, 2001. Стр. 270-271.

6. Новая школьная энциклопедия. Всемирная история/Сост. А. М. Цирульников. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2003. – 686с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: