Соотнесите уровни, (под)системы и формы дифференциации




Занятие 6.

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Основные понятия:

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика; осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения посредством индивидуальных и групповых заданий.

(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., Современное слово, 2001. - С. 263-264.)

 

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

(Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. Т.2. - С.201.)

 

Индивидуальный подход – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, основанное на знании его черт личности и условий жизни.

(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., Современное слово, 2001. - С. 266)

Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.) Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Индивидуализация обучения – предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

(Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М. – Воронеж, 1998. - С.7).

Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые … выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.

(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., Современное слово, 2001. - С. 195-196.)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и цели индивидуализации и дифференциации обучения.

2. Дифференциация обучения: классификация и характеристика форм организации.

3. Индивидуализация учебной работы на уроке: пути осуществления.

Темы для рефератов:

1. Дифференцированное обучение в школах Республики Беларусь.

2. Дифференциация обучения за рубежом.

Практическое задание:

1. Определите показатели, которые могли бы лечь в основу деления класса на группы для выполнения домашнего задания по иностранному языку.

2. Ознакомьтесь с методикой психолого-педагогической диагностики, применяемой при отборе учащихся в дифференцированные классы.

Литература

1. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - Москва-Воронеж, 1998 - С. 3-20, 153, 140-147.

2. Перевозный А.В. Дифференциация в системе современного школьного образования // Кiраванне у адукацыi. 1998. № 3. - С. 41-51

3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990. - С.6-8, 17-66.

4. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе (ксерокопия).

5. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.,1975. Гл.3, 4.

 

Дополнительная литература

1. Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор школы (ксерокопия).

2. Дифференциация обучения //Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. – С.276-278.

3. Индивидуализация обучения //Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. – С.359-360.

4. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка //Педагогика. 1992. № 10. - С. 23-28.

6. Солонова А. Уровневая дифференциация: путь к успеху //Народное образование.1994. № 1. -С.100-101.

6. АтаеЎ Н.А. Iндывiдуальны падыход — шлях да павышэння адукацыi //Народная асвета. 1991. № 11. - С.6-9.

7. Крайко Б.М. Дыферэнцыяцыя Ў гарадской школе //Народная асвета. 1991. № 1. - С.6-11.

8. Супрунова Л.Л., Иванова А.В. Дифференцированный подход к обучению в высшей школе США //Педагогика. 1998. № 8. - С.105-112.

9. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. Мн., 1992. - С. 5-18.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ТЕМЕ 6

1. Определите сущность понятия «индивидуализация обучения».

2. Перечислите формы индивидуализации обучения.

3. Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе?

4. Какие существуют виды и формы дифференциации?

5. Сравните понятия «индивидуализация», «дифференциация», «гуманизация».

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 6

 

1. Покажите и обоснуйте связь понятий:

дифференциация
индивидуализация
гуманизация

Соотнесите уровни, (под)системы и формы дифференциации

 

Уровень (под)система Форма дифференциации
макро    
мезо    
микро    

 

Слова для справок: государственная система образования, отдельная школа, отдельный класс.

3. Заполните следующую таблицу:

«индивидуализация образования» и «дифференциация образования»
общее в этих понятиях различия в этих понятиях
   
   
   
   
   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: