Диагностика уровня сформированности показателей языковой личности учащихся экспериментального и контрольного классов




Результаты выполнения творческого задания в экспериментальном и контрольном классах

Далее, уровень интеллектуального развития учащихся экспериментального и контрольного классов оценили согласно норме оценок знаний, умений и навыков учащихся 1-4 классов, данной в «Рабочей программе к курсу «Русский язык» (1-4 классы. УМК «Школа России»).

В итоге, результаты проведённой диагностики на выявление уровня интеллектуального развития учащихся экспериментального и контрольного классов представили в таблице 6 и диаграмме 4:

Таблица 6

Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся экспериментального и контрольного классов

Группа Класс Контрольная группа Экспериментальная группа
Низкий 14 % 6 %
Сниженный 22 % 21 %
Средний 29 % 34 %
Высокий 35 % 39 %

Диаграмма 4

Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся экспериментального и контрольного классов

Итак, во время констатирующего этапа эксперимента мы выявили первоначальный уровень сформированности составляющих языковой личности младшего школьника, на основании которого мы составили предварительный портрет языковой личности ученика третьего класса (на начало эксперимента): для большинства учащихся 3 класса характерен низкий уровень творческой активности, так как чувство новизны – наблюдается в среднем у 56% учащихся, направленность на творчество – в среднем у 44 % учащихся.

Таким образом, проведённый анализ результатов констатирующего этапа нашего исследования выявил следующее: уровень сформированности языковой личности младших школьников на момент диагностики недостаточный, следовательно, данные констатирующего эксперимента обуславливают необходимость проведения формирующего эксперимента.

Следующим этапом эксперимента явился – формирующий, во время проведения которого решались следующие 2 задачи: 1) определить показатели языковой личности младшего школьника в сочинении на основе личных впечатлений «Летний наряд степи»; 2) провести обучающий эксперимент и выявить эффективный приём формирования языковой личности у учащихся 3 «а» класса.

Для решения первой задачи формирующего этапа исследования мы дали учащимся экспериментального и контрольного классов следующее творческое задание: написать сочинение на основе личных впечатлений «Летний наряд степи».

Вначале, проверили и выставили оценки за сочинение согласно «Норме оценок работ творческого характера» выставили оценки. Затем, мы составили индивидуальную карту показателей языковой личности учащихся, которую представили в таблице 7. Далее, получили количественные результаты сформированности показателей языковой личности учащихся, которые представили в таблице 8 и диаграмме 5:

 

Таблица № 8

Диагностика уровня сформированности показателей языковой личности учащихся экспериментального и контрольного классов

Класс Уровни Контрольный класс Экспериментальный класс
Недопустимый 21 % 17 %
Достаточный 65 % 62 %
Оптимальный 14 % 21 %

 

Диаграмма 5

Диагностика уровня сформированности показателей языковой личности учащихся экспериментального и контрольного классов

 

Итак, для учащихся экспериментального и контрольного классов преобладает достаточный уровень, следовательно, им доступны такие показатели языковой личности младшего школьника, как: а) логически последовательное изложение мыслей, б) нормативное построение предложений, в) лексическое разнообразие словаря, д) правильное речевое оформление.

В рамках формирующего эксперимента провели обучающий эксперимент в 3 «а» классе, использовав на уроке русского языка такой эффективный приём формирования языковой личности, как сочинение по картине Г.О.Рокчинского «Журавлиная песня».

После проведения сочинения пришли к выводу о том, что, с одной стороны, эффективность использования в обучении русскому языку такого эффективного приёма, как сочинение, с другой стороны, результаты формирующего эксперимента позволяют судить также о том, что выявленные нами показатели языковой личности учащихся экспериментального класса свидетельствуют о том, что у них сформирована языковая личность.

Задача контрольного этапа эксперимента – выявить динамику сформированности составляющих языковой личности учащихся контрольного и экспериментального классов средствами предмета «Русский язык» в конце эксперимента (во время повторного проведения диктанта к концу эксперимента).

В итоге, в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся выше, чем в контрольном классе.

Результаты сравнения формирующего и контрольного эксперимента при проведении повторного диктанта в обоих классах можно представить в таблице 9 и диаграмме 6:

В целом, результаты итогового уровня сформированности составляющих языковой личности учащихся экспериментального класса в процентном соотношении представим в таблице 11 и диаграмме 7.

Таблица 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: