БИС-Т/З: Бортовая оперативно советующая экспертная система «Оперативное целеполагание» (БОСЭС-целеполагание)




МАИ, факультет 7, (гр.406, 407)

Курс «Синтез систем бортовых алгоритмов ЛА»

(вопросы зачета)

Учебный год (весенний семестр).

 

 

Раздел I.

Математическая модель «Этап» для разработки БЦВМ алгоритмов тактического уровня.

1. Концептуальная модель летательного аппарата «Этап»: формализация функционирования полета летательного аппарата (ЛА) в ММ «Этап»: ГЗВ, ТС/ТБС, ПрС/С.

Пример ГЗВ, ТС/ТБС, ПрС/С по ДР- №1 (раздел «Учения»).

2. Концептуальная модель летательного аппарата «Этап»: глобальные уровни управления (ГлУУ). Назначение каждого уровня ГлУУ. Интерпретация решения задачи I-ГлУУ и II-ГлУУ в понятиях ММ «Этап». Содержание системообразующего ядра ЛА.

Пример задачи I-ГлУУ и задачи II-ГлУУ по ДР-1.

3. Концептуальная модельЛА «Эпизод».Отличия моделей «Этап» и «Эпизод». Кем вырабатываются рекомендации по решению задачи I-ГлУУ и II-ГлУУ при использовании ММ «Эпизод»?

4.Основное содержание для истребителей Генеральных Задач Вылета (ГЗВ):

- отражение воздушного налета,

- сопровождение ударных сил,

- расчистка воздушного пространства.

 

 

Раздел II

Граф решений летчика (ГРЛ) и схема бортовых алгоритмов (СБА).

 

1. Составляющие деятельности летчика их краткая характеристика. Этап проектирования спецификаций БЦВМ-алгоритмов, Назначение ГРЛ и СБА.

Пример ГРЛ по ДР-№2.

2. ГРЛ. Формализация операции слежения, выполняемой летчиком. Способ предъявления операции слежения в ГРЛ.

Пример по ДР-№2.

3. Задача оптимального размещения отрезков слежения в ГРЛ.

Пример оптимального размещения.

4. Критерий временной реализуемости ГРЛ: локальные и веточные ограничения.

Пример ГРЛ с ограничениями по ДР-№2.

5. Постановка задачи информационной согласованности ГРЛ и СБА. Пример.

6. Оценка временных затрат оператора на выполнение работ, представленных в ветке ГРЛ. Оценка временной реализуемости летчиком разработанного ГРЛ.

Пример расчета по ДР-№2.

Раздел III

Решение слабоструктурированных задач по прецеденту.

1. Постановка задачи для ее решения по прецеденту.

2.. Понятие нечеткого множества. Универсальное множество, функция принадлежности нечеткого множества. Пересечение, объединение нечетких множеств, заданных на одном универсальном множестве. Функции принадлежности пересечения, объединения.

Пример.

3. Нечеткое отношение нечетких множеств (нечеткие множества, заданные на различных универсальных множествах).

Пример использования в решениях задач по прецеденту.

4. Лингвистическая переменная. Термы. Термы как нечеткие множества. Ансамбль функций принадлежности.

Примеры.

5. Матрица знаний. Использование в механизме вывода операций над нечеткими множествами (пересечение, нечеткое отношение нечетких множеств).

Пример матрицы знаний.

6. Использование матрицы знаний для определения рекомендуемого прецедента при описании проблемы количественным ситуационным вектором (SV).

Пример.

Раздел IV

Задача I-ГлУУ: оперативное целеполагание на борту летательного аппарата

1. Составляющие задачи оперативного целеполагания: осмотрительность ситуационная осведомленность, ситуационная уверенность. Описание состава БЦВМ-алгоритмов и АДЭ по каждой составляющей. Характеристика каждой составляющей (назначение, информация экипажу на ИУП).

2. Назначение информационной интеллектуальной системы «Ситуационная осведомленность экипажа» (далее ИИС СОЭ). Участие экипажа в работе ИИС СОЭ.

3. Бортовая оперативно советующая экспертная система «Оперативное целеполагание» (БОСЭС-целеполагание). Назначение БОСЭС-целеполагание. Участие экипажа в работе БОСЭС-целеполагание.

 

Раздел V

БИС-Т/З: интеллектуальная информационная система «Ситуационная осведомленность экипажа» (ИИС СОЭ).

1. ИИС СОЭ на борту ЛА. Назначение ИИС СОЭ. Состав функциональных блоков ИИС СОЭ.

Пример по дом. работе №4.

2. ИИС СОЭ на борту ЛА. Информационные связи с бортовой информационной средой ЛА. Состав информации на ИУП передаваемой из ИИС СОЭ.

Пример по ДР-№4.

3. ИИС СОЭ. Блок «Непосредственные угрозы».

Пример по ДР-№4.

4. ИИС СОЭ. Блок выделения непосредственных угроз (роль ММ, понятие «точки невозврата»). Информация экипажу на ИУП.

Пример по ДР-№4.

5. ИИС СОЭ. Блок классификации непосредственных угроз. Информация экипажу на ИУП.

Пример по ДР-№4.

 

Раздел VI.

БИС-Т/З: Бортовая оперативно советующая экспертная система «Оперативное целеполагание» (БОСЭС-целеполагание)

 

1. Назначение БОСЭС-целеполагание. Ее режимы работы. Условия активизации каждого из этих режимов.

Пример из ДР-№5.

2. Работа БОСЭС-целеполагание в режиме I. Структура базы знаний режима I. Диалог «БОСЭС-целеполагание – экипаж» и обеспечение его на информационной и управляющей частях ИУП истребителя.

Пример из ДР-№5.

3. Работа БОСЭС-целеполагание в режиме II. Структура базы знаний режима II. Диалог «БОСЭС-целеполагание – экипаж» и обеспечение его на информационной и управляющей частях ИУП истребителя.

Пример из ДР-№5.

4. Работа БОСЭС-целеполагание в режиме III. Структура базы знаний режима III. Диалог «БОСЭС-целеполагание – экипаж» и обеспечение его на информационной и управляющей частях ИУП истребителя.

Пример из ДР-№5.

 

Литература.

1. Курс лекций проф. Б.Е.Федунова «Синтез систем бортовых алгоритмов ЛА».

2. Федунов Б.Е. Модель «Этап» для разработки облика бортовых интеллектуальных систем антропоцентрических объектов. Изд. «Новая техника». г. Самара. Журнал «Онтология проектирования». №2 (4), 2012, стр.36- 43 (для раздела I).

3. Федунов Б.Е. Методика экспресс-оценки реализуемости графа решений оператора антропоцентрического объекта на этапе разработки спецификаций алгоритмов бортового интеллекта. – М., Изв. РАН, ТиСУ. №.3, 2002 (для раздела II).

4. Стефанов В.А., Федунов Б.Е. Бортовые оперативно – советующие экспертные системы (БОСЭС) типовых ситуаций функционирования антропоцентрических (технических) объектов. Москва. Издательство МАИ. 2006.191 стр. (для раздела III).

5. Желтов С.Ю., ФедуновБ.Е. Оперативное целеполагание в антропоцентрических объектах с позиции концептуальной модели «Этап». I. Структуры алгоритмов поддержки процесса решения задачи экипажем. – М., Изв. РАН, ТиСУ, 2015, №2 стр. 57-71 (для раздела V и VI)

6. Желтов С.Ю., ФедуновБ.Е. Оперативное целеполагание в антропоцентрических объектах с позиции концептуальной модели «Этап». II. Режимы работы бортовой оперативно советующей экспертной системы и диалоги ее с экипажем. – М., Изв. РАН, ТиСУ, 2016, №3 стр.55 – 69(для раздела Vи VI)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: