ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
УХ ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам и увлечённо «исследует» их, подвергая самым разнообразным манипуляциям. Наблюдая, как взрослые действуют с данными предметами, малыши увлечённо подражают им. У детей появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, т. е. ребёнок начинает действовать с предметами-заместителями.
Восприятие.
Дети воспринимают мир всеми органами чувств, строя целостные образы предметов. Они видят, например, большой красивый мяч, а не отдельно величину, отдельно форму, отдельно цвет.
Внимание.
Дети не понимают, что значит - заставить себя быть внимательным, произвольно направить и удержать своё внимание на определённом объекте.
Их внимание непризвольно.
Переключить внимание ребёнка на другой предмет с помощью слов можно только после многократного повторения. Именно поэтому детям так сложно немедленно выполнить ваши просьбы принести что-либо, убрать игрушки и т. п.
Объём внимания очень невелик. Если взрослый может удерживать в поле своего внимания до 6 разных объектов, то двухлетний малыш – всего один-единственный.
Память.
Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся раньше вещей и событий.
Ничего преднамеренно дети этого возраста запомнить не могут. В то же время дети прекрасно запоминают то, что понравилось.
Они запоминают то, что запомнилось само.
Показатели психического развития
детей раннего возраста
В ЦЕНТРЕ МИРА – ВЗРОСЛЫЙ!
Развитие разных психических процессов протекает неравномерно.
В каждый год жизни на передний план выходят несколько таких особенностей.
В психике ребёнка между двумя и тремя годами происходят следующие основные изменения:
Ø Интенсивно развивается речь;
Ø Появляется целеполагание;
Ø Появляется начальное осознание себя.
Итак:
1. Развитие речи.
В этот период значительно увеличивается словарь ребёнка.
В два года он, в среднем, составляет 270 слов, в два с половиной – 450, а к трём годам увеличится до 800 и даже до 1000. Но так происходит при условии, что ребёнок слышит разнообразную речь взрослых и много разговаривает с ними сам. В противном случае совершенно нормальные дети начинают отставать в речевом развитии, их словарный запас в два года может составить 50 слов, а в три – не более 300.
Учитывая, что дети, как и взрослые, думают при помощи слов, можно утверждать, что это отставание отрицательно влияет на их умственное развитие.
2. Становление целеполагания.
Важнейшим психическим новообразованием этого возраста является становление целеполагания.
У ребёнка появляется желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, - катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из предметов или с их помощью нечто новое – забор из кубиков, поезд из стульев и т. п.
Дети двухлетнего возраста стремятся делать то же самое, что на данный момент делает близкий им взрослый: мыть посуду, подметать пол, сгребать снег или листья.
В отличие от более старших детей, они не играют в мытьё посуды, подметание пола и т. п., а пытаются делать это, используя настоящие орудия. Однако их привлекает лишь желание действовать как взрослый, а не тот результат, к которому взрослый стремится.
Конечный результат их мало занимает, поэтому без участия взрослых эти занятия скоро обрываются.
К трём годам, общаясь со взрослым, ребёнок постепенно обнаруживает, что действия, как правило, приводят к определённому результату: посуда вымыта и стала чистой, крупа сварилась и получилась каша и т. п.
Когда малыш просит взрослого нарисовать машину или построить из кубиков домик, а затем наблюдает за действиями взрослого, у него зарождается пока ещё смутное понимание того, что в итоге тех или иных действий можно получить нечто видимое и осязаемое.
Становление целеполагания на третьем году жизни происходит совсем не в том порядке, в каком осуществляет целенаправленные действия взрослый человек. Мы, как известно, начинаем с постановки цели, а результат появляется в конце.
У ребёнка формирование целеполагания по этапам:
- вот он громоздит кубики, отнюдь не намереваясь что-либо создать. Но вопрос взрослого: «Что ты построил?» - зарождает в нём мысль, что это непонятное сооружение может быть чем-то. Если ребёнок затрудняется дать определение своему сооружению, взрослый может ему помочь, сказав что это очень похоже на машину, которую они видели на прогулке. А если взрослый ещё и похвалит его творение и приставит колёсико, малыш, пожалуй, и сам поверит, что сделал машину.
- в следующий раз ребёнок уже сам уверенно скажет, что построил машину;
- через какое-то время, взяв кубики, заявит, что собирается строить машину.
Обратите внимание: это вы определили ребёнку цель, показав, что его действия привели к определённому результату, одобрив и результат, и действия, и его самого.
Поэтому, общаясь с детьми, так важно постоянно ненавязчиво интересоваться тем, что они делают, подсказывать результат и, разумеется, одобрять его.
Итак, к трём годам у ребёнка должна развиться способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать её в своих мыслях в течение всего времени, необходимого для её достижения.