Особенности взаимодействия педагогов с родителями




Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам образовательной деятельности с детьми происходит по нескольким направлениям.

Первое — знакомство родителей с правилами, существующими в группе, а также способами их усвоения.

Второе— привлечение родителей к образовательной работе с детьми по развитию познавательных способностей.

Третье направление — создание родителями ситуаций, организация родителями деятельности детей таким образом, что это позволяет детям реализовывать сформированные у них способы деятельности, овладевать новыми способами.

Четвертое направление работы с родителями в ДОУ — это помощь родителям в овладении способами позитивной коммуникации с детьми, направленной на развитие ребенка.

Таким образом, целью образовательной работы с родителями является развитие у взрослых способов коммуникации с детьми на основе понимания ребенка как обладающего определенными особенностями: возрастными, личностными, эмоциональными.

Задача нашей образовательной работы — развитие представлений родителей о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, адекватных способах коммуникации с детьми и формирование конкретных способов развивающего взаимодействия с детьми.

1. Одной из форм психологической работы являются лекции, посвященные разным аспектам детско-родительского взаимодействия, так, например, возрастным особенностям детей разного возраста, адаптации ребенка к детскому саду, особенностям поведения детей со взрослыми и сверстниками. Такой формат позволяет познакомить родителей с важной для них информацией о себе и о своих детях, приобрести необходимые знания.

2. Следующей формой работы являются тематические дискуссии с родителями на разные темы. Например, на занятиях, посвященных представлению участников о себе как о родителях, могут быть затронуты следующие вопросы:

Что приносит удовольствие в родительстве?

Чего не хватает для себя как для человека?

Какова цель родительства?

Что вам нужно, чтобы чувствовать удовлетворение как родителю?

Что вам важно для себя как для человека?

Что получается хорошо, как у родителя, а что плохо, на взгляд самого родителя?

3. Следующей формой работы, проходящей на групповых встречах с родителями, является групповое обсуждение различных проблемных ситуаций, актуальных для участников. Такой формат работы сформировался исходя из основной мотивации, существующей у родителей, приходящих на занятия: решение конкретной проблемы, существующей в настоящее время в семье. Как правило, основной проблемой, с которой родители обращаются за помощью, является нежелательное поведение ребенка. Приведем ниже наиболее часто предъявляемые родителями сложности поведения ребенка:

§ непослушание;

§ жадность;

§ ссоры между сиблингами;

§ нежелание или неумение делать что-то самостоятельно;

§ агрессивное поведение (дерется, кричит, обзывается и т.п.);

§ сложности в общении со сверстниками (чрезмерная застенчивость, неумение налаживать отношения);

§ сложности сепарации (ребенок не хочет оставаться без мамы дома или в детском саду, спать один и т.п.).

Для того чтобы разрешить вышеперечисленные проблемы, родителям необходимо:

§ уметь договариваться с детьми о чем-либо и научить детей следовать этим договоренностям;

§ замечать личное пространство ребенка, его место, вещи, принадлежащие ему, игрушки и относиться к этому с вниманием;

§ разрешать конфликты, возникающие между взрослыми и детьми, помогать детям во время сложных ситуаций взаимодействия друг с другом;

§ учить ребенка необходимым навыкам самообслуживания: предлагать в каждой ситуации определенную последовательность действий, проговаривать ее ребенку или напоминать до тех пор, пока ребенок не усвоит навык;

§ быть внимательным к чувствам ребенка, принимать само чувство и предлагать детям приемлемую, на взгляд родителей, форму их выражения;

§ задумываться о причинах, приводящих к тому или иному поведению ребенка, а не только о способах изменения нежелательного поведения;

§ замечать собственные чувства и отношение к тем или иным проявлениям ребенка, найти комфортные для себя и ребенка способы их выражения.

Для того чтобы названные умения и навыки у родителей формировались, чтобы родители учились видеть за конкретным поведением ребенка его чувства и потребности, предлагаем обсуждать в группе конкретные ситуации по следующей схеме.

1. Что ребенок делает в ситуации, что он чувствует?

2. Действия взрослого. Что он чувствует в ситуации по отношению к ребенку?

3. Чего хочет ребенок в этот момент?

4. Предлагаем взрослым вспомнить себя в детстве в подобной ситуации. Чего хотелось от родителей в такой момент?

5. Как можно обратиться к ребенку, с какими словами или действиями, чтобы он почувствовал себя понятым и принятым (называем желание ребенка или чувство, затем напоминаем правило поведения)?

Эффективные способы взаимодействия осваиваются людьми не только за счет представлений, но во многом за счет реальных действий. Для этого предлагаем родителям различные упражнения и ролевые игры.

Ролевые игры, во-первых, дают родителям возможность почувствовать себя на месте детей, идентифицироваться с ними, чтобы лучше понять их. Во-вторых, это возможность попробовать новые, непривычные способы взаимодействия с ребенком, обратить внимание на себя самого, на то, как я действую как родитель.

4. Еще одной формой работы образовательной программы для родителей могут быть совместные занятия родителей и детей. На этих занятиях можно предложить различные формы совместной деятельности (рисование, лепка, работа с конструктором, игра в лото, подвижные игры), где дети и родители по очереди становятся ведущими и др. На наш взгляд, во время этих занятий родители и дети имеют возможность получить положительные эмоции от совместной деятельности. При этом, в моменты возникновения каких-то сложных ситуаций взаимодействия, ведущий может непосредственно включиться в коммуникацию и помочь маме или папе наладить контакт с ребенком, предлагая попробовать различные способы взаимодействия.

План работы с родителями группы № 6

Учебный год

  Месяц неделя Мероприятия
  Сентябрь      
     
     
     
  Октябрь      
     
     
     
  Ноябрь      
     
     
     
  Декабрь      
     
     
     
  Январь      
     
     
     
  Февраль      
     
     
     
  Март      
     
     
     
  Апрель      
     
     
     
  Май      
     
     
     


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: