Тема. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Формы и методы работы с одаренными обучающимися




Допишите:

1. Одаренность – это………

2. Одаренный ребенок - ……..

1. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

2. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Ответы на вопросы:

1. В чем специфика одаренности в детском возрасте?

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3) Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

2. Какие признаки одаренности вы знаете.

· Любознательность и потребность в познании, которые выходят за рамки возможностей традиционного обучения;

· Высокие интеллектуальные и творческие показатели 9общая одарённость);

· Высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);

· Лёгкость в общении, коммуникабельность;

· Активность;

· Высокая мотивация к учебной деятельности;

· Стихийное стремление к построению целостной картины мира;

· Способность к быстрому усвоению;

· Высокая личная ответственность;

· Самостоятельность суждений;

· Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

3. Напишите виды одаренности.

Выделены следующие виды одаренности:

• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

• В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

• В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

• В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность.

• И, наконец, в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

4. Как вы понимаете «актуальную» и «потенциальную» одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

5. Назовите особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития.

· Высокая избирательность в интересах, увлечениях, выборе друзей и т.п.;

· Независимость и автономность;

· Самостоятельность;

· Наличие хороших навыков саморегуляции;

· Открытость новому опыту интерес ко всему новому;

· Перфекционизм, стремление во всем достичь совершенства;

· Хорошие социальные навыки.

6. Назовите особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития.

· Выдающиеся достижения в определенной области;

· Отставание в развитии тех сфер личности, которые не связаны с природой таланта;

· Особая система ценностей, личностных приоритетов. Пристрастное отношение к деятельности;

· Высокая, но не стабильная самооценка;

· Ярко выраженная эмоциональность;

· Перфекционизм;

· Хорошая саморегуляция только в рамках выбранной деятельности;

· Отставание в физическом развитии;

· Неразвитые коммуникативные навыки

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: