Характеристика словесных методов ознакомления с природой.




Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Рассказ воспитателя. Рассказ - вид творческой художественной деятельности вос­питателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы. Не менее важна выразительность речи. Требование: учет интересов, возврастные особенности, выразительностьречи, учитывать что известно и что нет, научность, воспитательные мменты, рассказ с демонстрац картинок. Использование: на первичн ознакомлении, экскурссии, повседн. жизни, наблюдении.Мл-рассказ краткий связан с жизнен. Опытом, СР-рассказ увеличив. по обьему,и усложн по содер-ю,СТ-рассказыв так чтобы ставит?, чтобы рассуждать, делать вывод

Природоведческая лит-ура. Основоположники: Пришвин, Бианка. Виды: 1. Описательные и сюжетные рассказы для детей (Бианка, Паустовский, Соколов-Микитов, Павлов, Ушинский); 2. Стихи русских и беларус. Авторов (Колас, Купала, Тютчев, Есенин, Маршак, Пушкин); 3. Экологическая сказка (Бианка, Рыжова, Шарыгина «Зеленые сказки»); 4. Приметы народные, пословицы. Требования к рассказу о природе: 1 и 2 МЛ гр – произведение рекомендуется не читать, а рассказывать,- подбирать короткие рассказы по объему, -подкреплять рассказывание иллюстрац, игрушками, -повторять рассказывание через определенный промежуток времени, -не прерывать рассказывание замечаниями, разрушается целостность, СР и СТ гр - перед чтением обращаться к опыту детей, - читать рекомендуется произведение перед наблюдением, экскурсией, - читать в ходе наблюдения, - ст гр,подбирать произведения 2-х авторов, которые одно явление описывают по разному, обязательно проведена краткая беседа о прочитанном, цель помочь осознать явление природы, которое описывается. -Использования: на первом ознакомительном занятии, наблюдении, экскурсии, повседневной жизни. Беседа – планомерный, целенаправленный разговор с детьми на определенную тему. Цель: диалоговая форма, стимулировать речь, мышление, память. Виды: 1. Установочная – перед наблюдением, чтением литературы, трудом – во всех группах, 2.эвристичпская – ст. гр., предполагает установление причин, явлений природы с помощью рассуждений. 3. Итоговая – ср,ст.гр., в форме занятия: обобщить представления о природе. (Напр: ср.гр – Что, где растет, ст.гр.- Что мы знаем о птицах, беседа: «Птицы») Методические рекомендации: -продуманно, логика, -предусмотреть ответы детей, -сформировать представления о теме, -иллюстрации, модели, гербарий использовать, -подвести к выводам. Требования: 1. Содержать 3-5 вопросов к произведению, 2. Рекомендуется задавать вопросы, отвечая на которые будут использоваться образные слова, выражения,3. Особенно ст.гр. – произведения, которые можно читать с продолжением. Речевая логич задача- рассказ загадка о природе, ц-развив. логику,мышление –ср,ст

19.Характеристика наглядных методов ознакомления с природой относятся наблюдение, иллюстративно-наглядный материал (рас­сматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. Наблюдение – целенаправленное, планомерное, специально-организованное воспита-лем б. или м. длительное, активное восприятие детьми объектов природы. Сущность метода в чувственном познании детьми природы через различные формы восприятия (5 чувств). Наблюдение может планироваться как самостоятельный метод, так и в сочетании с другими методами. Классификация по признакам: 1) по длительности (кратковременное 3-10 мин., в зависимости от возраста; длительное (со ср.гр.) – рекомендуется вести дневники наблюдений); 2) по форме организации (фронтальные со всей группой одновременно наблюдаем большой объект; групповое – по группкам; индивидуальное); 3) по степени активности (по инициативе воспитателя; по инициативе детей); 4) по характеру познавательных задач (первичное – знакомство; повторное – закрепить и сравнить; сравнительное – ср.гр., ст.гр.; обобщающий (ст.гр.)); 5) от этапа усвоения знаний (распознающие (во всех группах) – указывать характерные признаки предмета; воссоздающие (с конца ср.гр.) - н-р: что знают о дереве, не видя его, с только по листочку или плоду.Требования1) по длительн:кратковрем, длитель-ср,ст, набл зп ростом, вести дневник-н.,2.по форме:фронтальн, групповые, инливид,3.по степени активнсти:иниц. вос-ля, иниц, детей,4. По характеру познав. деят-ти:первичное, вторичное, сравнительное, обобщающие, 5. по эт усвоения:распознающие, восоздающие(дуб-листок-рассказ о дубе)Требование: учет времени,при необх раздаточный материал, обьект мах приближен к детям, набоюдение провод. в системе, закрепление (календарь, чтение,беседы)Структура наблюдения 3 этапа: 1.ВВОДНАЯ часть (две цели: 1.Вызвать интерес к наблюдаемому объекту; 2.Собрать внимание детей на объекте наблюдения;2.ОСНОВНАЯ часть (сформировать у детей представления об объекте наблюдения, его свойствах, признаках, качествах; 3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть (две цели: 1.Подвести итог; 2.Вызвать интерес к последующему наблюдению за этим объектом ).Иллюстративно-наглядныйматериал1. Рассматривание картин –серии:1дом.животн, Веретенникова,2.дикие животн, Меншикова, 3. Картины из жизни диких и дом животныхНиколаева – все картины дидактич.Также картины пейзажные(ст),, художеств. графикаТребование: реалистичность, ясность замысла, худож выразительность с познавательной сод-ем,крупный план. 2. Показ диофильмов, слайдов-обучающее.. Демонстрация моделей. Модель-материальный заместитель реальных предметов отражеющий их признаки, струк-ру, Особенность: сравнение с реальными предметами. Виды: предметные(завлдн рыбка), предметно-схематич(окраска тело живот.хомячка),схемат (календарь природы).Последовательность: изучение моделей,(зан. Не проводится специал), модели для описание нового обьекта, мдель в процессе сравнения лбьектов, лбстрагтрование существенных признаков природ. обьектов)

20.Труд детей в природе. Это практический метод (совместная деятельность воспитателя и детей, в ходе которого формируются природоведческие представления и практические умения и навыки). Своеобразие труда в природе – дети наглядно видят результат своей работы. Сущность в том, что ребёнок не только выполняет трудовые действия, но и узнаёт как, для чего и что он делает.Требования: I.Педагогические: 1)организовывать разнообразие по содержанию труда; 2)в процессе формировать практические умения в единстве со знаниями детей; 3)осознанность труда(педагог открывает цель, способы, результаты труда перед детьми); 4)должен усложнятся от группы к группе; 5)должен быть

регулярным. II.Гигиенические: 1)Труд (Т) должен быть посильным; 2)учитывать дозировку Т (мл. – 5-7мин., ср. – 10-15мин. с неб.отдыхом, ст. – 15-25мин. с неб.отдыхом); 3)следить за осанкой детей, правильной позой; 4)одежда соответствует Т (фартуки и т.д.); 5)орудия Т (не игрушечные) должны быть безопасными; соответствовать росту, возрасту и силам ребёнка; 6) организовывать работу рекомендовано утором или вечером в огороде, цветнике; 7)после работы с землёй вымыть руки с мылом; 8)чередовать виды Т.Формы организации Т в природе: I.Поручение – Т по инициативе воспитателя, но ребёнок должен высказать желание трудиться: 1)индивидуальное поручение (во всех группах, но чаще в мл.); 2)групповое поручение (со 2мл.гр. 2-3 человека); 3)длительное поручение (со ср.гр. 1-2, а затем может 3 дня длится); 4)домашнее (ст.гр. – собрать семена). II.Коллективный Т: может обхватить всех детей группы. Цель: формировать умения и навыки работы в коллективе: 1)общий (организация в ср.гр. до 5-6 человек – должны выполнить одно общее дело); 2)совместный (ст.гр.) – дети делятся на звенья (1-моют поддоны, 2-чистят клетки и т.д.). III.Дежурство в уголке природы. Это обязанность за уходом животных и растениями по очереди (ст.гр.). Дежурят трое детей 3 дня подряд. При распределении дежурных учитывают: 1)тип темперамента; 2)личные симпатии детей; 3)уровень сформированности трудовых умений и навыков. Руководство дежурством включает три этапа: 1)начальный (осенние месяца) – цель обучить всему процессу дежурств, воспитатель вместе с детьми; 2)средний (декабрь-март) – цель развивать самостоятельность дежурных, воспитатель рядом с детьми; 3)завершающий – дать возможность детям возможность самостоятельно выполнить дежурство, воспитатель близко к детям. Периоды организации отдельно взятого дежурства (1.осмотр обитателей уголка природы и выявление самочувствия, состояния, недостающих компонентов для жизни растений и животных; 2.практические действия детей по созданию нужных условий; 3.заключительное кратковременное наблюдение за объектами уголка природы).Методика руководства труда: I.Мл.гр: 1)дети помощники воспитателю; 2)организовываются инд.поручения из 1-2 операций (возьми-протри); 3)труд носит кратковременный характер; 4)привлекать всех поочерёдно к труду. Приёмы руководства Т: 1)объяснение; 2)показ трудовой операции; 3)помощь при необходимости; 4)поощрение. II.Ср.гр: 1)Т может организовываться в групповых поручениях (2-4человека); 2)Т имеет более длительный характер; 3)Т становится более самостоятельным, но приоритет за взрослым; 4)напоминание, совет, пример ребёнка; 5)дифиренцированная оценка (смотреть на качество работы в индивидуальном порядке). III.Ст.гр: Интенсивность детей в труде нарастает, отсюда педагог и дети меняются местами: дети всё делают сами, а воспитатель им помогает. 1)больше контроля со стороны педагога; 2)самооценка и оценка других детей.Значение труда: воспитываются, бережное отношение,развиваются интерес к трудовой деятельности,расширяет кругозор,создает.В процессе труда ф. знания о растениях,о животных,развитию наблюдательности,уважение к людям труда,физического развития.

21.Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой. Виды занятий Занятие-спец.-организованное обучение детей, напрвл. Гна решение задач учебной программы. Функции: ф. системы представлений о природе с учетом возраста.Николаева С.Н. выделяет типы занятий - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов. Занятия первично-ознакомительного типа. Эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Это обитатеои Севера, водоема.Обучение осуществляется через рассматривание картин и беседу, чтение детской литературы, имеют место во все возрастных группах. Занятия углубленно-познавательного типа. Эти занятия направлены на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Восп-ль углубляет закрепляет раннее полученные представления(ч/з беседу, рассказ).Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков и на их основе формирует обобщенное представление.Обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности, во всех возрастных группах, но особенно они полезны со ст. Структура:Первая –заинтересовать,ср.ст сообщение цели,Вторая –усвоение програмного материалавсеми детьми,Третья –подведение результатов,педогогич оценка.Формы: ф-путешествие, ф-игры, эксперимента, сюжетов, зан.наблюдений,экскурсии. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во все возрастных группах. Младши х - воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными. При этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что. Затем обращает внимание детей на события. В этом возрасте слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми, в которых ребята изображают животных. В средней- воспитатель больше активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как»,. Так же, как и в младшей группе, разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки старшими -с ними можно рассматривать картины природы, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющийся у них круг представлений.На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго.

22. Экскурсия (Э.), как особый вид занятия Э.- один их основных видов эколого-природоведческих занятий проводимых в естественных условиях Пприроды(П.) Все Э. проводятся за пределами ДУ Виды Э.: по содержанию:- природоведческий(познавательный, это парк, лес водоем, луг) ее цель показать детям сезонные изменения происходящие в П. Планируется и проводится в системе(ходят на одно и то же место), рекомендуется проводить в ср.гр. 2 раза, в старшей – 3;- сельскохозяйственный (поле, сад, огород, птицеферма, ферма), это Э. – цель которой показать детям как выращивает человек растения и животных, этот вид Э. проводится с детьми эпизодически. По целям проведения: - распознающие (основным содержанием которых являются распознание свойств, качеств, признаков природных объектов)- системные (содержанием которых являются уточнение, дополнение расширение представлений об объектах П.)- обобщающие (только в ст.гр)- представления детей обобщаются.- экологические(это Э., направленные на усвоение установления детьми разнообразных биоценологических связей в П. подготовки к Э. 1.) теоретическая(оборуд-е, зад-я),2.) практическая: - п одготовка воспитателя к природоведческой Э. (предварительный осмотр места, для определения уточнения маршрута, продолж. пути в одну сторону ср.гр – 30 мин, ст.гр. – 40-50мин., осмотр на наличие ядовитых растений - это безопасность детей, заранее выбрать объекты наблюд. и продумать последовательность набл., продумать место отдыха детей, уточнить план Э.)- подготовка детей: (за несколько дней до Э. провести с ними беседу, вызвать интерес к Э., сообщить цель, закрепить знания правил поведения на Э., обратить внимание на одежду (привлечь родителей), вместе с детьми подготовить экскурсионное оборудование.Сельскохозяйственная Э. – особенности ее в том, что: (важно получить разрешение на ее проведение, договориться о времени, продумать содержание бесседы с сельскох. работником, поговорить какую посильную помощь могут оказать дети работникам) Любая Э. состоит из 5 частей: (* вводная беседа, *коллективное наблюдение, *индивид.самостоят. наблюдение и сбор природного материала, не навредив природе, *игры с природным материалом, *заключительная часть) Формы и методы послеэкскурсионной работы: -собранный материал принести в группу и разместить в УП на свое место- изготовление гербария, дидактических игр (подбери ягоду к дереву)- разучивание стихов, загадок, составление рассказов об увиденном, - рисование, аппликация, рисование с натуры, рассматривание картин, пейзажи, чтение познавательной литературы.

23. Целевые и повседневные прогулки на участке дошкольного учреждения.

Повседневные: Содержание прогулки - *наблюдение в природе(П.) (дневная, вечерняя)*разнообразие игр экологического содержания (подвижные, дидактич. (словесные, предметные))*опыты, эксперименты (познавательно-практическая деятельность)*труд на участке, цветнике, огороде. Целевые: (со 2 мл.гр),рекомендовано проводить:лето-2-3р в неделю, остальные сезоны 3-4р в месяц Место проведения: на участке, за пределами участка;Специфика: главная особенность, показать детям наиболее характерные, яркие явления П. того или иного сезона.(весна-прилет грачей, лето- знакомство с лекарств.растениями на лугу, осень – в лес за грибамиОтличие целевой прогулки от экскурсии :1. Формой организации работы по экологическому образованию детей; 2. Целевые прогулки для всех, Экскурсии – только со средней группы; 3. Объемом воспитательно-образовательных задач; 4. Место проведения (целевая-по огороду например, а экскурсия- за пределами ДУ;

24. Праздники и развлечения с природоведческим материалом. Их организация и методика проведения Педагогический смысл таких мероприятий в том, чтоб вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на их природное содержание, пропаганда идей охраны природы. Виды праздников:- посвященные временам года (Праздник Урожая)- любому природному объекту (праздник Солнца)- творчеству писателей, поэтов (Праздник посвящ. творчеству Бианки)- завершению природно-охранной акции (ко дню Земли)В содержание праздников и развлечений такого характера можно включать: театрализованные представления, игры, квн, знатоки по природе, Что-где-когда?, конкурсы, викторины.Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.

25 Элементарная поисковая деятельность, ее организация и проведение Под элементарной поисковой деятельностью –только ст, совместная работа воспитателя и детей ,направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.Поисковая деятельность начинаетсяс постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи: почему качаются ветки, замерзла вода на улице. Структура: ставим задачу, привлекаем к анализу познават деят-ти., выслушиваем ответы,создаем ответы.Способы: длительное наблюдение, сравните наблюд, эвристическая беседа.Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе. В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: