Объекты страхования и страхователи.




Тема 2 «Страхование грузов»

 

План:

1. Классификация страхования

2. Условия страхования

3. Договор страхования грузоперевозок

4. Урегулирование страхового случая

В 1906 году в Англии был принят Закон о морском страховании. В 1919 году в Германии на основе пересмотренных Гамбургских правил были созданы Всеобщие германские страховые правила по страхованию грузов.

Эти документы оказали решающее влияние на национальные системы страхования грузов в других странах.

 

Страховое законодательство России ориентировалось на положение германского и французского правительства. В 1917 году страхование грузов было отменено, но в середине 20-х годов отчасти вернулись в традиционным формам финансирования рисков. Правила страхование грузов ориентировались на положения германских правил АДС 1919 г. В 1959 году правила Ингосстраха были переработаны с учетом правил страхования грузов Института лондонских страховщиков.

 

В современных условиях страхование грузов в России полностью ориентировано на международную практику страхования.

 

 

Классификация страхования

 

В международной практике сложилась определенная классификация видов страхования грузов по следующим критериям:

 

Критерий - по характеру перевозимых грузов

Различают следующие виды страхования:

- страхование генеральных грузов.

Генгрузы – термин внешнеторговых операций – это грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующую особых условий перевозки.

Генеральные грузы подразделяются на страхование:

- машин и оборудования;

- электротехнических товаров;

- автомашин;

- продовольствия.

 

- страхование наливных, насыпных, навальных грузов;

- страхование сельскохозяйственных и других животных;

- страхование драгоценных металлов, банковских банкнот, монет;

 

- страхование выставочных грузов (стоит отдельно) – особенность в том, что экспонаты являются собственностью одного грузовладельца на весь период перевозки и транспортировки. Этот вид подразделяется:

- на страхование собственно экспонатов (яв-ся обычными генгрузами);

- на страхование культурных ценностей, предназначенных к перевозке для последующего экспонирования;

 

- страхование негабаритных установок – нередко страховщики выделяют в отдельную категорию;

- страхование грузов, подверженных бою и лому;

- страхование грузов со специфическими физико-химическими свойствами (например, взрывчатых веществ).

 

2 критерий - по способу транспортировки:

- страхование морских перевозок или морское страхование (наиболее важная отрасль, т.к. морем транспортируются грузы и за рубеж и внутри страны):

- перевозка внешними водными путями;

- перевозка внутренними водными путями;

- наземное страхование грузов:

- перевозка железнодорожным транспортом;

- перевозка автомобильным транспортом.

 

- страхование грузов при перевозке воздушным транспортом;

- комбинированное транспортное страхование;

- страхование почтовых отправлений.

 

3 критерий - по содержанию народно-хозяйственных интересов:

- страхование экспортных грузов;

- страхование импортных грузов;

- страхование внутренних перевозок;

- страхование транзитных перевозок.

 

 

Условия страхования

 

Объекты страхования и страхователи.

Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимых грузов, подвергающегося воздействию множества рисков, возникающих в ходе транспортировки.

При перевозке грузы еще хранятся.

В рамки страхового интереса (т.е. объекта страхования) включаются:

- груз;

- плата за перевозку (комиссия, фрахт и транспортные расходы).

Предметом договора страхования может быть перевозная плата, сборы транспортных организаций за выполнение ими дополнительных работ и операций;

- ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назначения.

Эта прибыль добавляется к стоимости груза и определяется соглашением между страхователем и страховщиком исходя из рыночной стоимости груза в месте его получения.

В международной практике размер ожидаемой прибыли для целей страхования оставляет, как правило, 10-20% стоимости груза.

 

Обязанности сторон в договоре страхования устанавливаются в зависимости от обязанностей грузоотправителя и грузополучателя в договоре поставки товара.

 

Страхователями могут быть:

- собственник груза (грузовладелец).

Право собственности на груз переходит от продавца к покупателю в соответствии с договором купли-продажи (или договором поставки). Данный договор лежит в основе договора страхования и определяет момент перехода собственности на груз и переход рисков от продавца к покупателю.

В зависимости от этого формулируются условия договора страхования;

 

- перевозчик.

Перевозчик по договору перевозки несет ответственность за сохранность и доставку груза перед грузовладельцем. Перевозчик обязан возместить убытки, причиненные нарушением договора перевозки. Поэтому перевозчик может заключить со страховщиком отдельный договор страхования ответственности перевозчика;

 

- грузоотправитель;

- грузополучатель;

- другие лица, имеющие страховой интерес.

 

Страховое покрытие.

Страховое покрытие распространяется:

- на стоимость грузов, транспортные расходы (фрахт), ожидаемую прибыль;

- расходы, предпринятые страхователем для предотвращения или уменьшения ущерба при наступлении страхового случая (так называемые страховые расходы);

- убытки, расходы и жертвы по общей аварии;

- затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее движение груза после страхового случая.

 

Страховое покрытие различается в зависимости:

- от вида транспорта.

При перевозке одного груза могут использоваться два и более видов транспорта. Это называется комбинированным способом транспортировки, который может быть оформлен перевозчиком с помощью сквозного коносамента, покрывающего весь путь следования груза.

 

- от того, чьим транспортом перевозится груз (свой транспорт (думаю, это транспорт страховщика имеется в виду) или транспорт перевозчика);

- от территории перевозки груза (внутри страны или за рубеж, сложность маршрутов и т.д.)

 

Страхуемые риски.

Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения:

- количественных размеров возможного ущерба

- и вероятности наступления страхового случая.

 

Риск, который несет страховщик разнообразен и зависит (или – для определения степени риска страховщику необходимо знать следующие данные):

- от вида транспорта (морской, водный, авиа, ЖД, авто) и от технических характеристик транспорта: год выпуска; грузоподъемность; техсостояние; снаряжение; квалификация, состав и обеспеченность экипажа (работников транспорта);

 

- от вида и характеристик перевозимого груза (страховщик анализирует вероятность возникновения основных рисков, которые сопровождают перевозку отдельных групп товаров):

- вид груза (это может быть в том числе и промышленная техника и оборудование, автотехника; и нефтепродукты и скоропортящиеся продукты): наименование; род упаковки; число мест или мера (масса, объем); сведения о внешнем виде; состояние;

- особые свойства и естественные качества: легковоспламеняющийся; взрывоопасный; или вообще опасный по своей природе; скоропортящиеся продукты;

 

- от размещения в транспортном средстве: внутри, снаружи; навалом, насыпью, наливом; крепление и сепарация груза;

- от маршрута следования: пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

- от права на регресс (суброгацию);

- от требований, которые предъявляются к грузу в пункте назначения, т.е. условия приема груза получателем по контракту или договору.

- от погодных и региональных условий в которых перевозится груз и эксплуатируется транспорт;

- от времени года;

- перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, номера и даты коносаментов – имеют значение для оценки степени риска.

 

Для оценки степени риска большое значение имеет анализ статистических данных, которые содержат следующую информацию:

- в течение какого времени осуществляются данные перевозки;

- число произведенных рейсов или отгрузок;

- средняя стоимость отправки;

- общее число страховых случаев;

- число заявленных/оплаченных претензий;

- общая сумма убытков;

- общая сумма оплаченной ранее страховой премии.

На основании данного анализа страховщик вправе выдвинуть определенные требования к страхователю (например, изменить упаковку или маршрут следования).

 

Различают полную фактическую и полную конструктивную гибель груза:

- Полная фактическая – уничтожение груза при невозможности его восстановления. В данном случае страхователь должен заявить об отказе от своих прав на застрахованный груз (т.е. заявляется абандон). Абандон может быть заявлен и в случае пропажи перевозочного средства без вести или захвата груза, застрахованного от военных рисков.

- Полная конструктивная – груз повреждается настолько, что расходы по его восстановлению или отправке превышают стоимость груза до повреждения.

 

 

Категория аварии рассматривается специфически: не с точки зрения масштабов ущерба, а с позиций отнесения ущерба на лиц, участвующих в транспортном процессе.

Под общей аварией понимается страховой случай, который характеризуется общностью опасности для транспортного средства и груза. В результате для спасения транспортного средства и людей приходится добровольно пожертвовать грузом или его частью.

Экономические последствия общей аварии заключаются в том, что стоимость ущерба должна быть разделена между владельцами груза, транспортного средства и перевозчиком, а следовательно, между их страховщиками пропорционально их долям в общей страховой стоимости.

Частная авария – это страховой случай, в результате которого страдают имущественные интересы одного из участников транспортного процесса и ущерб возмещается его страховщиком.

 

 

При заключении договора страхования грузов из страховой защиты по определенным условиям страхования (см. приложение к лекции) исключаются следующие риски:

- типовые риски, которые не покрываются защитой на законном основании;

- порча грузов, не связанная с условиями транспортировки;

- производственные дефекты;

- недостача груза при целостной наружной упаковки;

- задержки в доставке груза;

- изменение цен;

- и др.

 

 

Страховая сумма.

Страхованию подлежат грузы (стоимость грузов) и другие имущественные интересы страхователя, которые могут быть оценены в денежном выражении и которые связаны с транспортировкой грузов.

Страховая сумма груза определяется на основании документов, подтверждающих стоимость груза, к которым относятся: счет-фактура поставщика или другие товарораспорядительные документы.

В страховую сумму могут быть включены:

- расходы, которые связаны с перевозкой груза и подтвержденные документально;

- таможенная пошлина, в размере не более 20% стоимости перевозимого груза.

 

По соглашению сторон страховая сумма может определяться исходя из действительной либо торговой стоимости груза.

 

Если имущество застраховано только в части страховой стоимости (т.е. не на полную страховую стоимость), страхователь вправе осуществить дополнительное страхование, в т.ч. у другого страховщика, но общая страховая сумма не должна превышать страховую стоимость.

 

Страховые платежи.

После определения степени риска перевозки груза определяют страховой тариф и сумму страхового взноса.

Основное значение при расчете тарифов имеют: вид транспорта; род груза; протяженность пути.

В основе расчета тарифов при страховании грузов лежит «Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования».

 

Франшиза

Использование франшизы:

1. Позволяет исключить из ответственности страховщика некоторые виды убытков, которые практически неизбежны при транспортировке определенных грузов;

Сюда относятся убытки связанные:

- с боем и ломом грузов, особо подверженных таким повреждениям (стекло, керамика и т.д.);

- с разливом и россыпью товаров, перевозимых в неупакованном виде.

2. Избавляет страховщика от рассмотрения мелких убытков

3. Заинтересовать страхователя в бережном отношении к сохранности груза и в принятии мер к уменьшению потерь при транспортировке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: