А. И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром




Летом 1940 года в подмосковном Доме творчества А. И. Хачатурян написал одно изсамыхвыдающихся своих произведений – Концерт для скрипки с оркестром. В сентябре он был впервые исполнен молодым, но уже всемирно известным скрипачом Давидом Ойстрахом, которому и был посвящён Концерт. На премьере в Зале имени П. И. Чайковского присутствовали Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович. Слушатели и критики восторженно приняли новое сочинение Хачатуряна.

В этом произведении особенно ярко проявился дар композитора создавать музыку, широко опираясь на народное творчество (хотя здесь и не использованы подлинные народные мелодии). Музыка Концерта удивительно поэтична, темпераментна, она изобилует выразительными темами, прекрасными мелодиями, привлекает остротой ритма, красочными гармониями и блестящей оркестровкой. Проихзведение чрезвычайно виртуозно и требует от исполнителя большого технического мастерства, яркости и разнообразия звука.

Концерт состоит из 3-х частей: крайние части быстрые, стремительные, полные динамики, средняя – медленная, лирическая. Между частями и отдельными темами существуют интонационные связи, что придаёт ему целостность и единство.

I часть (Allegro, ре минор) – написана в сонатной форме, предваряемой небольшим оркестровым вступлением. Его основной мотив построен на чередовании секундовых и терцовых интонаций, характерных для армянской народной музыки.

Тема главной партии, порученная скрипке соло, имеет песенно-танцевальный характер. Её отличает энергичный, чёткий, упругий ритм, близкий армянским мужским пляскам. Низкая II ступень придаёт мелодии окраску фригийского лада, характерную для музыки народов Закавказья.

 

Тема побочной партии контрастирует с главной – она полна поэзии, лиризма, женственной грации, а своей импровизационностью напоминает пение певцов-ашугов (опевание опорных звуков, орнаментика, хроматизмы, прихотливая ритмика).

 

Разработка наступает, минуя заключительную партию, и содержит три раздела. В первом разделе развиваются темы вступления и главной партии, остроту и напряжённость которых подчёркивают синкопы в оркестре. Быстрые пассажи скрипки звучат на фоне альтерированных септаккордов. Во втором разделе инициативу берёт на себя оркестр – на полном звучании forte широко льётся мелодия побочной партии. Третий раздел разработки – виртуозная каденция скрипки соло.

Реприза повторяет материал экспозиции, но все темы варьируются, обрастают подголосками, стремительно развиваются, что позволяет назвать репризу динамической.

Кода утверждает волевой, активный образ главной партии.

II часть (Andante sostenuto, ля минор) написана в сложной 3-х частной форме и является лирическим центром Концерта. Музыка, рисующая прекрасный кавказский пейзаж, звучит как гимн солнцу, красоте, родной природе. Это «песня без слов», звучащая среди величавых гор Армении.

Вступление напоминаетнаигрыш-импровизацию ашуга. Фагот и кларнет подражают звучанию кавказского народного инструмента зурны. Мечтательная и нежная мелодия солирующей скрипки появляется на фоне вальсового сопровождения оркестра. Средний раздел построен на наигрыше из вступления. Динамическая реприза мощно и ликующе звучит у всего оркестра.

III часть (Allegro vivace, Ре мажор) – яркая картина народного праздника. Финал написан в форме, близкой к рондо-сонате (благодаря многократному возвращению основной темы). Музыка пронизана танцевальными ритмами. Здесь звучат не только новые темы, но и мелодии предыдущих частей. Оркестр подражает звучанию народных инструментов.

В энергичном вступлении диссонирующие аккорды подчёркнуты синкопированным ритмом. Задорная и радостная тема главной партии выступает в роли рефрена и контрастирует с нежной и грустной темой побочной партии.

В разработке в увеличении проходит лирическая тема ПП из I части, что придаёт ей более широкую распевность.

В расширенной репризе после проведения основных тем главная партия даётся одновременно с лирической побочной партией – голоса скрипки и виолончели сливаются в выразительном дуэте.

В коде в стремительном движении проносятся темы I части, что создаёт тематическую арку и объединяет произведение в единое целое.

 

 

Вопросы и задания:

1. Когда был написан Концерт для скрипки с оркестром?

2. Кто был его первым исполнителем?

3. Сколько частей в Концерте?

4. Охарактеризуйте каждую часть.

2. Прослушать скрипичный концерт Хачатуряня, перейдя по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=zFAmOkBtK2I&t=628s



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: