В настоящее время картина психологического образования в нашей стране кардинально изменилась. Огромная волна общественного интереса к знаниям о человеке вызвана движением российского общества к новому социально-экономическому укладу и крахом тоталитарной идеологии. Одновременно открылось множество путей к освоению мировой психологической мысли. Психология утратила абстрактный академизм и приобретает статус помогающей науки. Эти обстоятельства делают вполне понятной необходимость изменения традиционных содержания, форм и методов преподавания психологии. Вместе с тем совершенствование методики преподавания психологии не только дань происходящим в науке и обществе переменам. Методика преподавания психологии также как процесс преподавания любых научных знаний, отличается тем, что педагог прямо сопричастен к самой науке, которую преподает. И на первый план для ученого-преподавателя выходит содержание научных знаний, составляющих содержание учебной дисциплины. Поэтому методика преподавания научных знаний часто остается на периферии сознания или даже за его рамками. Четко рефлексируя свой научно-исследовательский опыт, составляющий содержание образования, преподаватель высшей школы мало осознает те стереотипы и клише, которым он следует в организации образовательного процесса. Такое расхождение собственно научного содержания учебного предмета и методики его преподавания делает методику преподавания психологии ригидной, безальтернативной, авторитарной. У специалистов-психологов, отмечает В.Я.Ляудис, нередко можно встретить полный набор давно устаревших и отвергнутых самой научной психологией приемов и методов организации образовательного процесса. Например, от полного игнорирования субъективной мотивационной основы принятия студентами целей и содержания учебного курса до таких клише, как оценивание возможностей специалиста по успешности вербального воспроизведения знаний. Методы организации процесса обучения психологии не имеют прямого отношения к развитию индивидуального творческого потенциала студентов.
|
Несостоятельность традиционной методики преподавания психологии стала вполне очевидной уже в 70-80-е годы прошлого столетия. Свойственный ей центризм на предмете более не соответствовал новым реалиям практики образования, которая перестраивалась под влиянием требований культуры постиндустриального общества и новых взглядов психологии развития и обучения. Преподаватели факультетов психологии университетов предпринимают попытки выделить концептуальную основу методов обучения вообще и преподавания психологии, в частности. В 1984 и 1989 годах В.Я.Ляудис опубликовала первые учебные пособия по «Методике преподавания психологии», в 2000 году вышло 3-е издание, исправленное и дополненное для студентов психологических факультетов, специализирующихся в качестве преподавателей психологии на психологических факультетах университетов, в 2002 году выпущен учебник В.Н.Карандашева. По этому же курсу для студентов высших уч. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям и специализирующихся в качестве преподавателей психологии в общеобразовательных школах и колледжах, в 2001 году было выпущено учебное пособие Б.Ц.Бадмаева. Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология.
|
Современная МПП развивается как научно-практическая дисциплина, которая изучает новые методологические подходы в перестройке традиционных целей, содержания и методов преподавания психологии в вузе. Цели курса МПП определяются целями обучения психологии в вузе и задачами высшего образования. Специфика задач высшего образования определяется тем, что все они, в общем, направлены на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов и их жизненной успешности. Специфика цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины, отмечает В.Я.Ляудис. Гуманитарное познание - особый тип научного познания. В центре гуманитарного познания - не вещь, а личность, отношения субъект-субъект. Личность как познаваемое требует не "точности" познания, но глубины "проникновения". Познание-проникновение - всегда двусторонний акт (М.М.Бахтин). Необходимо подчеркнуть еще одно свойство гуманитарного познания, важное в понимании особенностей методики преподавания психологии. Психологическое познание принципиально гетерогенно и предполагает не только научно-теоретическое, понятийно-знаковое, логическое мышление, в значительной мере формализуемое, но и мышление образное, художественное, наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на символическом сознании, символизации и интерпретации символов, с помощью которой психолог проникает в области бессознательного. Изучение психологии за рамки собственно-научной дисциплины в области междисциплинарных связей (искусство, литература и т.п.) видится как необходимое условие гуманизации преподавания психологии.
|
Исходя из особенностей гуманитарного познания, определяется цель обучения психологии – это овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания - в единстве знания и действия. Поэтому только теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуаций поведения и действования, которые могут быть направлены двусторонне -на себя и на других людей, - не есть профессиональное психологическое знание.
Обучение психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, но и на само преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания. Таким образом, методика обучения психологии может и должна способствовать формированию не только профессиональной компетентности будущих специалистов, но и их жизненной успешности.
Сложность достижения цели освоения психологии — в этой особой сращенности способов познания и преобразования, познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения. Необходимость достижения этой цели обучения психологии в вузе и предполагает изучение соответствующих форм и методов преподавания психологии – основной цели курса МПП. Общая характеристика предмета – «методика преподавания психологии» как научно-практической дисциплины, показала, что актуальным является изучение инновационной стратегии организации образования. Культура инновационного образования предполагает - вопреки извне заданному, директивно определяемому управлению учебно-воспитательного процесса - его осознанную системную реорганизацию. Психологически наиболее сложным в переходе от традиционной к инновационной стратегии обучения оказывается процесс освоения преподавателями нового типа управления, изменение собственной личностной позиции и роли в учебной ситуации. Переход от директивного, административно-командного управления отдельными мероприятиями, отдельными аспектами учения студентов к организации учебной ситуации в режиме совместной деятельности не происходит спонтанно, самопроизвольно. Здесь необходима методика обучения, направленная на воспитание еще на студенческой скамье самих организаторов образования – преподавателей психологии. Инновационная стратегия требует осознания преподавателем функций и строения знаний. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции, если их усвоение организуется в многообразных формах поисковой, конструктивной мыслительной деятельности студента. Обучение психологии организуется в групповых формах учения, в совместной деятельности как продуктивный творческий процесс.
Необходим отказ от репрессивной, подавляющей, деструктивной роли контроля и оценок, изменение критериев оценивания эффективности учения и воспитания. Прежде всего, это отказ от оценки, в которой преимущественно фиксируется достигнутое студентом соответствие заданному образцу действия и поведения и карается всякое отклонение от образца. Оценка "за подобие", за соответствие способна культивировать лишь конформизм, отсутствие индивидуальности. Кроме того, контроль, оценка, право на которые безраздельно принадлежит преподавателю, не формируют адекватных самосознания и самооценки. У студентов не формируются внутренняя свобода и психологическая устойчивость в ситуациях, требующих самоактуализации и инициативы.
Актуальными проблемами МПП является изучение цели обучения психологии и стратегии организации современного образования; анализ психологического различия традиционной и инновационной стратегии организации образования; внедрение активных методов обучения в вузе; совершенствование методики проведения учебных занятий, преподавания психологии как науки теоретической и прикладной, управления самостоятельной работой студентов, методов контроля и коррекции учебной деятельности студентов, совершенствование заочной формы обучения и др.