Итоговое сочинение на тему «Честь и бесчестие»




Честь и бесчестие... Эти понятия заставляют задуматься о многом, ведь именно они определяют нравственный мир человека, от выбора между ними зависит жизненный его путь и духовное состояние. Давайте разберемся, что такое честь и бесчестие. Честь - это слово близкое к такому понятию, как честность. Быть человеком чести - значит быть честным перед самим собой и другими, соблюдая нравственные принципы. Честный человек никогда не пойдет против совести, он сохранит в себе благородство и мужество в любой ситуации. Человек же, избравший путь бесчестия, медленно и верно убивает в себе лучшие нравственные качества. Он преступает законы, прибегает к обману, он равнодушен к окружающим и озабочен лишь собственной выгодой.

Тему чести и бесчестия можно назвать основной в романе А.С.Пушкина«Капитанская дочка». Произведение было написано 19 октября 1836 года, всего за три месяца до роковой дуэли, на которой великий писатель и поэт получил смертельное ранение, защищая честь жены. Он ценой жизни доказал, что главным в жизни для него было понятие чести.

В романе «Капитанская дочка» показан процесс нравственного роста главного героя Петра Гринева. В начале повествования он представляется читателю обыкновенным недорослем, повесой, беззаботно гоняющим голубей. Его моральные ценности ещё не сформировались, он ни о чём не думает, кроме развлечений. Приходит время службы. Но и тут ему повезло. Его назначают в Семеновский полк, в Петербург, где служба была сравнима с «…верхом благополучия человека». Отец же решительно воспрепятствовал такой судьбе сына и отправил его в Оренбург, чтобы Пётр по-настоящему понял, что значит служить родине. Традиции, передаваемые от отца к сыну, представлены в виде наставления Андрея Петровича Гринева. Отправляя Петра на службу, он произнес очень значимые слова, глубоко засевшие в душе сына, который пронесет их до конца жизни: «Береги честь смолоду». Именно эта фраза стала эпиграфом к произведению и определила нравственный путь героя.

Петр Гринев начал свою службу в Белогорской крепости, оказавшись в гуще трагических событий. Именно там он встретил свою единственную любовь - Машу Миронову, честь которой смело отстаивал на дуэли со Швабриным, оклеветавшим девушку. Сам же Швабрин словно человек из ниоткуда. О нем ничего не рассказывается: ни о его детстве, ни о юности, ни о родителях, Известно только то, что он уже как год был переведен в Белогорскую крепость за убийство на дуэли. Уже с этого момента становится понятно, что он человек неблагонадёжный, бесчестный. Швабрин подло поступает с Петром, отослав Андрею Петровичу письмо, напечатанное от лица его сына, в котором главный герой якобы просил благословение. Так же бесчестно герой – антипод ведёт себя на дуэли, пронзив Гринева в момент, когда тот отвлекся на оклик Савельича.

Даже перед лицом смерти Петр сохраняет чистой свою совесть и верность отчизне, отказавшись присягать Емельяну Пугачеву, захватившему крепость. Швабрин же, наоборот, от своей трусости и слабости духа переходит на сторону бунтовщика.

Петр в дальнейшем делает все для спасения Маши из Белогорской крепости, комендантом которой стал Швабрин. И даже будучи под арестом, Гринёв не сказал об истинной причине своего общения с Пугачевым, потому что боялся навредить Маше упоминанием обо всех обстоятельствах плена. Главный герой романа Петр Гринёв, избрав путь чести, нравственно растет, превращаясь из недоросля в настоящего мужчину, благородного, справедливого, сильного духом, способного постоять за родину и за любимую женщину.

Швабрин же, избрав противоположный путь, уже под конец романа со злобой и завистью, но в то же время с невероятной легкостью доносит на главного героя. Он окончательно нравственно деградировал. Бесчестие поработило его разум и душу, став образом его жизни.

Размышляя над судьбами героев, можно понять, что А.С. Пушкин хотел донести до читателей мысль о том, что человеку, не запятнавшему душу бесчестием, всегда улыбается удача и благоволит сама судьба. Тот же, кто бесчестен, остается ни с чем и заканчивает свой жизненный путь бесславно.

В героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» люди чести и бесчестия противопоставляются, и это является основой авторского отношения к героям.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба ведет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битве с врагом, они станут настоящими мужчинами.

Остап - старший сын Тараса - всегда был в первых рядах казачьего войска. Он смелый и благородный казак. Вся его натура, склад характера, образ мысли созданы для честной службы. Остап всегда сражался как настоящий герой, ничего не боясь, и погиб он, сохранив воинскую честь.

Младший сын Тараса - Андрей перешёл на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. В мире казачества предательство и измена родине - самые страшные грехи. Они не прощаются, а наказываются смертью. Андрей погибает от руки отца, который даже не пожелал предать земле тело сына.

С уверенностью можно сказать, что в повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба» подвиги Тараса и Остапа, людей чести, изображаются по контрасту с предательством Андрея. Автор осуждает бесчестное предательство родины.

Итак, на примерах образов героев из классической литературы мы учимся различать честные и бесчестные поступки. Не всегда люди чести оказываются вознаграждены при жизни, для них нередка трагическая гибель. Но их жизни служат для нас примером того, как нужно прожить свою собственную жизнь и на какие идеалы ориентироваться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: