Уровни (этапы) развития детского коллектива.




Общее понятие о детском коллективе

Детский коллектив – детская группа, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого члена.
К числу признаков коллектива относятся:

■ сознательный характер объединения людей;

■ единство общей и личных целей членов коллектива;

■ относительная устойчивость и длительность функциониро­вания;

■ четкая организационная структура внешних и внутренних

связей и взаимоотношений;

■ общепринятые нормы поведения

■ благоприятная интеллектуально-моральная атмосфера;

■ защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;

■ сплоченность;

■ коллективная деятельность, единый результат которой до­стигается усилиями каждого члена группы;

■ основа межличностных отношений — коллективизм

Функции детского коллектива.

Выделяют три воспитательные функции коллектива:

организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

Воспитательная — целенаправленное воздействие на каж­дую личность членов коллектива и воспитателя и формирующее взаимодействие.

Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.

Регулятивная — носитель и пропагандист высоких мировоз­зренческих, нравственных и социальных установок.

Стимулирующая — побуждение личности к нравственно цен­

ной деятельности и торможение негативных намерений и по­

ступков.,

Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации.

Уровни (этапы) развития детского коллектива.

Первый уровень (вид)образует­ся совокупностью межличностных отношений непосредствен­ной зависимости (персональных (личностных) отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипа­тичности, совместности, затруднительности или легкости кон­тактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или мень­шей внушаемости.
Второй уровень (вид)образуется совокупностью межлично­стных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские (деловые) отношения). На этом уровне отношения между членами коллек­тива проявляются как отношения между участниками совмест­ной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху.
Третий уровень образуется системой связей, выражающих от­ношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отноше­ние к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

А.С. Макаренко выделил стадии развития коллектива по харак­теру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.
Субъект воспитания — воспитатель. На первой стадии пе­дагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решитель­ные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уровень самостоя­тельности членов актива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива.
Субъект воспитания — актив. На второй стадии, когда тре­бования педагога поддерживаются активом, эта наиболее созна­тельная часть группы предъявляет требования к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Второй этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность всем членам коллектива на деле участвовать в уп­равлении своей жизнью, усложняется практическая деятель­ность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планирова­нии и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов, самосовершенствования.
Субъект воспитания — коллектив. На третьем этапе раз­вития большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать раз­витие каждого.
Субъект воспитания — личность. На четвертом этапе раз­вития коллектива происходит побуждение всех членов коллек­тива к самовоспитанию, создаются условия для развития твор­ческой индивидуальности каждого члена коллектива.
Проведенные исследования позволили выделить самые распространенные модели развития отношений, которые складываются между личностью и коллективом:
Конформизм – личность подчиняется коллективу;
Гармония – между личностью и коллективом оптимальные отношения;
Нонконформизм – личность подчиняет коллектив себе.
Каждая из этих моделей имеет несколько линий взаимоотношений, когда, к примеру, коллектив отвергает личность или наоборот, происходит сосуществование, основанное на принципе невмешательства.
1920г – в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов.
1980г – сформировалось представление о воспитательном коллективе как о дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых.
1862 - год рождения В.А.Лая
1926 - год смерти В.А.Лая
Немецкий педагог Лай (1862-1926) уделял большое внимание вопросу о школьных общинах, в которых совместная практическая деятельность воспитанников способствует их социализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: