Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.




Цель работы

Закрепить навыки стилистически верного использования причастных и деепричастных оборотов в письменной речи.

Ход работы

Упражнение 1.

Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоявшей из артистов Мурманского драмтеатра. 2. Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстававшем виде спорта. 3. Средства, отправленные из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4. Так мы и вернулись, ничего не купив. 5. Тишину нарушали временами срывавшиеся с высоты сосен комья снега. 6. В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встретившись с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7. Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользовавшиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.

Упражнение 2.

Укажите ошибки в образовании причастий и употреблении причастных оборотов. Исправьте эти ошибки. В случае необходимости заменяйте причастные обороты придаточными определительными предложениями.

1. Автор рассказал об изменениях в книге, подготавливаемой им к переизданию. (Использовано возвратное причастие)

2. Приведенные в докладе факты свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. (Определяемое слово, стоит внутри причастного оборота)

3. Ничего другого, двигающего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. (Использовано причастие неправильного вида – совершенного)

4. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих отрезанных наводнением селений и ферм, которые спасались на крышах домов, угрожавших в любой момент обвалом. (Два причастия использованы в неправильном времени – настоящем, а также однородные причастные обороты относятся к разным существительным)

5 Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и оставленной им без всяких средств к существованию. (Причастный оборот и придаточное предложение использованы в качестве однородных членов)

6. В руках у режиссера кадры из кинокартины, которую снимали на «Мосфильме». (Использовано возвратное причастие)

7. Направляемых на практику студентов необходимо хорошо подготовить теоретически. (Определяемое слово, стоит внутри причастного оборота)

8. Абитуриенты, которые попытаются пользоваться мобильными телефонами, будут лишены возможности писать сочинение. (Попытка использования причастия в будущем времени)

9. В классе есть ученики, которые охотно бы занимались английским, если бы такие занятия были организованы. (Нельзя использовать причастие в условном наклонении)

10. Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, которые пожелают увидеть Россию свободной. (Попытка использования причастия в будущем времени)

Упражнение 3.

Найдите стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов. Отметьте цифрами (1) несуществующую форму причастия, (2) несоответствие времен в предложении с причастным оборотом, (3) разрушение причастного оборота, (4) неправильный порядок слов в предложении с причастным оборотом. Исправьте предложения.

1. Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и желавшая передать заводы под опеку казне, распалась.(3) 2. Некий несостоявшийся ирландский террорист, живописавший свои похождения с бригадой боевиков в романе-бестселлере, которого пригласили в результате трудиться журналистом в процветающие лондонские журналы, сказал нечто крылатое, находясь в этот вечер в «Астории».(4) 3. Позднее, когда была определена группа заразившихся, выяснилось, что у людей, испытавших лихорадочное состояние, вероятность наличия вируса была выше в 5 раз.(2) 4. Систематическое отключение горячей воды могло бы спровоцировать несчастные случаи, которые могут произойти в поселке.(1) 5. Это ощущаем и мы, депутаты городской думы, выслушивая ссылки на опубликованные материалы во время приема граждан.(4) 6.Очень бы хотелось, чтобы нынешние чиновники перенимали опыт, который был накоплен предшественниками, пусть и советскими.(3) 7. Процесс импичмента, который начал бы процесс развития демократических процедур в стране, обрублен на корню.(1) 8. Проект, кочевавший пятнадцать лет по Голливуду, за который взялся Оливер Стоун, но остановился ввиду недовольства аргентинского правительства.(4) 9. Телекоммуникационные фирмы «Дойче телеком» и «Телеком Италия», занимающие соответственно первое и четвертое места в Европе, официально объявили о предстоящем объединении, в результате которого образуется одна из крупнейших в мире телефонных компаний.(4) 10. Анчар, ядовитое дерево, убило человека, посмевшего воспользоваться его ядом.(1) 11. Князь Федор – родственник одной из семей, присутствовавших на вечере.(2) 12. Если отбросить эту привитую нам с детства жизненную мораль, то становится не совсем понятно, можно убивать или нельзя.(3)

 

Упражнение 4.

Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.

1. Врач внимательно осмотрел больных и, дав нужные указания сестре, вышел из палаты. 2. Сквозь стекло окон в комнату, освещая ее неярким светом, пробивались лунные лучи.

3. Группа геологов поднялась по склону горы, по пути изучая различные горные породы, и, достигнув перевала, спустилась с противоположной стороны.

4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком, держа его за руку, и, посадив на стул, стала его раздевать.

5. Через несколько минут всадники, быстро вскочив на лошадей, мчались уже по дороге, поднимая густую серую пыль.

6. Вечером, ложась в постель, и утром, вставая на рассвете, юноша думал все об одном и том же.

7. Всматриваясь в темноту леса, охотник задержался немного, а затем, заметив что-то интересное, уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру.

8. Пройдя несколько шагов, старик остановился и оглянулся, словно дожидаясь кого-то.

9. За деревней, окружая ее полукольцом, тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу, напоминая собой сказочных великанов.

10. Мой собеседник, достав из кармана спички, зажег свечу и, отпив немного воды из кружки, продолжал свой рассказ.

Упражнение 5.

Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении деепричастных оборотов. Исправляя эти ошибки, можете заменять деепричастные обороты придаточными предложениями времени.

1. Этот талантливый литератор, когда писал фельетон, строил фразу с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни.(у глагола «писать» нет формы деепричастия или она не употребляется) 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, и потом умерла, в возрасте тридцати шести лет.(человек не может жить после того как умер, совершенный вид деепричастия говорит о том, что действие, обозначенное им, предшествует действию глагола-сказуемого) 3. После определения этих величин из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли.(У деепричастного оборота нет главного слова) 4. Они очень внимательно читают инструкции, при этом берут на заметку все новое, интересное.(у глагола «брать» нет формы деепричастия или она не употребляется) 5. Собираясь на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни.(Собравшись- совершенный вид, но действия происходят одновременно, следовательно мы используем форму несовершенного вида) 6. В чемпионате мира по шахматам Каспаров, встретившись с Карповым, одержал блестящую победу.(здесь действия происходят неодновременно, следовательно мы используем совершенный вид) 7. Мы заняли второе место в районных соревнованиях, победив спортсменов из школы-интерната.(действия происходят неодновременно, поэтому совершенный вид) 8. Вчера, пообедав с писателем, он мне сказал...(действия происходят неодновременно, поэтому совершенный вид)9. Когда директор заглянул на урок, ему представилась интересная картина.(у деепричастного оборота нет главного слова) 10. Обсуждение проведения тестирования на педсовете не дало никаких полезных рекомендаций.(деепричастный оборот не нужен) 11. Через несколько дней после разлуки я увидел дома своего отца, приехавшего из командировки.(нарушение порядка слов в предложении с причастным оборотом) 12. Прочитанная для студентов лекция о роли эпитетов в художественной речи вызвала большой интерес.(нарушение порядка слов в предложении с причастным оборотом) 13. Миша рассмеялся, глядя на младшую сестру.(у деепричастного оборота нет главного слова) 14. После просмотра постановки в театре, напрашивается вывод о превратностях нашей жизни.(у деепричастного оборота нет главного слова) 15. Переходя дорогу, нужно внимательно смотреть по сторонам.(действия должны происходить одновременно, поэтому несовершенный вид) 16. Выйдя на улицу, мы начали замерзать.(у деепричастного оборота нет главного слова).

Упражнение 6.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замира я, чувству я, безмолвству я, наслажда вши сь, расстила в.

 

 

Упражнение 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: