Вот пример последовательной работы над развитием восприятия музыкального произведения П.И. Чайковского «Песня жаворонка».




Дополнительный материал

Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.

Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки: инструментальная и вокальная. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада используются чаще. С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. В качестве примера можно привести «Клоунов» Д. Кабалевского, «Шарманку» Д. Шостаковича, «Мотылек» С. Майкапара, «Лошадку» Н. Потоловского и др.

Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, общественным явлениям, общенародным праздникам, развития эстетического восприятия, способности к эстетической оценке, эмоционального отношения.

Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей.

При повторном прослушивании внимание детей (особенно старшего возраста) привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. На каждом занятии ставятся новые задания, активизирующие детское восприятие. Показателем развития музыкального восприятия может служить отношение ребенка к той или иной музыке. Педагог отмечает любимые детьми произведения, желание их слушать. Музыковеды утверждают, что слушание музыки, направленное на восприятие ее характера, образов, требует напряженной работы сердца, ума и особого творчества.

На необходимость развития разных сторон восприятия музыки неоднократно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно работавшие с детьми. Так, Б.Л. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Важным условием развития умения мыслить, по его убеждению, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений. Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности.

Б.В. Асафьев резко выступал против трактовки восприятия как «созерцательного акта». В связи с этим он сформулировал главную задачу педагога: «Уметь возбуждать и дисциплинировать внимание, направляя его на то, что служит одним из основных импульсов музыкального движения: на диалектически развивающийся ход его в сложных формах и на более простые контрастные сопоставления и периодические чередования в формах несложных... воспитать дремлющий инстинкт формы». В этом плане Б.В. Асафьев предлагал ряд теперь уже общепризнанных педагогических приемов: ознакомление путем «живого» исполнения (а не теоретического анализа) с понятиями «о тождестве и контрасте, о повторяемости или возвращаемости подобного». Через них — «внедрение в сознание» основных музыкальных форм. При этом он рекомендовал использовать терминологию, доступную и понятную ребенку.

Современный музыковед М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается», анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе с тем Б.М. Теплов писал, что одна из труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения при все возрастающей сознательности.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

H.JI. Гродзенская считала, что пение определенных тем музыкального произведения способствует развитию интереса к музыке и расширяет возможности ее восприятия; обогащает «интонационный словарь» детей, который со временем поможет им определить творческих почерк (стиль) композиторов. Кроме того, предварительное освоение темы произведения позволяет свободно и с увлечением следить, за развитием музыкального образа. Еще Б.В. Асафьев неоднократно говорил, что узнавание слушателем знакомого в новом, ранее неизвестном произведении всегда доставляет ему особое удовольствие.

Музыкальное восприятие становится более глубоким и осознанным, закрепляется, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, ребята маршируют на месте под знакомый им марш или прохлопывают ритм танцевальной музыки. Можно включить прием, с помощью которого дети получают наглядно-зрительные представления о музыкальном жанре: каждому ребенку дать три карточки с изображением марширующей, танцующей и укачивающей куклу девочки. Рисунки соответствуют трем исполняемым произведениям: маршу, танцу, колыбельной. Дети должны узнать их и поднять нужную карточку.

Для закрепления образов восприятия можно использовать дидактические игры, задачи которых связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение проходит в игровых

увлекательных ситуациях. Например, в игре «Эхо» или «Догадайся, кто поет» ребята на слух определяют тембр голоса поющего: «Коля, ты сейчас в лесу, / Слышишь, я тебя зову? / Быстро, Коля, отвечай, / Кто позвал тебя, узнай. / Ау!» или «Эту песенку свою / j Я тебе, дружок, спою. / Ты глаза не открывай, / Кто я — ну-ка, угадай!» и т.д.

Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог добивается эмоционального сопереживания, одновременно развивает слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает высказываться, дать эстетическую оценку произведению искусства (музыкального, изобразительного, словесного, поэтического, народной, классической и авторской музыки).

Освоение, запоминание каждого музыкального произведения требует повторного исполнения и слушания в течение многих- занятий.

На ранних этапах развития ребенка необходимо ввести его в мир музыки, помочь ему в понимании ее содержания, в овладении ее языком в доступных пределах. Решение этой задачи лежит «на перекрестке» нескольких линий организации музыкальных занятий с детьми и связано с необходимостью:

1) специального подбора музыкального репертуара и метода работы с ним;

2) использования на занятиях по слушанию музыки других i видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

3) использования на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного, художественной литературы.

Для слушания предлагается высокохудожественный и доступный детям по содержанию музыкальный репертуар. Он включает [ фольклор, классическую и современную музыку с ее достаточно сложным языком. Дети с самого начала знакомятся с народной и авторской музыкой разных эпох. Предпочтение отдается пьесам небольшим, программным, ярким интонационно, с преобладанием изобразительных моментов, но в то же время детям предлагаются и достаточно сложные произведения. Задачи, которые ставятся в связи с ними, облегчаются: эмоциональный отклик на прекрасную музыку, двигательная импровизация под нее (сотворчество с педагогом).

Дети младшего возраста могут:

— воспринимать общий характер, настроение музыкального произведения, его элементарную жанровую характеристику;

— ярко, эмоционально откликаться на них.

Старшие дети могут услышать смену частей, тембровые, динамические и элементарные ритмические особенности.

Это задачи, которые ставятся перед детьми и соответствуют их возможностям в «зоне ближайшего развития». Воспроизведение

музыки в пантомимических движениях всего тела и в оркестре является способом ее активного анализа и поднимает музыкальное восприятие на новую ступень.

Слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

— слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

— слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра;

— слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Педагог разными средствами стремится вызвать у детей радость от общения с музыкой. У каждого ребенка особый внутренний мир и свои интересы. Младшие дошкольники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие их детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы. Это марши, колыбельные, плясовые.

В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности. Детей знакомят с именами русских композиторов — Глинки, Чайковского и др. Неоднократно слушая произведения, дети постепенно запоминают их, у них развивается вкус, определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые среди них.

В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:

— целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, прослушивании);

— дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании);

— осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).

Надо дать детям возможность неоднократно прослушать любое музыкальное произведение. Целесообразно продумать такую методику работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнать что-либо новое, ранее еще не отмечавшееся в этом произведении.

Первое ознакомление с произведением — это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера. Поэтому важно выразительно исполнить произведение, дать ему краткую характеристику и, быть может, отметить некоторые особенности. Во время повторного прослушивания внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным деталям.

Вот пример последовательной работы над развитием восприятия музыкального произведения П.И. Чайковского «Песня жаворонка».

1-езанятие. Педагог, обращаясь к детям, задает вопрос: «Слышали ли вы, как поют птицы? Их очень много в лесу, на даче, в парке, они поют красиво, звонко. Есть такая птичка — она называется жаворонок. Он особенно хорошо поет. Послушайте, я сыграю вам музыку про его песню».

Педагог исполняет произведение и спрашивает: «Как же музыка рассказывает про жаворонка, как он поет?» Выясняют, что он поет тоненько, нежно и летает легко и быстро.

После этого «Песня жаворонка» исполняется второй раз. Дети получают целостное представление о музыке, ее особенностях, характерных чертах.

2-е занятие. Педагог говорит:

— Я прочитаю вам стихотворение, послушайте его:

«На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий. И песню громкую запел В лазури жаворонок звонкий».

А мы знаем музыку про жаворонка. Она называется «Песня жаворонка». Послушайте ее.

3-е занятие. Педагог играет «Песню жаворонка», заранее предупредив, чтобы все внимательно слушали, а затем сказали, какое это произведение. Дети узнают его.

— Да, вы правильно узнали — это «Песня жаворонка». А написал эту музыку композитор Петр Ильич Чайковский. Это вели- кий русский композитор. Он очень любил детей и для своих маленьких племянников написал много музыкальных произведений.

Прослушайте еще раз «Песню жаворонка». Музыка спокойная, нежная»

Е занятие.

— В прошлый раз мы слушали «Песню жаворонка». Кто написал эту музыку?

— Правильно, Чайковский. Мы еще знаем другие его произведения и слушали их. Какие из них вы можете назвать?

Дети вспоминают.

Можно исполнить знакомую им «Камаринскую», отметив, что это веселая, плясовая музыка, а «Песня жаворонка» — спокойная, тихая.

5-е занятие. Называются произведения, композитор. Педагог обращает внимание детей на трёхчастную форму.

— Я сыграю вам «Песню жаворонка», а вы скажите: все ли время птичка одинаково поет?

— Да, она то ближе, то дальше, и песня звучит то тише, то громче. Я сыграю еще раз, а вы скажете, в каком месте птичка поет тише.

(Играет.)

— Да, верно. Вначале жаворонок поет погромче, потом потише, а потом, как в первый раз, погромче. (Трёхчастная форма, динамические оттенки.)

Е занятие.

— Я сыграю вам еще раз «Песню жаворонка», а вы угадайте, о чем музыка расскажет в конце — улетела птичка или осталась?

Педагог исполняет мелодию, а дети говорят, что жаворонок улетел.

Е занятие.

— Я сыграю вам отрывок из «Песни жаворонка», а вы скажете, какую часть я вам сыграла.

Играет заключительную часть. Дети узнают: «Жаворонок улетел — это конец музыки».

— Да, это музыкальное заключение.

8-е занятие. Можно исполнить все знакомые детям произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, а дети должны их узнать и назвать.

Таким образом, в связи с усложнением музыкальных произведений усложняются и методы работы.

Исполнение произведений должно быть достаточно тонким, выразительным, чтобы дети могли воспринять доступные им разнообразные чувства и настроения, почувствовать красоту каждого

музыкального произведения. Беседы становятся более развернутыми, последовательно раскрывающими содержание произведения. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживания детей. При этом следует иметь в виду, что каждый понимает музыку по-своему.

Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности,- которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции детей на музыку.

Таким образом, следует приложить немало усилий, проявить терпение и настойчивость, способствуя развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных j произведений. Тем самым педагог помогает детям в будущем стать s добрыми, отзывчивыми, творчески активными людьми.

Большое значение для воспитания интереса к восприятию музыки имеют создание эмоционально благоприятной обстановки и эмоционально положительное отношение к музыке самого педагога, пример которого для детей весьма важен. Кроме того, особую роль в формировании эстетического восприятия музыки играет разнообразие форм занятий.

Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей — концерты. Они наполняют жизнь детей яркими впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Это могут быть концерты, посвященные творчеству какого-либо композитора (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Д.Б. Кабалевского и других), музыкально-литературные концерты, посвященные творчеству детского писателя или поэта (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А. Барто и других), музыкальные викторины, вечера народной, классической музыки, совместные концерты взрослых (родителей, студентов музыкально-педагогического факультета, педучилища) и детей, которые как бы подводят итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов, развивают творческую активность детей.

Слушание знакомых пьес в новом звучании (оркестровом, в исполнении взрослых, известных пианистов, певцов и т.д.), сравнение различных трактовок, аранжировок одного и того же произведения активизируют и обогащают восприятие. Особенно яркое воздействие на детей оказывает «живое», выразительное исполнение произведения педагогом, однако не всякое произведение педагог может исполнить сам. Если музыка написана для хора или оркестра, то ее можно слушать в грамзаписи или на аудиокассете. При этом важно качество технических средств обучения, грампластинок, а также умение педагога обращаться с ними. Шипение, исчезновение звука, неоднократные попытки точно найти начало звучания того или иного произведения на диске, сосредоточенность педагога на технических средствах и отсутствие его сопричастности к звучащей музыке отвлекают ребят от восприятия произведения.

Подготовка дошкольников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами. К ним относятся вступительное слово педагога, использование произведений других видов искусств, вокализация тем инструментальных сочинений. Созданию положительного эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных произведений, не только поэтических, но и рассказов, отрывков пьес, романов, в которых используется описание природы, того или иного явления, предмета, события. Иногда для создания необходимого эмоционального настроя педагог использует и выразительное слово, и произведения живописи. Рассмотрим задачи, содержание и приемы обучения слушанию музыки по возрастам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: