Происхождение слова и жанра, этимологический смысл. Строение сонатного цикла.
Одним из распространённых жанров камерной музыки является СОНАТА (от итал. Sonare -звучать). Этот термин появился в XVI в. и обозначал любую инструментальную музыку. В XVII в. он приобрёл современное значение – многочастное циклическое произведение,состоящее из трёх или четырёх частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
Первая часть сонаты, наиболее острая и напряжённая, обычно написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро). Именно эта форма наилучшим образом раскрывает драматическое содержание на основе взаимодействия музыкальных тем и художественных образов. Темы – главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют друг друга.
Развитие музыки в сонатной форме можно сравнить в драматической пьесе. Начало пьесы – знакомство с героями – завязка. Далее действие развивается. Обостряется и достигает вершины – кульминации. Затем наступает развязка, счастливая или трагическая.
Так и сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиции, разработки и репризы.В экспозиции появляются (экспонируются) основные музыкальные темы. В разработке эти темы звучат по-новому. Взаимодействуя друг с другом, они распадаются на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются, переплетаются,борются. В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями», которые произошли в разработке.Окончательную точку в развитии музыки, первой части ставит кода – заключение, завершение. Реприза и кода – своеобразный итог развития действия, который позволяет слушателям понять замысел, идею сочинения.
Особенности такого развития можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных сочинениях, как концерт и симфония.
Йозеф Гайдн (1732 - 1809) - великий австрийский композитор, один из представителей венской классической школы.Он оставил множество произведений почти во всех музыкальных формах и жанрах, существовавших в его время. Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства.Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке – жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором. С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.
Й.Гайдн
Ссылка на Сонату ми минор Й.Гайдна: https://youtu.be/e4sjWOYVE7w
Задание: Послушай сонату ми минор Й.Гайдна, какие впечатления вызвала у тебя музыка австрийского композитора. Свои впечатления запиши в тетрадь.
Л.В.Бетховен
Людвиг ван Бетховен (1770 - 1826) - великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX века. В фортепианных сонатах Бетховена предстаёт вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли своё отражение в процессе развёртывания музыкальных тем, в боьбе идей, выраженных в звуках.
Ссылка на «Лунную» сонату № 14 Л.В.Бетховена: https://youtu.be/605__YZu6zc
Задание: Послушай сонату № 14 «Лунную» Бетховена. Какие впечатления вызвала у тебя эта музыка? Как возникло название этой сонаты? Что переживал композитор, когда сочинял эту сонату? Свои ответы высылай на адрес: Lenhik3971@mail.ru
Или Viber или WhatsApp на номер телефона: +79925044332