«Совершенствование продукции с помощью метода «ФСА+ТРИЗ»
Продолжит-сть | 24 академических часа |
Целевая аудитория | Руководители конструкторских отделов, ведущие инженеры-конструкторы, разработчики продукции, исследователи, изобретатели, дизайнеры. |
Количество слушателей | Оптимально 16 – 20 человек, максимально - 24. Планируется, что после семинара-тренинга слушатели будут применять полученные знания для решения производственных задач. Необходимо чтобы в семинаре принимали участие специалисты, хорошо знающие предметную область этих задач. |
Цель обучения | Научить участников семинара-тренинга применять такие методы совершенствования изделий как: · построение структурно-функциональной модели изделия; · оценка уровня выполнение функций изделия и его частей; · построение модели «идеальной» конструкции изделия; · построение модели «идеального» процесса; · использование имеющихся ресурсов для получения идеи решения; · приёмы устранения технических противоречий. |
Ожидаемые результаты | Для участников семинара-тренинга: · умение проектировать более совершенные («идеальные») изделия; · умение снижать себестоимость изделий, без снижения их качества. Для предприятия: · выявление и использование скрытых резервов совершенствования проектируемых и изготавливаемых изделий; · снижение затрат на изготовление продукции предприятия. · сотрудники, способные проектировать более совершенные изделия. |
Программа | День 1 (8 ак.часов) – Системный анализ изделий 1. Введение (0,5 ак.часа): 1.1. Зачем нужно совершенствовать продукцию компании? Что такое усовершенствованное изделие? Метод «ФСА+ТРИЗ» как метод совершенствования изделий и процессов. 2. Основные инструменты системного анализа изделий: 1.2. Любое изделие – это система! Системный анализ изделия: построение структурной модели изделия - определение его состава, выявление и описание связей, выявление нежелательных эффектов. Тренинг – построение структурных моделей учебных объектов. 1.3. Построение структурно-функциональной модели изделия - определение функций частей изделия; ранжирование функций (выделение частей, выполняющих основные и вспомогательные функции). Выявление нежелательных эффектов, дублирования функций, вредных функций. Тренинг – построение структурно-функциональных моделей учебных объектов. 1.4. Оценка уровня выполнения функций изделия. Выявление нежелательных эффектов, связанных с избыточным и недостаточным уровнями выполнения функций. Тренинг – оценка уровня выполнения функций учебных объектов. День 2 (8 ак.часов) – Модель «идеального» изделия 2.1. Основной закон развития техники – стремление к увеличению её идеальности. Идеальная система. Пути повышения идеальности продукта. 2.2. Построение модели «идеального» изделия: формулирование условий удаления из состава изделия частей, выполняющих вспомогательные функции; формулирование задач по изменению конструкции изделия. Тренинг – построение функционально-идеальной модели учебного объекта. 2.3. Построение модели «идеального» процесса. Упрощение конструкции изделия через упрощение процесса, протекающего в нём. Тренинг – построение функционально-идеальной модели учебного процесса. День 3 (8 ак. ч.) – ПФЭА, Ресурсы и Приёмы устранения противоречий 3.1. Упрощение конструкции оставшихся в изделии частей с помощью поэлементного функционально-экономического анализа - изменение вспомогательных элементов с целью снижения себестоимости изделия. 3.2. Рациональное использование имеющихся в изделии ресурсов для выполнения требуемых функций: материала, формы и расположения деталей, пространства внутри изделия, движение его частей. Тренинг по анализу имеющихся в изделии (или задаче) ресурсов. 3.3. Противоречия в технике.Закон неравномерности развития частей системы. Системы развиваются через появление, обострение и устранение противоречий. Типы противоречий. Приёмы и таблица приёмов устранения противоречий. Примеры применения приёмов устранения противоречий для решения изобретательских задач. Тренинг по применению приёмов устранения противоречий для решения учебных изобретательских задач. |
Режим и форма проведения занятий | Семинар-тренинг проводится в течение 3 дней в виде занятий продолжительностью 8 академических часов, из которых: · 4 ч – теоретическая часть + примеры; · 4 ч – выполнение учебных упражнений – тренинги; · через каждые 2 ак.часа перерывы - 10 минут. Участники семинара получают рабочую тетрадь, содержащую основные положения теории, алгоритмы, правила и упражнения. Рабочая тетрадь служит конспектом-подсказкой в дальнейшей работе. Элементы технологии «обучения действием»: 1. участники семинара-тренинга работают не только над учебными упражнениями, но и над производственными задачами предприятия; 2. участники обмениваются друг с другом опытом выявления, формулирования и решения задач по совершенствованию изделия; 3. участники семинара должны быть вовлечены в проекты полного цикла: т.е. не только находить идеи и формировать концепции решений, но и участвовать в их реализации. |
Требования к месту проведения занятий | Для проведения занятий необходимы:
· экран (желательно размером не менее 1,5 х 2 метра);
· проектор и кабель для подключения ноутбука преподавателя к проектору, сетевой кабель длиной не менее 3-х метров;
· доска для разбора задач (размер не менее 1,5 х 2 метра), на которой можно писать фломастерами. В крайнем случае, флип-чарт с бумагой;
· фломастеры толстые – 3 цвета (черный, синий, красный или зелёный);
· 1 пачка бумаги формата А4;
· столы и стулья для участников семинара и для преподавателя;
|
Автор и ведущий семинара-тренинга:
Скуратович Александр Иванович
Заведующий сектором маркетинговых исследований УГК ОАО «АМКОДОР» - управляющая компания холдинга».
Консультант и тренер по совершенствованию изделий, процессов, услуг с помощью ТРИЗ, ФСА и инструментов Бережливого производства. Сертифицированный специалист по ТРИЗ (диплом Международной Ассоциации ТРИЗ № 66).
Выполнил более 50 консалтинговых инновационных проектов для промышленных компаний Беларуси, России, Чехии, Южной Кореи, Великобритании: НПО «Гомсельмаш», ООО «Завод теплообменного оборудования», «ИНТЭКО-Агро», Северсталь, Jim Design, LG Electronics, LG Philips LCD, LS Cable, LS Mitron, POSCO, Samsung Corning, Shelbourne Reynolds. Соавтор 23 патентов.
Провел более 40 семинаров-тренингов в Беларуси, России, Чехии, Южной Корее, Китае.
Ведущий разработчик компьютерных систем, руководитель отдела качества, директор групп баз данных международного проекта «Изобретающая Машина» (компании IMLab, IMCorp 1988-2001).
Автор более 25 публикаций по ТРИЗ и ФСА. Журналы «Деловое совершенство», 2008 г. https://www.stq.ru/ds/; «Бизнес-ревю» №7, 2010 (Беларусь); см: https://www.trizminsk.org/e/prs/as.htm, https://www.trizland.ru, https://www.triz-profi.com, https://www.metodolog.ru, https://www.triz-journal.com.
Участник международных конференций по ТРИЗ: ETRIA 2002, 2004 (https://www.etria.net); «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов в бизнесе», Москва, 2011 г. (https://www.metodolog.ru/node/1270), 2013 г. (https://www.metodolog.ru/node/1775).
e-mail: ais99@mail.ru,
моб.тел.: +375 29 554-05-65 (Беларусь, МТС)