Методическая разработка
«Поэзия А. Блока: падение поэта»
Курс
Форма урока:
микрогрупповая поисковая работа с элементами художественного творчества.
Обучающие цели:
– организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся, направленную на понимание сути духовных исканий А. Блока;
– научить проявлять студентов поисковую и творческую активность индивидуально и в формате коллективной совместной работы;
– научить выявлять основное в большом объёме информации.
Воспитательные цели:
– познакомить учащихся с предупреждающей трагической судьбой великого русского поэта;
– вложить в студентов идею о возможных расхождениях между величиной поэтического таланта и качеством и характером его духовного воздействия.
План урока:
1. Преподаватель читает учащимся небольшую лекцию о русском символизме, его истории, его принципах:
– «серебряный» век: много направлений и течений, 3 наиболее крупных – символизм, акмеизм, футуризм; символизм – самое ранее; возник во Франции (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо); затем – в России: Д. Мережковский, статья «О причинах упадка и новых течений в современной русской литературе», В. Брюсов, сборники «Русские символисты» (+ мистификация);
– 3 волны русского символизма:
а. петербургские писатели (декаденты) (Д. Мережковский, З. Гиппиус): богоискательство.
б. «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт): пессимизм, противопоставление реальности и идеальности, неопределённость смысловой стороны слова, акцент на музыкальности.
в. «младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов): исток – философия В. Соловьёва о Вечной Женственности, мистичность, оптимизм, введение понятия символа;
– символ – многослойный художественный образ (+ о способах различения символа и о различиях символов у разных поэтов);
– тематика русского символизма: экзистенциальная, экзотическая;
– ритмика русского символизма: свободная (дольник, верлибр), куртуазная (сонет, рондо).
2. Трое учащихся делают сообщение о жизни А. Блока: студенты заранее делят материал на небольшие блоки и представляют биографию поэта, чередуясь. Рассказ о жизни Блока они дополняют зачитыванием отрывков из воспоминаний его современников. Преподаватель по необходимости расставляет смысловые акценты и сопровождает сообщение учащихся демонстрацией на ноутбуке соответствующих фотоматериалов.
3. Преподаватель рассказывает учащимся о 3-х этапах в творчестве А. Блока, выделяемым литературоведами и осознанным самим поэтом. Работа в продолжение занятия строится на характеристике этих этапов.
1 этап (1898-1904), сборник «Стихи о Прекрасной Даме».
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «Ты горишь над высокой горою…», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя…» и определить их особенности.
Особенности:
– в центре – образ Вечной Женственности;
– сюжет – встреча лирического героя и Вечной Женственности, недосягаемость Вечной Женственности, страх перед изменением Её образа;
– единая система образов: он (рыцарь, инок), она (божество);
– стиль – молитвенник, мотив храма, церковные реалии;
– цветовая гамма: золото, лазурь, белый цвет.
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений.
2 этап (1904-1908), сборник «Снежная маска».
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «Её песни», «Крылья», «Прочь!» и определить их особенности.
Особенности:
– изменение её образа: превращение света во тьму;
– демонизм лирического героя;
– резкое расширение пространства и мотив «страшного мира»;
– стихийность реальности
– цветовая гамма: «мятеж лиловых миров».
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений.
3 этап (1908-1921), сборники «Возмездие», «Родина».
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» и определить их особенности.
Особенности:
– развитие мотивов цыганщины и страсти;
– поиск лирическим героем выхода из духовного тупика;
– появление темы Родины: преобладание сверхличных ценностей над личными; оригинальность: Родина не как мать, а как жена;
– просвечивание прежнего светлого образа Вечной Женственности сквозь образ Родины.
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений.
4. Преподаватель озвучивает логику прохождения каждого из охарактеризованных этапов по Блоку: «...таков мой путь – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, возмездию и... – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру…)».
Преподаватель:
Это логика падения и подъёма. Однако сами стихи Блока последнего этапа опровергают этот оптимистичный взгляд: мотивы страстного и гибельного морока по-прежнему присутствуют в его поэзии.
Точнее определил логику духовного и творческого пути Блока Даниил Андреев, который констатировал возрастание поэтического мастерства Блока, с одной стороны, о его нарастающее духовное падение, с другой.
Причина падения Блока, по Д. Андрееву, в его неосторожном смешении высокого и низкого, любви божественной и любви телесной. Это смешение и привело поэта к ряду трагических духовных подмен: божество подменилось бесом.
Результатом этого, по Д. Андрееву, явилось и молчание Блока в последние годы. Мистик в его лице пал, а через какое-то время пал и поэт. Его судьба – это предупреждение.
5. Студенты на протяжении занятия последовательно прикрепляют магнитами к доске выполненные ими иллюстрации. Это обеспечивает зримое видение логики духовного и поэтического пути А. Блока.