Раздел 1.
1.3 Дайте определение следующих категорий:
Монополия _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Естественная монополия ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Барьер на пути вхождения _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Монопольная власть ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ценовая дискриминация __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Монополистическая конкуренция ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация товаров __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олигополия ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ломаная кривая спроса ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Картель __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Равновесие Бертрана ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Равновесие Курно_______________________________ __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 2.
Тест
1. В условиях чистой монополии предприятие:
а) соглашается с равновесной рыночной ценой;
б) частично контролирует цены;
в) лидирует в ценовой политике;
г) полностью контролирует цены.
2. Монополистический рынок характеризуется:
а) свободой входа;
б) свободой выхода;
в) блокированным входом;
г) дифференциацией продукта.
3. Если предприятие на некоторое время становится единственным
поставщиком какого-либо продукта или услуг благодаря его новизне, то
это:
а) закрытая монополия;
б) открытая монополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) олигополия.
4. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход всегда:
а) выше цены или среднего дохода;
б) ниже цены или среднего дохода;
в) равен цене или среднему доходу;
г) все перечисленное верно.
5. Кривая спроса предприятия в условиях несовершенной конкуренции
эластична на отрезке:
а) положительного предельного дохода;
б) отрицательного предельного дохода;
в) нулевого предельного дохода;
г) все перечисленное верно.
6. Ценовая дискриминация относится к рынку:
а) чистой конкуренции;
б) монополистической конкуренции;
в) олигополии;
г) монополии.
7. В условиях господства монополии:
а) излишек потребителя увеличивается;
б) излишек производителя уменьшается;
в) возникают чистые потери общества;
г) появляется убыток потребителя.
8. Продукция фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, является:
а) близкой, но не полностью взаимозаменяемой;
б) уникальной;
в) взаимодополняемой;
г) некачественной.
9. В краткосрочном периоде предприятие, работающее в условиях монополистической конкуренции, может добиваться всего ниже перечисленного, кроме:
а) максимизации прибыли;
б) минимизации убытка;
в) получения нормальной прибыли;
г) выравнивания цены и предельных издержек.
10. При монополистической конкуренции предприятие, находящееся в условиях долгосрочного равновесия, получает:
а) чистую экономическую прибыль;
б) нормальную прибыль;
в) монопольную прибыль;
г) все перечисленное верно.
11. В условиях олигополии предприятие:
а) полностью контролирует цены;
б) ведет жесткую ценовую политику;
в) контролирует цены в узких рамках;
г) не контролирует цены.
12. Уникальным свойством олигополии в ценовой политике является:
а) использование рекламы;
б) всеобщая взаимозависимость;
в) обладание значительными финансовыми ресурсами;
г) способность вести ценовые войны.
13. Ломаная кривая спроса характеризует поведение олигополиста,
предрасположенного:
а) к тайному сговору;
б) к молчаливому соглашению;
в) к ценовой конкуренции;
г) к лидерству в ценах.
14. Рынок монополистической конкуренции схож с олигополистическим в
том, что:
а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;
б) для предприятий характерно стратегическое поведение;
в) предприятия обладают рыночной властью;
г) для предприятий не характерны слияния и поглощения.
15. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или понизит цену или объем выпуска продукции:
а) это приведет к увеличению прибыли данной фирмы;
б) не окажет влияния на объем прибыли данной фирмы;
в) окажет влияние на продажу и прибыль фирм конкурентов;
г) не произойдет никаких изменений.
16. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению:
а) чистой монополии;
б) олигополии;
в) монополистической конкуренции;
г) чистой конкуренции.
2.2 Решите задачи:
1. Функция спроса на товар на монопольном рынке имеет вид: Q = 100 - 0,5Р; функция издержек: ТС = 100 + 4Q.
Определите:
а) предельный доход и предельные издержки при производстве 11 единиц продукции;
б) оптимальный объем выпуска для монополии;
в) по какой цене монополия будет продавать оптимальное количество продукции;
г) чему равна прибыль монополиста;
д) каково значение оптимального объема выпуска в отрасли при восстановлении в ней конкурентной среды;
е) по какой цене конкурентные фирмы будут продавать данное количество товара?
2.. Даны функция спроса на продукцию олигополиста QD = 25 – Р и функция средних валовых издержек.: АТС = 4 + 0,5Q. Известно, что максимум прибыли равен 23,5 ден. ед. Чему равны постоянные издержки фирмы?
ТЕМА 9. Рынки факторов производства