Информационно-коммуникационные технологии на уроке музыки




Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки музыки с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к предмету, эффективностью.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка».

Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование современных цифровых ресурсов указывается как наиболее естественный способ формирования этих действий.

В процессе применения ИКТ происходит:

· развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

· эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

· развитие коммуникативных способностей;

· обогащение арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребёнка меняется, он живёт в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся и является более интенсивным собеседником по сравнению с книгой.

Вслед за другими предметами ИКТ начинают проникать и в школьный кабинет музыки, в котором может появиться компьютер со специальными музыкальными программами, специальное устройство ввода звуковой информации: МИДИ-клавиатура, синтезатор (музыкальный компьютер), видеопроектор...

Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроке музыки, и какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием?

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Наличие в кабинете музыки экрана и компьютера позволяет широко использовать на уроках цифровой образовательный ресурс и накопленный материал, который может включать в себя:

Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов), других сайтов.

Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.

Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.

Звуковые фонограммы музыкальных произведений.

Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)

Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;

Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

· для поиска литературы в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

· для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.;

· зрительный ряд, рассказывающий о творчестве композиторов, музыкальной культуре разных стран, можно создавать с помощью программы Microsoft PowerPoint. В виде презентаций также можно представлять ряд тестов и проверочных заданий по предмету;

· для хранения и накопления информации: CD-, DVD-диски, Flash-диски, Облачное хранение информации: так называемая виртуальная среда, которая позволяет хранить данные и работать с ними посредством Интернета и без участия локальных накопителей.

· для общения (электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent и т.д., в том числе Электронный журнал - инструмент для прямой связи между учителями и родителями школьников);

· для прослушивания музыкальных классических шедевров и вокально-хоровой работе на уроке подойдут программы для обработки и воспроизведения звука Windows Media Player, WinAmp, WinDVD и т.д. Ребята с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом. Готовое сопровождение (минусовки) к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей;

· для просмотра изображений (программы ACDSee, PhotoShop, Picasa);

· для создания, редактирования и записи музыки интересна программа «Электронный Ди-Джей 7», которая представляет собой виртуальную музыкальную студию. Работу со звуком при домашней подготовке к урокам можно осуществлять с помощью программы «Adobe Audition v 1.0» (профессиональный инструмент для работы с аудио-файлами, предназначенный для специалистов в области обработки аудио и видеопродукции); «Nero» -это уникальный набор программ и утилит для работы с компакт и DVD-дисками, а также видео и звуком.

· для обучения музыкальной грамоте могут использоваться программы-нотаторы Finale, Sibelius, Geniesoft.Overture.v4.1.0.19, предназначенные для подготовки к печати партитур музыкальных произведений. Эти программы помогут ученику увидеть «звучащую» партитуру и перейти от пассивного восприятия нотного текста и соответствующего аудиоматериала к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания;

· компьютерные программы энциклопедической направленности: «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс», «Культурное наследие. ХVIIIв.», «Соната» и др.;

· программы для музыкального развития: игра «Щелкунчик», «Музыкальный пасьянс», «Волшебная флейта», «Мурзилка» и др.

· сайт для создания мультимедийных интерактивных упражнений: LearningApps.org (при наличии на уроке компьютера, проектора, экрана и интернета)

· Электронный журнал помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ: домашнее задание и замечания попадают напрямую в электронный дневник ученика; даёт возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами); возможность проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет); является централизованным способом оповещения о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.

Использованные вышеперечисленные методы и средства обучения

· позволяют успешно формировать коммуникативные умения и навыки;

· способствуют повышению статуса предмета «музыка» среди других школьных дисциплин;

· помогают достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях различного уровня.

На уроке музыки информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль: помогают расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию; сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает процесс обучения творческим, увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие учащихся.

Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует:

· личностному развитию учащихся;

· повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;

· росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

· изменению самооценки учащихся;

· воспитанию активности и самостоятельности;

· формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

· развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

· овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

· совершенствованию профессиональных компетенции учителей музыки: общехудожественных, методологических, исполнительских, организационных, теоретико-музыковедческих, информационно-коммуникационных и др., необходимых педагогам для успешной работы по формированию художественной культуры школьников.

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки –не самоцель. Главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни.

«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучающихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

Билл Гейтс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: