Интонация. Музыкальная фраза. Период




 

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы. Музыкальная форма – строение музыкального произведения.

Знаки препинания в музыке – цезуры.

Признаки цезуры: а) остановка на более долгом звуке

б) любая повторность (ритм, мелодия) точная, вариантная, которая создает ощущение начала нового построения

в) пауза в конце построения.

Интонация – основной строительный материал, частичка мелодии, попевка, мелодический оборот из двух звуков. Интонации складываются в мотивы.

Мотивы – однотакты с одним акцентом, незаконченные звенья мелодии. Мотивы складываются во фразы.

Фразы – 2-такты с относительно законченной мыслью, объединяющие два или более мотивов.

Предложение – крупная часть периода, музыкальная мысль, завершенная каденцией.

Каденция – последовательность звуков или аккордов, завершающая построение. Каденции бывают: полные совершенные, завершающиеся на тонической приме. Полные несовершенные – на тонической терции или квинте. Половинные – на доминанте (внутри построения).

Период - наименьшая законченная музыкальная форма. Изложение одной мысли. Обычно состоит из двух предложений. Строение:8+8, 16+16, 4+4. Виды: квадратный повторного строения: а+а

Квадратный неповторный: а+в (а+ в+с)

Периоды бывают однотональные и модулирующие.

Область применения: а) как часть более крупной формы;

б) в виде самостоятельного произведения

 

Музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом», Ф.Шопен Прелюдии №7,№20.

Период

Предложение предложение

Фраза фраза фраза фраза

Мотив мотив мотив мотив

Задание: Найти период в произведении из своего репертуара.

 

Урок 20

Простая двухчастная форма

Простой двухчастной называется форма, состоящая из двух периодов. Возникла в народно-песенном творчестве, затем перешла в инструментальную музыку.

Первый период Второй период

с репризой

A а1 с а1

A b c b1

A b c a1

без репризы

а а1 с b

a b c d

Строение: 8+8+8+8, или 4+4+4+4, реже 16+16+16+16

Тональный план: T - D – D – T

Разновидности: а) безрепризная (из двух разных периодов)

б) репризная (в которой во втором периоде повторяется одно из предложений первого периода)

Область применения:

а) часть более крупного целого (сложной трехчастной формы, тема вариаций)

в) самостоятельные пьесы – прелюдии, танцы, песни (куплетные), романсы.

Слушание: П. Чайковский «Детский альбом» «Старинная французская песня», «Болезнь куклы».

Задание: найдите простую двухчастную форму в произведении из своего репертуара.

 

 

Урок 21

Простая трехчастная форма

А в а

период период период

или

построение срединного характера

Простая трехчастная форма - это форма, первая часть которой – период, вторая (средняя) – период или ряд построений серединно-разработочного характера; третья часть – реприза первой части.

Вторая часть противопоставляется крайним, т.к. вносит известный контраст. Гармоническое строение середины играет большую роль в создании контраста – преобладание неустойчивых звучаний, подчиненных тональностей. Часто заканчивается на D - предыкт.

Реприза – начало совпадает с тональной репризой.

Область применения:

а) составная часть более крупных форм (сложная трехчастная форма)

б) широко распространена часто в мелких, а иногда и крупных сочинений (прелюдии, ноктюрны, танцы, марши, пьесы, песни, романсы, арии)

в) встречается в сонатах, симфониях.

 

Слушание:

П.Чайковский «Детский альбом»

«Марш деревянных солдатиков»:___________________________________

«Итальянская песенка»____________________________________________

 

Задание: найдите простую трехчастную форму в произведении из своего репертуара.

 

 


Урок 22

Форма Рондо

Рондо – это форма, в основе которой лежит чередование главной темы с различными эпизодами.

А+ В +А+ С

рефрен эпизоды

 

Рондо – старинная форма (от ит., франц. – круг). Глубоко коренится в народной музыке - хороводных песнях, танцах.

 

Главная тема – рефрен (т.е. припев).

 

Части между проведениями рефрена – эпизоды..

 

Характер произведений, написанных в форме рондо – преимущественно празднично – оживленный, есть шутливые, юмористические (Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша», Глинка Рондо Фарлафа).

 

Область применения:

а) самостоятельное произведение;

б) часть циклического произведения;

в) в русской музыке встречается часто в вокальном жанре.

 

Слушание: Глинка Рондо Фарлафа,

 

_______________________________________________________

 

Моцарт Ария Фигаро «Мальчик резвый»

 

______________________________________

 

 

Бетховен «Элизе»

 

_____________________________________________

Задание: найдите форму рондо в произведении из своего репертуара.

 

 

Урок 24

Вариации

Тема с вариациями – форма, состоящая из первоначального изложения темы и нескольких её повторений в изменённом виде, называемых вариациями.

А + А1 + А2 + А3

Basso ostinato

Возникли в XVII веке – вариации, основанные на повторении в басу одного и того же мелодического оборота. Такой бас – basso ostinato (упорный бас). Пассакалья и чакона (медленные танцы в трёхдольном размере) – род вариационной формы.

Слушание: Гендель Пассакалья g-moll.

 

Строгие вариации

XVIII век – новый тип – классические, орнаментальные. Тема – простая, легко узнаваемая, темп умеренный, простая фактура; форма: простая двухчастная с репризой, реже простая трёхчастная, редко – тема период.

Методы варьирования:

1) мелодия подвергается фигурационной обработке; ритмические изменения.

2) гармония (изменяется мало); ладовый контраст.

3) форма, как правило, почти не изменяется.

4) вариации контрастны друг с другом.

5) контраст темпов.

6) вводятся коды.

Слушание: Моцарт соната A-dur, Гайдн симфония №103 II ч.

 

Свободные вариации

XIX век. (Шуман «Симфонические этюды»)

1) Тема варьируется таким образом, что каждой вариации придаётся индивидуальный характер.

2) Цикл превращается в нечто, подобное сюите.

3) Возможность смены тональностей.

4) Теме придаётся иная форма.

5) Очень большая удалённость от темы.

6)

Глинкинские вариации

Soprano ostinato.

(Персидский хор Глинки, Песня Марфы Мусоргского; Песня Варлаама)

 

Двойные вариации – вариации на 2 темы.

(Гайдн симфония №103 II ч.; Глинка «Камаринская»)

 

Оркестровые (тембровые вариации)

Равель «Болеро»

Шостакович Эпизод нашествия.

 

Задание: найдите форму вариаций в произведении из своего репертуара.

Урок 25



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: